Новый Иерусалим
elen_namira — 05.03.2024Вернемся ненадолго в конец зимы, в заснеженный Ново-Иерусалимский монастырь, расположенный в подмосковной Истре.
Даже в пасмурную погоду монастырь выглядит ярким, нарядным и торжественным. Чувствуется здесь что-то особенное, он несет на себе отпечаток другого Иерусалима.
Задумывалась эта обитель патриархом Никоном в середине 17-го века
как образ Святой земли и Храма Гроба Господня в России. Ездить в паломничества на Святую землю было долго и опасно. И появляются близ Москвы и гора Сион, и Гефсиманский сад, гора Фавор. Речка Истра переименовывается в Иордан.
Прежде чем начать строительство, Патриарх Никон посылает делегацию на Святую землю для обмера Храма Гроба Господня.
И вырастает на подмосковной земле архитектурный комплекс уже не погребения, а Воскресения Господня таких же размеров в плане.
На переднем плане находится розоватый храм Константина и Елены. Он заглублен в землю на несколько метров, потому что в Иерусалиме храм Обретения Гроба Господня подземный, а обнаружили Гроб при участии римского императора Константина Великого с его матерью Еленой.
К Константино-Еленинскому храму пристроен белого цвета с красивыми керамическими деталями собор Воскресения Христова, соответствующий храму Гроба Господня. Его центральный купол золотой, а зеленые боковые главки соответствуют многочисленным приделам.
С запада к Воскресенскому собору пристроена колоссальная ротонда, соответствующая ротонде Иерусалимского храма.
Красивый шатер из сибирской лиственницы венчает ротонду.
У шатра непростая судьба. Изначально при патриархе Никоне был каменный шатёр, он обвалился от тяжести в 1723 году. Спустя 30 лет под надзором Растрелли возвели новый деревянный шатёр.
Зимой 1941 года немцы взорвали Воскресенский храм и колокольню.
Вернули первоначальный вид и ротонде, и колокольне при последней реставрации 2011-2019 годов.
Трапезные палаты
Стены и башни каменной ограды возвели при Петре I в 1690-97 годах.
Внутри Воскресенского собора от 17-го века остались керамические иконостасы, остальное убранство было изменено в Екатерининские времена по эскизам Растрелли в стиле барокко.
Храм большой и, на первый взгляд, запутанный, много приделов, переходов. На самом деле, проходя по храму от темницы Христа, мы, шаг за шагом, идем по крестному пути Спасителя.
Один из приделов носит название Голгофского. В его северной части воспроизвели Лобное место или по-гречески Голгофу. Каменная плита с тремя отверстиями символизирует вершину горы, на которой воздвигли Крест Господень и два креста с распятыми разбойниками. Трещина на стене напоминает о расселине, возникшей в земле, когда умер Иисус. Земля сотряслась с такой силой, что даже камни расселись.
В глубине Лобного места находится крест. Его размеры совпадают с Крестом Господним. Кипарисовое дерево для креста привезли со Святой Земли по наказу патриарха Никона. В XVIII веке для креста сделали деревянный позолоченный киот с изображениями орудий страстей Господних. Среди них копие, трость с губкой, фонарь, мешочек Иуды с тридцатью сребрянниками, веревка, цепи.
Деревянный посеребрённый иконостас в оригинале относился к XVIII веку.
Главная святыня Воскресенского Новоиерусалимского монастыря - Гроб Господень, то есть Кувуклия.
Шатер ротонды над Кувуклеей.
В советское время монастырь был закрыт, в нем разместился музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.
В 2014 году музей «Новый Иерусалим» переехал из стен монастыря в новое здание по соседству.