Стасов, декаденты и Гойя. Сумбурно
tito0107 — 19.10.2019 Вчера читал и перечитывал статьи В.В. Стасова про декадентов, для которых он не жалеет плохих слов. Безотносительно самих декадентов: дедушке был уже за 70 (и под 80), когда он это писал, а в таком возрасте сложно адекватно воспринимать новое. Есть же нормальное искусство, зачем изобретать что-то новое и, притом, уродливое? Не иначе от бесталанности. Врубеля, которому достается больше всех, больше Галлен-Каллелы, Сомова, Бакста, он считает просто бездарностью, не умеющей рисовать. Естественно, у советских комментаторов из издания 1952 г. все эти характеристики не вызывают возражения, единственное, пишут, что Стасов не пришел к правильному пониманию картины Васнецова "Иван Грозный", обозвал царя невыразительной куклой.Но Стасову не откажешь в понимании закономерностей в развитии искусства. Он предсказывает, что скоро и эти "нелепости" забудутся, ибо их сменит искусство еще более уродливое. Что бы он сказал, проживи чуть дольше и увидев работы экспрессионистов, кубистов, футуристов? Наверное, и слов бы не нашел для такого безобразия, только плевался бы. Но предсказания редко бывают верными стопроцентно: авангардисты не вытеснили ар-нувошников из истории искусства.
Ругая современных декадентов, Стасов хвалит Гойю, а ведь Гойя по форме "декадент" еще тот. Но испанских художник для него, прежде всего, график, автор "Капричос" и "Бедствий войны", Гойя-живописец, в понимании Стасова зауряден, ничем не выделяется среди современников. Живопись Гойи действительно неравномерна: есть выдающиеся полотна, есть просто плохие, но уж заурядной ее никак нельзя считать, это гора посреди поздне-рококошного и неоклассицистского болота того времени. Гойя - революционер и пророк, предвещавший новую живопись, как бы к последней не относиться.
Франсиско Гойя. Видение Св. Девы Пилар. Ок. 1775-1785
Когда подходил к этой картине в барселонском музее, думал: "Гойя ведь. Но какая хрень!" Сейчас уже хренью не кажется.
Кстати, Гойю в период его пребывания в Италии в первой половине 1770-х годов приглашали в Россию. Вот сюжет для альтернативной истории: что было бы, если приехал, как повлиял бы на русское искусство? У нас ведь и академическая система только-только становилась на ноги - чистое поле для экспериментов. Но и Гойя не был тем Гойей, каким стал потом.
|
</> |