Англичанин об эмиграции из России
pora_valit — 29.12.2012 Друзья, далее следует мой вольный перевод блога англичанина, живущего в Москве с 1997 года. Оригинал по-английски.В конце 90-х я, в основном, занимался преподавательской деятельностью.
Причиной, по которой бóльшая часть моих учеников стремилась к изучению английского, являлось желание свалить из России, чтобы начать жизнь на Западе с чистого листа. Мы вместе готовились к TOEFL, GMAT и IELTS, к собеседованиям в зарубежные посольства. У меня же было смутное ощущение вины за возможный демографический кризис: обучу ли я всех до уровня достаточного, чтобы уехать,и останусь единственным человеком на этих просторах, плутая в одиночестве по заброшенным улицам, преследуемым лишь стаями голодных бродячих собак?
К началу нового тысячелетия наступили два события: первое пришествие Путина и повышение цен на нефть. Одно привнесло некую видимость порядка, другое же - деньги. В скором времени я уже помогал людям, стремившимся построить карьеру здесь, и для которых Запад был ни более, чем местом проведения отпусков. Российские компании, наводнённые деньгами, начали переманивать специалистов, взращенных и выпестованных иностранными компаниями, платя им высоченные зарплаты, которые, не в последнюю очередь, способствовали строительному буму 2000-х. Кто-то из ранее эмигрировавших возвращался домой, следуя новой истине, гласившей о том, что лучшую карьеру можно построить исключительно в Москве.
Кто-то оставался заграницей, в особенности в Америке или Германии, покупая продукты, которые они помнили с детства, в русских магазинчиках, а также распространяясь всем и каждому, кто готов был слушать и слушал, о том, что Россия - сущий ад на Земле. К примеру, одна моя знакомая, находящаяся в Берлине и, по сути, живущая в лачуге на зарплату уборщицы, с трудом наскребающая себе на еду, убеждала меня в том, что ни при каком раскладе она не смогла бы достичь такого стандарта жизни в России, так как для образованной женщины там нет никаких перспектив. Для этих людей ничто не могло служить опровержением этого постулата, хотя к тому времени уже всё было очевидно: газеты писали о Москве как о Вавилоне, а их оставшиеся соотечественники щеголяли по Европе в дорогих одеждах haute couture. Правда же состояла в том, что эмигранты слишком сильно вложились эмоционально, я бы даже сказал, экзистенциально, в собственную убеждённость о том, что Россия не приспособлена для человеческой жизни.
В последние годы наметился обратный сдвиг: люди, особенно молодёжь, снова хотят уехать. Они больше не бегут от нищенского существования, так от чего же такие настроения? Обречённость обуяла многих, они говорят о том, что Россия деградирует, наблюдается упадок в образовании, и они не хотят растить своих детей в таких условиях. Кстати, по тем же причинам не желают того же ни богатые, ни политики: все хотят пристроить своё потомство учиться в Англию. Люди говорят о стагнации, те, что постарше, вспоминают период брежневского застоя.
Всё это, конечно, тревожный знак. В том числе и потому, что их видение Запада так же искажено, как и тех, что стремился уехать в 1998м.
|
</> |