о градусе нужды в ритуале
mmekourdukova — 27.05.2023 Допивающей мне на кухне утренний кофе, заглянул о. Медведь, и я порадовала его пассажем из наугад раскрытой баронессы Стафф, о правилах справляния золотой свадьбы, о том, как ОНА должна быть в бархатном или шёлковом платье с треном цвета мов, и в густой мантилье с незабудками, а ЕМУ позволителен редингот, поскольку он удобнее и просторнее фрака и более приличен старцу, и про то, что каждый из членов семьи должен принести свой подарок, вплоть до двухмесячного младенца, который тоже должен сжимать цветок в своей ещё бессмысленной ручке...- Да йолы! – воскликнул Медведь, - что за страшный мир! Насквозь прошитый условностями, отягощённый тяжеловесными ритуалами, которые стоили бешеных денег, не говоря уж о времени и энергии!
Я мало не подавилась кофе.
- Сколь естественно слышать это от того, кто сам «на регулярной основе» участвует в древлевизантийских плясках, облачась во всё феерически неудобное и дорогое, по сравнению с чем не только редингот, но и самый даже фрак с незабудкою будет удобен как джинсы! Где выходящий на амвон при епископском служении семидесятилетний, но младший по хиротонии с торжественными щами идёт последним в ряду и сжимает лжицу в своей бессмысленной ручке!
Мораль – я думаю, что в каждой культуре есть некоторый присущий ей на данном этапе реальный уровень, или градус, нужды в ритуале. Высокий или низкий.
Который уровень или градус отражается в тех ритуалах, которые общество спонтанно сочиняет для своего свободного употребления, сочиняет и некоторое время поддерживает, а потом спускает на тормозах. Или заменяет новыми, с некоторых пор, как правило, попроще, попонятней и погуманней. Мне кажется, что не должно быть слишком большой вилки между уровнем реальной нужды общества в ритуале - и тем, что традиционно-сакрализованно предлагается на официальных религиозных площадках. Потому что в этой вилке так или иначе, рано или поздно, не мытьём так катаньем, не эволюцией так взрывом, верх возьмёт реальное направление.
|
</> |