О многообразии
hardsign — 11.06.2023Больше всего в сетевых дискуссиях расстраивает то, что многие оппоненты считают свой опыт единственно релевантным. Существование другого опыта они отрицают, а о его носителях высказываются в максимально оскорбительной форме.
Вот, например, спор о «натаскивании» учеников на ЕГЭ. «Не может быть, – говорит оппонент, – что ученик способен запомнить три сотни „приёмчиков“, но не способен запомнить десяток базовых принципов и научиться их применять. А если преподаватель учит его „приёмчикам“, значит, он преподаватель идиот».
Я как никто другой сторонник принципа, что знание нескольких закономерностей избавляет от необходимости запоминания множества частных случаев. Однако такой подход – скорее исключение из правил. Да, в моём кругу этот подход принят, но иногда бывает полезно высунуть кончик носа за пределы этого круга. И изумиться.
Или, например, рассуждения о том, где надо жить. Человек приводит критерии, по которым выбирал себе место жительства. У него получился Петербург, причём не весь Петербург, а достаточно специфическая локация. «А всё остальное, – говорит он, – от незнания».
Этот собеседник постарше предыдущего, и воспитание не даёт ему называть носителей иной точки зрения идиотами. Это огромный плюс, конечно. Но ещё больше плюс был бы, если бы житейский опыт подсказывал возможность наличия совсем других критериев выбора...
|
</> |