Ну просто — очень хорошие вертолеты!
alexey_7682 — 29.10.2023(Продолжение. Начало в одноименной статье от 28.10.2023)
Ми-6
Создание новых типов вертолетов в СССР тесно связано с запросами вооруженных сил. В конце 50-х годов на вооружение в СССР были приняты ракетные комплексы «Луна».
География их размещения должна была стать довольно обширной. Чаще всего для этого выбирались точки в малонаселенных районах с неразвитой дорожной сетью. Одновременно с этим, существовала необходимость быстрой доставки к местам дислокации, как самих комплексов, так и средств обеспечения. С этой задачей мог справиться только вертолет большой грузоподъемности. Необходимость создания большого вертолета в ОКБ Миля предвидели заранее. Там еще в 1952 году начали создавать его проект. Свой самый первый полет Ми-6 совершил в мае 1957 года, а уже в 1959 году его начали изготавливать серийно. Сначала производство наладили на Ростовском вертолетном заводе (в гражданском и военном вариантах), а затем и в Москве на заводе имени Хруничева.
Многие произведенные вертолеты Ми-6 были направлены в ВВС, в качестве транспортно-десантного вертолета. Для этого он имел поистине уникальные возможности. Грузовая кабина Ми-6 вмещала до 150 бойцов, бронетранспор-тер БТР-152 или 2 самоходки АСУ-57, другие виды оружия: пушки, гаубицы, минометы. На Ми-6 впервые в СССР изначально, еще при проектировании, предусматривалась возможность перевозки груза не только внутри фюзеляжа, но и с внешней стороны (как говорят в авиации: — «на внешней подвеске»).
Ми-6 — вертолет второго поколения. Он оснащался двумя газотурбинными (реактивными), турбовальными двигателями, работающими не на дорогом бензине, а на авиационном керосине, который использовался практически всеми военными самолетами.
Созданием Ми-6 был совершен значительный рывок в вертолетостроении. На тот момент он был самым грузоподъемным в мире, а в 1961 году на Ми-6 был преодолен порог скорости 300 км/час, который считался недоступным для вертолетов того времени. Компоновка Ми-6 впоследствии была использована, как базовая, при производстве последующих типов советских и зарубежных вертолетов.
Гражданский (пассажирский) вариант Ми-6 имел отличную теплоизоляцию, что позволяло с успехом использовать его даже в районах Крайнего Севера, где он, как раз, был наиболее востребован. На пассажирском Ми-6 были такие удобства, как туалет и гардероб. Его комфортабельный салон вмещал до восьмидесяти пассажиров.
Ми-6 с успехом выполнял функции пожарного вертолета, способного брать на борт большой объем воды для тушения пожаров.
Кроме того, существовала модификация Ми-6ПС, предназначенная для поиска и эвакуации экипажей космических кораблей. В состав его оборудования входили: спускаемый модуль, стрелы-лебедки, контейнеры со спасательными плотами и лодками. Он имел также комфортабельный салон для отдыха космонавтов.
Всего в СССР выпустили 860 гражданских и военных Ми-6.
Вертолеты Ми-6 с успехом шли на экспорт в Индию, Вьетнам, Египет, Польшу, Сирию, Перу, Китай, Ирак и Эфиопию.
Ми-6 был снят с серийного производства в 1980 году, а эксплуатировать его в России прекратили только в 2002 году.
Ми-10
В 1958 году правительство СССР предложило ОКБ Миля приступить к созданию «летающего крана» — вертолета Ми-10 на основе уже существующего Ми-6. Задание предусматривало грузоподъемность нового вертолета 15 тонн при перевозке груза на внешней подвеске, на короткие расстояния. В процессе создания вертолета, задание дополнили требованием по транспортировке баллистических и крылатых ракет (что, по-видимому и было реальной задачей создания этого вертолета).
Сохранив схему управления и силовую установку Ми-6, конструкторы изменили фюзеляж, сделав его уже и ниже, чем у Ми-6, но, в который, все же вписался отсек длиной без малого 16 метров для транспортировки грузов или 28 пассажиров. При длительных перелетах в салон можно было также устанавливать дополнительные топливные баки.
Представление вертолета Ми-10 широкой публике произошло летом 61 года на параде ВВС СССР. Тогда этим вертолетом на Тушинский аэродром был привезен геологический домик, который был установлен возле трибун гостей и использовался как торговая точка. В сентябре 1961 года Ми-10 установил мировой рекорд: он смог поднять 15 тонн груза на высоту более 2 тысяч 300 метров. Однако уже в 1964 году, из-за того что правительство отказалось от перевозки ракет с помощью вертолетов, проект Ми-10 решено было закрыть. На момент отказа от проекта, в 64 году, было изготовлено всего лишь 24 вертолета данной модели. По этой причине вертолет не имел большого распространения и не был востребован в народном хозяйстве.
Ми-2
Кто не смотрел кинофильм «Мимино»? Наверное таких будет очень мало. В этом фильме главный герой, вначале летает на вертолете Ми-2.
История создания Ми-2 мало чем отличается от истории создания других вертолетов в СССР. В конце 50-х годов для нужд военно-воздушных сил и гражданского воздушного флота потребовался вертолет, который смог бы заменить устаревший Ми-1. Конструкторы ОКБ Миля взялись за разработку его проекта и в сентябре 1961 Ми-2 уже совершил свой первый полет.
Ми-2 стал первым советским легким вертолетом, который оснащался не одним, а двумя газотурбинными двигателями. В 1963 году началось серийное производство вертолета Ми-2, продолжавшееся до 1992 года.
Ми-2 был передовым вертолетом своего времени. В нем воплотился ряд прогрессивных идей советского вертолетостроения. К примеру, наличие двух двигателей, давало ему несомненное преимущества по скорости и грузоподъемности над своими одномоторными зарубежными собратьями. На международных вертолетных соревнованиях 1963 и 1965 гг. на нем были установлены два рекорда скорости (253,818 и 269,38км/ч).
Для Ми-2 нашлось место и в военной авиации: его можно использовать для разведки и, как вертолет огневой поддержки. Возможна установка на него автоматической пушки и пулеметов, а также пилонов с противотанковыми управляемыми ракетами или блоков с неуправляемыми ракетами.
Сельскохозяйственный вариант оснащался двумя штангами по бокам фюзеляжа, к которым присоединяются баллоны с химикатами для опыления сельхоз угодий.
Поисково-спасательный Ми-2 комплектуется электролебедкой грузоподъем-ностью до 120 кг. В медицинском варианте кабина оборудуется креплениями для четырех человек на носилках.
Кабина экипажа Ми-2 — двухместная. Сидение летчика расположено слева. В учебно-тренировочной версии Ми-2 установлено спаренное управление.
Пассажирская кабина рассчитана на восемь пассажиров. При необходимости сидения могут быть демонтированы, освобождая место для грузов.
За все время в СССР было выпущено 5 250 вертолетов Ми-2. Кроме СССР этот вертолет производился также в Польше и в большом количестве экспортиро-вался в другие страны.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации используется более чем 120 вертолетов Ми-2 и еще около трехсот — в других странах. Это стало возможным потому, что при его создании, конструкторы предусмотрели достаточно большой строк эксплуатации.
В следующей статье будет рассказано о вертолете Ми-8 и его модификациях
(Продолжение следует)
|
</> |