О мудрых полянах, бунташных древлянах и ильменских словЕнах бессловесных...
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![О мудрых полянах, бунташных древлянах и ильменских словЕнах бессловесных... 527[1] О мудрых полянах, бунташных древлянах и ильменских словЕнах бессловесных... 527[1]](/images/main/o-mudrih-polyanah-buntashnih-drevlyanah-i-ilmenskih-slovenah-besslovesnih-4df5cd.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/dniprovska/27103041/128777/128777_600.jpg)
Наш давний знакомец,
![О мудрых полянах, бунташных древлянах и ильменских словЕнах бессловесных... О мудрых полянах, бунташных древлянах и ильменских словЕнах бессловесных...](/images/main/o-mudrih-polyanah-buntashnih-drevlyanah-i-ilmenskih-slovenah-besslovesnih-aa2972.jpg?from=http://l-stat.livejournal.net/img/userinfo.gif?v=17080?v=124.6)
Оччень ему не пондравилось, что в этой "свидомой" повести, поляне дань никому не платят. И решил он исправить этот недочет, поведав миру о том, что поляне по его мнению платили таки дань его любимой чюди, мере и кривичам в особо извращенной форме: "Занимательный фрагмент. ОБЛАДАЛ (значит имел во все щели) Олег древлянами, полянами и радимичами (и северянами, кстати, Нестор запамятовал), и поляне тут не являются исключением. Вместо "имперской нации" поляне получаются рядовыми терпилами, которые платят дань Олегу и его чуди, веси, словенам, мере, муроме да кривичам. Естественно не всем, а тем, кто служит у Олега в дружине. А вот предки подольских украинцев и молдаван (уличи и тиверцы) еще трепыхаются. Ненадолго, у Игоря они уже тоже "под ружьем"." (danieldefo).
Сексуальные фантазии пермского краеведа-любителя, научной ценности, конечно же не имеют. И источники заменить не могут. Нет там сведений о дани с полян и прочих каких обидах им чинимых. А на нет и суда нет. Да, древлян пытались угнетать и всячески эксплуатировать. Но те ведь тоже были не лыком шиты. Схватили они Игорька Рюриковича, повесили вверх тормашками, да и разорвали напополам.
А вот над северными племенами, милыми сердцу пермяков, издеваться можно было совершенно безнаказанно.
Вот что пишет об этом, к примеру Никоновская Летопись: 864 (6372) г. Оскорбились новгородцы, сказав "как нам быть рабами и много зла всяческого пострадать от Рюрика и от рода его". Того же лета убил Рюрик Вадима храброго, и иных многих избил новгородцев, советников его.
867 (6375) г. Того же лета убежали от Рюрика в Киев множество мужей.
Такие то дела. Рабами были новгородцы у Рюрика. И в Киев драпали, аж пятки сверкали.
Да и Ольга их с удовольствием притесняла. Но в отличие от Игоря, наехавшего на древлян, жива осталась.
В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви.
Любопытен пожар, случившийся около 950 г. Заманчиво связать его с походом на север Руси княгини Ольги (в летописи под 947 г.). Следы пожаров этого времени фиксируются на крупных поселениях - локальных центрах западных районов Новгородской земли. Одновременно появляется древнейшая городская застройка Новгорода в его исторических границах.
С. Л. Кузьмин
ЛАДОГА В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(СЕРЕДИНА VIII -НАЧАЛО XII ВВ.).
Чем фантазировать о мифической дани с полян, лучше б словен новгородских да псковичей пожалели. :(