Новосибирская мозаика - 2
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
— Хоть я и незваный гость, — улыбнулся протодиакон Андрей.
— Андрей Вячеславович, а почему сначала вы не захотели выступать?
— Я не умею кричать на людей с трибун, это не мой стиль. Надо было просто понять мне, можно или нет. В общем, я, конечно, не хотел. Но дело не в моих хотелках. В моей голове, когда я сидел за сценой, возник вопрос «А не должен ли я»? В Евангелии есть слова о проповеди вовремя и не вовремя. Сегодня вербное воскресенье, начинается страстная седмица, и я вижу собравшихся людей, которые готовы меня услышать. Как христианин и христианский проповедник, имею ли я право пройти мимо? Что бы сделали апостолы в этой ситуации? И вот тогда я понял — придётся. Я, тем не менее, не соглашусь с некоторыми выступавшими на этом митинге, для меня свобода самовыражения художника не есть наивысшая ценность, я вам честно скажу.
Я всё-таки считаю, что свобода движения моего кулака заканчивается там, где начинается лицо другого человека.
И поэтому это тоже серьёзный вопрос о самоцензуре художника. Любой человек публичный, он должен быть онлайн, он должен чувствовать, как общество реагирует на него.
— А допустимо ли для церкви, на ваш взгляд, такое влияние на светское искусство?
— Допустимо. Даже если на мне вот такая одежда, это не значит, что я не имею права высказывать своё мнение. Почему нет? Вопрос в культуре этого диалога. И в том, есть ли установка на слышание. Это всегда тяжёлый путь. Мы должны учиться жить вместе. Наше общество с большим трудом привыкает к этому разнообразию. Не стоит призывать никого молчать. Да, у церкви есть право на голос.
— Но было ли всё-таки оскорбление в «Тангейзере»?
— Я думаю, всё-таки там не было оскорбления религиозных чувств, потому что там была сложная конструкция и режиссёр-Тангейзер, который снимает кощунственный фильм о Христе, он же не представлен в опере как положительное лицо. Это опция «картинка в картинке». Это печально, это болезненный человек, он сам себя изувечил, он живёт в больном мире. Вот об этом, по-моему, эта опера. Она не о том, что вот так и надо видеть Христа. Поэтому в данном случае это было ложное срабатывание тревоги.
Но это не значит, что сигнальную систему надо демонтировать как таковую и что пожаров не бывает.
Поэтому давайте всё-таки заботиться и соблюдать правила противопожарной безопасности. Я полагаю, что было бы очень хорошо для церкви начать серьёзную дискуссию внутрицерковную, а затем и открытую, о том, как всё-таки церкви реагировать на такие спорные ситуации, на ситуации, когда нам представляется, что нашу святыню обидели. Ведь бывают ситуации, когда происходят вещи действительно кощунственные. Опыт наш и католической церкви показывает, что если в ответ начинаются какие-то гневные акции опровержения или кого-то тащат в суд, то это произведение, которое оспаривается церковью, приобретает мгновенно огромную популярность, возникает умножающий эффект, миллионные копии начинают наполнять прессу и интернет. Выходит, что дурно пахнущую субстанцию мы в итоге разбросали по всему миру. Но какая-то реакция должна быть?
А может быть, если видишь, что такое происходит, нужно провести ответную акцию, но она должна быть совершенно другого характера: меня оскорбили — а я в ответ что-то доброе делаю. Мы просто меняем сюжет дня. Так бывает, когда ребёнок задал неприличный вопрос. Подходит малыш, сидят гости, и тут он сообщает новость о своей жизни по своей простоте и наивности, которую не принято обсуждать во взрослой среде, но у него нет секретов, это важное событие в его жизни, он об этом сообщает, что делают родители? Забалтывают. Ой, смотри, игрушка вот здесь лежит. Может, вот так вот надо? Мне кажется, нынешний римский папа Франциск именно так и реагирует. Вместо того, чтобы вести полемику в прессе, а его обвиняют в том, что попы — это институт власти, они жадные и властолюбивые. И что мы видим? Самый богатый и властный поп в мире ушёл добровольно, а тот, кто пришёл ему на смену, — бомжам ноги моет.
![Новосибирская мозаика - 2 Новосибирская мозаика - 2](/images/main/novosibirskaya-mozaika-2-78a7a2.jpg?from=http://image.newsru.com/pict/id/large/1730579_20150403120716.gif)
Кураев также сообщил, что из руководства РПЦ ему не звонили и не угрожали, отметив, что у них «прекрасные отношения»
http://sib.fm/stories/2015/04/05/ne-stat-stolicej-cenzury
Последнюю фразу, наверно, надо пояснить: это цитата из протопресвитера о. Виталия Борового.
