Норвегия не могла предвидеть такой сценарий ...
sigmund_rod — 10.08.2022

Вот вам очень неплохая переводная статейка из таблоида VG, которая рассказывает о состоянии водохранилища Blåsjø (Блошё, "Голубое озеро"), и его важности для Норвегии и Европы. С моими небольшими сокращениями и комментариями для общего понимания. Очень интересно.
Становится страшно, когда вы смотрите вниз с огромной плотины Фёрревасдам. Наряду с другими 3 большими плотинами (и несколькими малыми), Фёрревасдам образует водохранилище Блошё. Отсюда вода поступает к трём гидроэлектростанциям Улла-Фёрре, которые все вместе образуют крупнейший гидрокаскад в Норвегии и Северной Европе. Здесь установлена мощность около 2100 МВт и годовая выработка составляет в среднем 4,45 ТВтч (1987-2006), что соответствует примерно 7,5% от общей установленной мощности гидроэлектростанций в Норвегии.

- Заполнение водохранилища в Блошё сейчас составляет чуть более 40%. Обычно в это время года оно превышает 70%, — говорит директор компании Statkraft по управлению энергопотреблением Арильд Танем в интервью VG. Statkraft в настоящее время установила непомерную цену на воду в гигантском водохранилище, чтобы не продавать воду для производства электроэнергии. — Хотя мы и должны предоставить ту мощность, которая у нас есть, но мы можем установить цену на таком уровне, чтобы гарантировать как можно больше запасов воды на зиму, - говорит Танем.
Блошё, безусловно, является крупнейшей «батареей» в Норвегии с энергоемкостью 7,8 ТВт-ч — этого достаточно, чтобы снабжать Ставангер электричеством в течение добрых четырех лет. Это так называемое «многолетнее водохранилище», его наполнение занимает три года.
— Уровень воды поднимается, но в эту неделю года мы не видели более низкого уровня за последние 20 лет. В настоящее время мы на минимуме, — говорит Танем. Тем не менее, в начале лета уровень воды был ещё ниже, прежде чем весь снег в горах начал таять и наполнять водохранилище.
- В Блошё аномально мало воды, но аномальное, кажется, становится все более и более нормальным, - говорит Бьорн Сандвик, управляющий электростанцией Улла-Фёрре, крупнейшей гидроэлектростанции в Северной Европе. Он смог выйти буквально «сухим из воды» когда он прошёлся по дну водохранилища в том месте где должна быть вода. Всего два года назад, в 2020 году, в Норвегии было столько воды, что электричество в некоторые часы было вообще бесплатным. Например, посмотрите на эту фотографию 15-летней давности:
Тогда заполнение было близко к максимальной. Сейчас у нас совсем другая история.
Танем говорит, что компания Statkraft, которой принадлежит около 70% Блошё, и которая отвечает за его эксплуатацию, в июле практически не производила электроэнергию. Только в течении несколько часов, когда цена на электричество в стране была очень высокой.
- Уже в начале этой зимы мы осторожно относились к использованию воды, но в мае стали ещё больше учитывать риск, - говорит Танем, имея в виду энергетический кризис в Европе и войну в Украине.
— А куда делась вся вода?
— Это началось год назад. Тогда рынок начал расти, потому что Россия начала сокращать экспорт газа, а во второй половине 2021 года к тому же стало становиться все суше и суше. В результате резко выросли цены на газ на континенте. Но мы не видели перспектив повышения цен на электроэнергию в будущем, и поэтому мы тогда и продали воду. После этого Путин, война на Украине и дальнейшее сокращение экспорта российского газа способствовали дальнейшему давлению на цены, — говорит Танем, который считает, что не мог предвидеть такой сценарий.
Он считает, что они действовали правильно, основываясь на той информации, которая у них была тогда.
— Все мы задним умом крепки.
- Как вы видите ситуацию с электричеством этой зимой?
– Мы считаем, что если всё пойдёт как сейчас, то у нас достаточно ресурсов. Но с учетом того, что мы видим в Европе, а также войны на Украине и нехватки газа, существует большой риск того, что цена на электричество подскочит. Если Норвегия тогда предложит электроэнергию по более низкой цене, чем в Германии, то это приведет только к экспорту и еще большему опорожнению резервуаров", - говорит Танем.
Представитель парламента Пер Олаф Лундтайген (из партии SP), который недавно посетил Блошё, считает, что электрические кабели в Англию и Германию способствовали осушению крупнейшего водохранилища в Норвегии.
— Идея была обмениваться электроэнергией, а на самом деле электричество в основном экспортируется. В конце концов, мы должны установить рамки для использования кабелей, это не может быть нерегулируемый капитализм, который решает, куда следует направлять электроэнергию, говорит Лундтайген VG.
Нильс Бьярне Волд из партии «Venstre» из муниципалитета Сульдал также скептически относится к подводным кабелям:
— Я не думаю, что Норвегия разрешила бы построить эти кабеля, если бы мы знали, что они в основном будут использоваться для одностороннего движения, - говорит Волд.
Несмотря на то, что Сульдал является крупнейшим энергетическим муниципалитетом Норвегии, жители не получают скидки на электроэнергию.
— Блошё должно было стать хранилищем для Норвегии, мы не можем нести ответственность за всю Европу, - говорит Волд, который сам установил солнечные батареи на крыше своего амбара.
Танем из Statkraft отмечает, что цена на электроэнергию во Франции в четвертом квартале составила в среднем 7 крон за киловатт-час и что Франция является важной страной в отношении ценообразования в Германии, что, в свою очередь, влияет на Норвегию.
- Там чрезвычайно высокие цены. Мы не ожидаем, что это произойдет, но если произойдет полная остановка экспорта газа из России, а в Норвегии по-прежнему не будет осадков, мы должны установить цены на воду ещё выше, чтобы избежать ее экспорта. Это не та ситуация, которую мы хотим, но она находится вне нашего контроля, - говорит Танем.
— Вы боитесь народных возмущений?
— Конечно. В Норвегии большинство людей отреагировали рано, потому что почти у всех спотовые контракты. В Германии же они только сейчас начали получать высокие счета за газ.
Танем считает, что правительству следует уделять больше внимания субсидиям на электроэнергию.
– Я думаю, что лучше расширить схему помощи, чем вводить ограничения на экспорт и уровень водохранилищ. Например, если нам не разрешат экспортировать электроэнергию, я боюсь, что следствием этого будет то, что мы не сможем импортировать её, когда она нам понадобится. Тогда политикам решать, должна ли схема поддержки распространяться и на компании, говорит Танем.
Общее потребление электроэнергии в Норвегии в 2021 году составило 139,5 ТВтч. Это на 4,3% больше, чем в предыдущем году, и является самым высоким показателем за всю историю наблюдений.
– Если у нас будет сухая и бесснежная зима с небольшим паводком, то мы будем зависеть от импорта. Мы импортируем около 10 ТВтч в течении прибл. каждых 10 лет, говорит Танем.
Так что такие дела, ждём войн за воду :-(((( Кстати, кому интересно, вот фильм Статкрафта, показывающий, как было построено Улла-Фёрре (по-норвежски):
Это блог про Норвегию вообще и про электромобили в частности ;-) Добавляйтесь в друзья или подписывайтесь!
Расчет производительности шнекового транспортера
В ночное
100 оттенков осени
Круглый свитер. Попытка сделать курс
Война на Украине (26.09.25): Добропольский и Купянский участки фронта- «туман
Щенки на головах
NYT пишет, что зря Макрон за руку Зеленского держался
Эти же будут визжать "за що!?"
В Японии есть настоящий кошачий храм

