Марион Брюне: попытка (нео)вестерна
fem_books — 13.01.2025 В последнее время многие старинные и почтенные литературные жанры переживают возрождение в переосмысленном виде. Это и сказка, и мифологическая проза, и, например, вестерн. Случается, попытки воскресить на бумаге героев и отщепенцев Дикого Запада заслуживают широкое признание. Так, французская писательница Марион Брюне [Marion Brunet] за свой роман для подростков «Без веры и закона» [Sans foi ni loi] в 2019 году получила высшую награду Ярмарки молодёжной книги в Монтрее. Книга стала бестселлером. Уже в 2022 году она вышла на русском языке в издательстве И я по-человечески очень понимаю всех, кому она пришлась по душе. Здесь есть насыщенное действие, особенно поначалу. Есть неповторимая атмосфера душистых прерий и одиночества на много миль вокруг (мне, например, это близко, я каждый год «Горбатую гору» перечитываю). И самое главное для вестерна, здесь есть героиня.Эб Стенсон врывается в повествование с винтовкой наперевес. Кроткое имя библейской Авигеи не подходит ей, грубой, грязной уголовнице, добывающей свой горький хлеб разбоем. По её следам идут блюстители порядка. Терять ей, в общем-то, нечего...
И делать внутри текста тоже, как оказалось, нечего. Нет, Эб совершает по ходу действия несколько подвигов, в частности, убивает с нескольких выстрелов медведицу гризли. Так и тянет спросить, как собачка из мема: вы вообще медведя видели? В тех считанных ситуациях, где писательница даёт Эб возможность раскрыться, та действует безупречно с точки зрения законов жанра. Но фокус повествования неумолимо переползает на её горемычного заложника, пасторского сынка с рыцарским именем Гарет. И всё то время, которое читательница рассчитывала провести за приключениями бесшабашной outlaw, приходится наблюдать за тем, как этот несчастный и нудный парень решает тривиальные проблемы взросления.Вот он пьёт спиртное и обзаводится приятелями, вот осваивается в мужском мире стрельбы и поножовщины, вот «становится мужчиной» в объятиях беззаветно влюблённой в него проститутки с золотым сердцем... Собственно, действие романа большей частью происходит в борделе, и это бесславное заведение Брюно показывает оазисом культуры и искусства, а саму проституцию — родом психологической помощи там, где это понятие отсутствует как класс. Вообще раздражает назойливая сексуализация образа пятнадцатилетнего мальчика. Сначала Эб при Гарете непринуждённо раздевается, как барыня при лакее, потом публичный дом этот, где он нарасхват... Внутренняя старая дева восстаёт и кричит: «Пфуй!» Естественно, при первой же возможности Гарет бросает возлюбленную, чтобы через много лет обняться с нею по-братски, и уходит в свободное плавание с товарищами. Делаются намёки на какие-то увлекательные приключения — увы, лишь намёки. А Эб Стенсон вернётся только для того, чтобы героически погибнуть. Что от неё ещё требуется?
Удивительно при этом количество восторженных отзывов по типу «ура, настоящий феминистский вестерн, вперёд за красоткой Эб, на борьбу с социальными условностями». Такой старой сразу себя чувствую... когда «не убий» успело стать социальной условностью? Куда приведёт путь Эб Стенсон и ей подобных, если не к дремучему беззаконию, умри ты сегодня, а я завтра? Главные-то антагонисты — не шериф, не губернатор, не диктатура, как в «Портнихе» ди Понтиш Пиблз, а внезапно женщины. Серая злобная масса клуш-домохозяек, которая, видите ли, протестует против борделя, имеет наглость не желать заражаться от своих мужей венерическими заболеваниями. Учитывая состояние медицины того периода, понимаю клуш и им от души сочувствую.
А про «Горбатую гору» напишу завтра.
|
</> |