Допрос


Во многих странах существует практика так называемого "правительственного часа". В Иране она в общем-то, тоже есть. Да и президент выступает перед парламентариями. Однако вчерашний вызов был оформлен принципиально иначе. Были заранее озвучены десять вопросов, ответы на которые парламентарии пожелали услышать и обсудить ответы президента.
Контекст выступления также был весьма прозрачным - парламентарии сегодня - уже после выступления президента - должны решить вопрос - прибегать ли в отношении Ахмадинежада к импичменту. Вот так - ни меньше, ни больше. Понятно, что такую встречу и в таких обстоятельствах можно назвать именно допросом.
На самом деле этот разговор должен был состояться немного раньше - примерно на месяц. Однако президент сослался на предвыборную обстановку и сказал, что не хочет, чтобы его выступление могли впоследствии интерпретировать как агитацию. Тем не менее вчера время пришло.
Понимая всю важность вызова, Ахмадинежад привел с собой 8 министров. Однако само его выступление было явно конфронтационным. В течение отведенного часа помимо ответов президент отпускал сомнительные шутки в адрес парламента, критиковал его работу, высказывался не по теме.
Тем не менее, претензии к его работе у парламентариев есть. И помимо политических разногласий. Ситуация в экономике Ирана существенно ухудшилась - и не только санкции этому виной.
Объявлено о подорожании бензина с начала апреля (в Иране используется свое летоисчисление - как раз вот-вот 21 марта у них наступит новый 1391 год - поэтому подарок получился новогодний). Новая цена бензина еще не установлена, но предполагается, что она будет в диапазоне от 1000 до 1200 туманов. При этом официальный курс национальной валюты установлен в 1226 туманов за 1 доллар.
Нужно заранее объяснить, что с 2007 года в Иране в целях программы экономии топлива введено квотирование бензина - автомобилисты получили специальные электронные карточки, по которым они могут купить определенное количество бензина по льготным ценам - 60 литров по 100 туманов за литр. Сверх этого лимита бензин должен был стоить не дороже 500 туманов, однако сейчас уже он стоит 800.
Столь существенное подорожание топлива крайне болезненно для рядовых иранцев и вызывает очень серьёзные волнения.
Помимо топлива, ситуация существенно ухудшилась и в других областях - в первую очередь в импортозависимых. Кроме этого, последовательно ухудшается обстановка на продовольственном рынке - растут цены. В текущем году (с 21 марта 2011 по 21 марта 2012) официально инфляция составит 21 процент, однако называются цифры и в 26, и в 29 процентов.
И высшее духовенство, и парламентарии уже высказывали опасения по поводу политики правительства и президента, которые слишком увлеклись противостоянием с Западом за счёт внутренних проблем. "...Вы в последнее время склонны валить все беды на санкции, которые душат нашу экономику. Но это справедливо лишь отчасти. Вина и на вас, правительстве, которое не думает о простых людях..." - высказался недавно аятолла Макарем-Ширази.
Однако главное обвинение, которое было предъявлено Ахмадинежаду - его расхождения с рахбаром Хаменеи. Это - "гвоздь" программы, и здесь Ахмадинежад был предельно серьёзен и лаконичен. "У меня нет разногласий", - заявил он. "...До сих пор мое правительство не совершило никаких серьезных нарушений. Если вы оцените нашу эффективность менее чем на 100%, это будет проявлением несправедливости и трусости..."
Тем не менее, парламентарии сегодня - а если потребуется, то и следующие дни - будут обсуждать ответы президента и должны будут решить, насколько серьёзны выдвинутые против того обвинения. В том случае, если будет вынесен вердикт "Виновен" - судьба президента может быть решена задолго до выборов, которые должны пройти в следующем году.
В свете международной обстановки вокруг Ирана жесткая отставка Ахмадинежада может напрочь спутать планы Израиля по нанесению удара по своему противнику. Фактически Ахмадинежада обвиняют в том же, что ставится ему в вину и Израилем - и увольнение президента должно будет заставить израильтян придержать разогнавшихся коней минимум на полгода-год. Пока пройдут новые выборы, пока новый президент выскажется по всем больным вопросам, пока совершит первые практические шаги - это время. И вполне логично это время выждать.
Вот здесь и наступает момент истины для израильских и американских "ястребов". Если в этих условиях в случае отставки Ахмадинежада они продолжат движение к войне - то станет слишком очевидно, что выдвинутые претензии слишком надуманы. И причина войны - совершенно в ином.