В те времена, когда каждую выезжавшую из СССР группу сопровождали "искусствоведы в штатском", нашу церковную делегацию где-то на Западе окружили тамошние журналисты. И отца Виталия ошарашили вопросом: "Скажите, а какие сейчас у вашей церкви отношения с советской властью?".
На что он спокойно ответил: "Знаете, у нас к ним отношение хорошее! Мы о них молимся! А как они к нам относятся - вы у него спросите" - и указал на товарища в штатском. Вот и я на каждой службе молюсь о нашем патриархе Кирилле.
***
Православные блогеры обеспокоились - сколько денег я получил за выступление на новосибирском митинге.
Например, прот. Александр Новопашин, которого десятилетия служения владыке Тихону, кажется, привели к выводу, что убеждений у людей быть не может, а могут быть только деньги, пишет:
"Кто он, о.Кураев?! Разве он является представителем общественных организаций или государственных структур, а быть может, Московской Патриархии? Нет! Он – никто. Максимум – это частное лицо, приглашенное кощунниками, предположу, что не на безвозмездной основе. Вряд ли о.Кураев приехал в Новосибирск за свой счет, потратив свое «драгоценное» время на то, чтобы выступить на этом митинге. Я глубоко сомневаюсь, что он приехал задаром, преследуя идейный интерес. Взгляните на фотографию, где он удрученно сидит, забившись в уголок, в палатке, рядом с трибуной, куда заглядывает полицейский. Эту фотографию я бы подписал так: «Деньги получил – пора выходить на митинг!» В удрученном лице Кураева все видно: кто он, что он и каково его место на этом празднике псевдожизни".
http://ruskline.ru/news_rl/2015/04/06/dengi_poluchil_pora_vyhodit_na_miting/
Докладываю, отче:
как давно безработный я и в самом деле не могу лететь в такую даль за свои деньги. Билет мне купили новосибирские журналисты - те самые, которые много лет просили Вас и митрополита об интервью, но, отчаявшись, решили пригласить более доступного церковного собеседника. Мой гонорар составили два пирожка с капустой и кулек с кедровыми орешками.
Звали меня не столько на митинг, сколько на общение с прессой. И эти полтора дня действительно до предела были заполнены именно этим. И поскольку инициаторами моего приезда были именно журналисты - им было довольно фиолетово, буду я выступать на митинге или нет. Мне же именно митинговать действительно не хотелось - и тем не менее я прилетел. Потому что прилетел не ради митинга, а ради общения с людьми.
Столь же ограничен кругозор отставного нашиста Бориса Якименко:
"То, что акция организована и оплачена определенными людьми, а не стала проявлением энтузиазма, свидетельствует простой пример, а именно: появление на акции совсем уже сошедшего с осей Кураева. Хорошо известно, что Кураев бесплатно не делает вообще ничего (знаю по очень богатому опыту общения), то есть кто-то пригласил его, оплатил его визит в Новосибирск, питание, проживание (а если учесть, что он никогда не ездит один, с ним почти всегда ездит несколько молодых людей (семинаристы?), которых приходилось всегда с большим не удовольствием и трудом брать на содержание, так как расходы на них не предусматривались). Кто? Опять же, скорее всего, заказчики. «Крыша»". http://boris-yakemenko.livejournal.com/506237.html
Для него уточняю: я прилетел один. Семинаристов я уже не обучаю. А про расходы на них не надо врать. С Якименко я работал на Селигере. Автобус там был один на всех. Спали в общей огромной монастырской келье на 15 человек. Еда была из общего котелка. Ну разве что однажды я приехал с Чаплиным, и Якименко жалуется на сложность прокорма именно этого мальчика...
***
И еще насчет возможного моего вознаграждения:
"За неделю до митинга в группе «Бойцовский клуб Новосибирская область» в соцсети «ВКонтакте» появился нецензурный призыв к избиению участников акции — за это были даже обещаны призы".
http://vk.com/wall-1281974_15896
Не говоря уже об угрозах того же о. Новопашина мне церковным судом.
http://ruskline.ru/news_rl/2015/04/01/cerkovnyj_sud_dolzhen_obratit_svoe_vnimanie_na_kuraeva/
***
Перед началом митинга из динамиков раздавалась мелодия из "Лебединого озера". Та самая, что некогда столь полюбилась советским студентам, что они написали к ней свое либретто. Помните:
Растут бананы высоко
Достать бананы нелегко
Хочу банан! Хочу банан
В Москве бананы дефицит
За ними очередь стоит.
Хочу банан! Хочу банан!
Учитывая банановое прошлое подследственного Кехмана - можно ли счесть это случайностью?
***
Про конец митинга занятно подметила блогер monpansie:
У "активистов" хедлайнером был боксер Валуев, а у нас дьяк Кураев.
Как говорится - ну-ка, ну-ка или с этого места поподробнее! Вот так ирония!
http://monpansie.livejournal.com/420579.html
|
</> |