
О кризисах в семье/семьи, о как бы любви, и о ресурсно-рыночной модели эмоций.

…Но что вместо этого? Сетевая потребительская модель – или еще какие-то варианты? Для старта обсуждения цитирую два обзорных источника.

[цитирование первого источника*]
Как утверждает социолог и редактор сайта Open Democracy Полина Аронсон**, мы вступаем в эпоху эмоционального капитализма и относимся к чувствам как к финансовым активам. Десятилетие социальных сетей и Tinder показали, что развитие понимания отношений идет по маркетинговой модели, и «loyalty-voice-exit»*** — это уже не только про товар… чем дальше мы движемся, тем проще в многообразии доступного для потребления сублимированного счастья просто не покупать, если что-то пошло не так. Больше не нужно писать и не нужны усилия — ставишь товар на полку и идешь дальше («exit»)… В отношениях мы прошли тот же путь. От «loyalty» в эпоху династиционных браков («У тебя есть деньги, у меня есть статус, поэтому мы объединим ресурсы наших семей и у наших детей не будет выбора не вступать в эти отношения») до «voice» с семейными психотерапевтами, озвучиванием претензий и непрерывной работой над отношениями. И наконец, Tinder привел нас к «exit»…
[переход к цитированию 2-го источника****]
… Логика эмоционального капитализма — в коммерциализации чувств, их управляемости, терапии эмоций, менеджменте — проникновении экономических категорий в эмоциональную сферу (причем, эмоциональная сфера, «аффективность», становится присущей и экономике).
Сейчас же, в режиме эмоционального капитализма, люди, разумеется, тоже вступают в брак. Но появляющиеся у них проблемы они решают через терапевтов, через обращение к специализированной психологической помощи, которая пытается скорректировать представление о выборе. Не нравится — уходи от этого человека, выбери другого, который будет тебя уважать и отвечать твоим потребностям. Сейчас любовь как бы уходит из нарратива — ее место занимают отношения.
«Love is»… для многих людей это была очень трудная задача. В целом люди об этом думают, но для них любовь кажется чем-то малопонятным и трудным.
Еще люди говорят, что они очень сильно устали: от нестабильной социальной и политической реальности. И, конечно, они устали от любви! Любовь требует очень много ресурсов, как принято говориться в терминах «эмоционального капитализма». Требует очень много времени, ответственного подхода. А у современного человека нет времени.
Это, в терминах Полины Аронсон, «событийный капитализм». Подобно тому, как мы с удобством заказываем такси через приложение или еду, мы используем «дейтинговые приложения» — чтобы просто получить кратковременный опыт близости. Который не имеет ничего общего с большими «гранд-нарративами» о любви из литературы и фильмов.
…Приложения усугубили понимание, что мы все живем в мире отношений, а не в мире любви. Я сам пользовался «Тиндером» и более-менее знаю, как устроен процесс взаимодействия там. Люди не пытаются искать в «Тиндере» любовь. Когда-то, в 2000-е годы и ранее, мужчины и женщины, особенно в России, обращались в брачные агентства, многие действительно верили и пытались свою любовь выбрать и найти. В «Тиндере» сейчас все ищут кратковременные любовные отношения. Которые будут длиться ровно столько, сколько это будет вас устраивать. Потом люди расходятся, потому что у нас есть свое личное пространство, куда других включать тяжело.
там, где раньше шел долгий «романтический» период ухаживаний, теперь, особенно в приложениях, важно быть прямолинейным и сразу заявлять, чего ты хочешь. Так ты показываешь, что ты безопасный субъект, с тобой можно иметь дело. Безопасность в опасном и неопределенном мире превыше всего.
[конец цитирования]
…Такие дела…
------------------------------------
*) https://vc.ru/hr/361697-trendy-rekrutinga-emocionalnyy-kapitalizm-molodoy-rynok-truda-i-magicheskaya-cifra-3
**) https://www.opendemocracy.net/ru/cold-war-hot-love-rus/
***) https://en.wikipedia.org/wiki/Exit,_Voice,_and_Loyalty
****) https://www.rosbalt.ru/moscow/2021/02/11/1887101.html
Картинка https://businessxxl.ru/kak-vyucit-plan-scetov-buhgalterskogo-uceta-bystro/
|
</> |
