Про сильфид и чучел
tito0107 — 30.10.2019 "Уже и в прошлом году была на выставке у передвижников милая вещица г-жи Шанкс: "Старший брат". Но на нынешний раз она прислала картинку, в которой еще более грации и правдивого выражения. Она называется "Новенькая", и дело происходит в женском пансионе, в классной комнате. Только что вошла новенькая воспитанница, ее обступили другие девочки с любопытством и немножко по-инквизиторски, но она не испугалась, она не плачет еще, а только ей уже неловко и затруднительно, ее маленькое личико глядит нерешительно и удивленно на этих неизвестно кого: врагов или будущих друзей. Еще одна девочка, зажав пальцами уши, никуда по сторонам не глядя и уткнувши локти в стол, упорно долбит, в последние минуты перед уроком, самую трудную страницу".Э.Я. Шанкс. Новенькая в школе. 1892
Вот он - вред от раздельного обучения мальчиков и девочек! Каким бы поборником реализма не был Стасов, но для него и для его читателей девочки - это сильфиды и нимфы с картин Бугро. И не так уж важно, действительно ли критик не видит, что происходит, или пишет для публики, которая не хочет этого видеть. Я не считаю себя психологом, но всё же надеюсь, двадцатилетний опыт работы с подростками, девочек среди которых было значительно больше, чем мальчиков, что-то да значит.
Эмилия Шанкс - художница посредственная, но эта ее картина действительно хороша, в т.ч. и с точки зрения психологии. И видим мы здесь начальную стадию фильма "Чучело", с той разницей, что новенькая здесь - отнюдь не Лена Бессольцева, свое положение она осознает отлично. И девочка на дальней парте не "упорно долит урок", а демонстрирует, что ничего не видит и не слышит. Кстати, предположу, что для новенькой может всё закончится не так уж плохо, но от нее самой это будет зависеть в очень малой степени.
|
</> |