Иран. Внутренние изменения
el_murid — 14.03.2012

Консервативный лагерь Ирана не един. Его условно и рамочно можно разбить на две группировки. Одна - теократическая, исповедующая хомейнизм как идеологию построения шиитского государства, основанного на принципе велаяте-факих и примате авторитета имамов. Вторая группировка основывается на идеях персидского национализма разной степени жесткости. Внутри каждой группировки есть как сторонники экспансии и распространения своей идеологии вовне, так и сторонники упора на внутреннем развитии.
Всё вместе делает внутреннюю политику и взаимоотношения в иранской элите очень сложными, противоречивыми - а значит, динамично развивающимися. Представления о замшелых аятоллах, упёрто придерживающихся древних догматов, явно упрощены и никак не отражают тех процессов, которые происходят в Иране.
Вообще, эта идеология во многом напоминает марксизм-ленинизм в СССР. Все молчаливо соглашались, что на практике возможно отступление от его идей, однако в случае необходимости такое отступление всегда использовалось во внутриполитической борьбе как аргумент обвинения своих политических соперников.
Решив одну из основных задач революции 79 года - ликвидировав как явление воинствующий атеизм и левую идеологию в стране, Иран столкнулся с тем, что ему необходимо каким-то образом налаживать отношения с США - тем более, что СССР к тому моменту благополучно почил.
В 2005 году это вполне ясно выразил глава центра стратегических исследований КСИР Аббаси, сказав, что "...Говорить с подчиненными странами или странами второго ряда и сторониться крупнейших держав бессмысленно... Мои слова не должны вызывать никаких негативных эмоций. Нам нет никакого резона не поддерживать отношения с США и Израилем..."
Однако Аббаси опоздал - Иран уже более десятилетия перед этим демонстрировал Западу свою готовность идти на смягчение позиций, однако США, пребывая в эйфории от своей уникальности в роли сверхдержавы, делали ставку только на силу.
Именно поэтому вполне гибкие аятоллы поддержали группировку Ахмадинежада, отдавая себе отчёт в том, что политика сигналов Западу может привести к тому, что в самом Иране поднимут голову западники и либералы. Собственно, так и случилось - "Зелёная революция" 2009 года - это как раз следствие неудачных попыток иранского истэблишмента с середины 90 по середину нулевых годов наладить отношения с Западом.
"Бешеные" реформаторы полагали, что политику сигналов нужно продолжать и более того - усиливать накал демократических преобразований. Националисты и теократы, наоборот, слишком хорошо видели, к чему привела стремительная демократизация в СССР и сочли, что сигналов Западу было предостаточно - пора и честь знать.
Интересы теократов и националистов на каком-то этапе сошлись - и компромиссом между ними стал Ахмадинежад. Он предельно жестко обозначил стремление Ирана к строительству мощной индустриальной экономики, при нём КСИР получил фантастические инструменты и возможности - от управления экономикой до контроля над ядерной программой, он возобновил политику противостояния - в общем, продемонстрировал Западу, что Иран не готов идти на односторонние уступки, как СССР.
Тем не менее, и во внутриполитической жизни, и на международной арене столь бурная деятельность Ахмадинежада становилась опасной. Будучи убежденным сторонником имперской идеи, Ахмадинежад объективно нуждался в смещении равновесия между теократами и националистами - и в мае 11 года в СМИ появились сообщения о том, что власти Ирана произвели аресты почти 40 руководителей КСИР, обвиненных в попытке госпереворота и стремлении строительства светского государства.
Немедленно появились вбросы относительно указаний Хаменеи Совету национальной безопасности разработать планы противодействия, по которым под личный контроль рахбара переходил корпус "Басидж" - формально народное ополчение, фактически - структура, способная противостоять КСИР. Что интересно, план этот носил кодовое наименование "55". Не иначе, члены Совета втихаря смотрели "Звездные войны: Месть ситхов".
Ахмадинежад попытался провести ответный ход - сместить крайне влиятельного руководителя разведки Мослехи - человека Хаменеи. Однако здесь вмешался лично рахбар - и президенту ничего не оставалось, как отступить. С того же момента он вошел в конфликт с парламентом - в котором, кстати говоря, было значительно больше его сторонников, чем есть сейчас.
В общем, на данном этапе, если, конечно, Ахмадинежад не пойдёт ва-банк, его судьба предрешена. А чтобы он не пошел ва-банк немедленно после выборов Хаменеи отдал распоряжение о ротации высшего командного состава КСИР и замену его на выходцев из "Басидж".
Именно эти серьёзные подвижки во власти и делают весьма приличным шанс на то, что США постараются не влазить в войну с Ираном и попытаются удержать Израиль от этого шага. К сожалению, подготовка к войне шла и идёт таких ходом, что инерция событий крайне велика. Однако совсем критической обстановку назвать нельзя - и, видимо, какой-то отход назад предпримут обе стороны - и Иран, и Запад. Риторика вряд ли поменяется, да это и не нужно, однако шанс на то, что война откладывается до ноябрьских выборов в США или даже до выборов президента Ирана в 13 году, возрастает.
|
|
</> |
Как обшить баню внутри вагонкой своими руками — пошаговая инструкция и советы экспертов Rodno
Новогодний алфавит - "к" Кружева
В золоте ноября
Рига двадцать лет назад... Часть 3. ЗОО.
ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ
Два предсказания о Третьей Мировой войне
Освобождение городов Донбасса
Мои модели. Главный калибр эсминца проекта 956. На подставке. Задняя сторона
Тем временем в райском европейском саду уже сложно пройти по улице

