О Пелевине

Интересные размышления о Пелевине - правда формат спора им только повредил. Возникла некая соревновательная лихорадка, когда оппоненты раз за разом повторяли, с небольшими вариациями, свой самый сильный аргумент, мало уделяя внимания более слабым. Хорошо спорить в спокойной, дружелюбной атмосфере. Когда же появляется антагонизм, жесткая риторика, цепляние к каждому слову - ценность спора резко снижается; обе стороны не решаются развивать интересные и свежие мысли, сосредотачиваясь на многократном повторении бесспорных, и потому банальных истин.
"Старый дед" в основном прав - за исключением того что предъявляет к современному писателю слишком высокие требования. Он должен быть и утонченным интеллектуалом, и гениальным художником от литературы, и мастером сильного слова, и гроссмейстером живого образа, и одновременно с этим - святым, меняющим читателя, наполняющим его жизнь высокими смыслами - разумным, добрым, вечным. Христом, практически. Где нам таких взять?
Это хорошо, с одной стороны - писатель должен понимать что путь к совершенству бесконечен. Но с другой стороны - любой писатель продукт своей эпохи, а современная эпоха отмечена печатью позорного упадка человека и общества. Оставшейся не признанной - мы до сих пор живем в парадигме прогресса, где все новое должно быть обязательно лучше старого. И даже если современный писатель - постмодернист и деконструктор, и казалось бы деградация налицо (своих смыслов создать не может, поэтому разрушает чужие) - мы и там пытаемся найти прогресс, например более глубокий взгляд на мир. Это абсолютная ерунда - нет никакого "более глубокого взгляда". Есть лишь деградация и ничего больше. При обсуждении Пелевина "дед" поделился верным наблюдением: деконструкция хорошо получается у тех, кто сам ранее во что-то сильно верил. Это правда. Ренегат ценен тем, что сохраняет не только опыт своего переосмысления мира, но и осколки старых убеждений. Голый постмодернист не интересен ничем.
Таким образом, как продукт дегенеративной эпохи, современный писатель не может быть лучше классиков почти во всем. Он - хуже. Литература сегодня по этой причине практически умерла - зачем писать, если переплюнуть корифеев все равно не получится? Но есть одно "но". Классики писали для других людей, которые жили другой жизнью. И со временем теряют актуальность. Анализируя свои жизненные ошибки, я пришел к выводу что среди прочего виновата русская классическая литература, которая сформировала меня в юности. Она прекрасна, она сильна, возвышенна, художественно безупречна и так далее - но написана одними дворянами для других дворян. И в качестве руководства для современной жизни уже не подходит. Поэтому нужны новые люди, которые для современного человека напишут новые романы в духе "нам песня строить и жить помогает". Где будет правда о нашем дне, старательно скрываемая цензурой путем промывания мозгов. Где будут реальные сегодняшние проблемы и попытки их решения. По большому счету найти сейчас человека, по-настоящему погруженного в мир других людей - уже большая удача, это уже готовый писатель. Ведь всех нас учат наоборот погружаться как можно глубже в свой внутренний мир - но он, без боли от чужого горя, без радости от чужого счастья - пуст. Собственно поэтому и звучит повсеместно проповедь пустоты.
И Пелевин отличился лишь тем, что очень нагло ворвался к нам с этой проповедью, причем первым. А мы находились после крушения СССР в шоковом и дезориентированном состоянии, и не знали что ему, на первых порах, возразить. Задатки писателя у Пелевина были - и свежий юмор, и меткие, правдивые замечания о жизни несомненно повышали "читабельность", но наверное да - слава испортила его. За деконструкцию советского менталитета в "Омон Ра" Пелевина хвалили, за то же самое в отношении традиционных ценностей и морали в "Чапаев и Пустота", Generation "П" - снова хвалили, а за "Святочный киберпанк" - видимо нет, ибо деконструкция капитализма уже не кошер. Поэтому "Святочный киберпанк" никакого продолжения не получил (а жаль), а Generation "П" наоборот стал первой серией длинного сериала про то, что все мы - скоты. Который давно не интересен. Ни строить, ни жить он никак не помог.
|
</> |