Н.Н. Живопись и графика из коллекции МИ СПб XX-XXI вв

Вот так длинно называется выставка, заканчивающая свою работу в Петербургском Манеже в эти выходные. Я туда собиралась несколько месяцев и неделю ищу слова, чтобы описать то, что увидела.
-И почему мне все это напоминает «Пролетая над гнездом кукушки»?, спросила моя спутница, когда мы только-только вошли.
А потому что — это оно и есть. Первое, что вас встречает, выгороженное белыми драпировками пространство «палаты №6», с ярким белым потолочным светом, чтобы не создавалось никаких теней.

А по всем выставочным залам расставлены больничные кровати, аккуратно застеленные чистым бельем, ожидающие пациентов.

Некоторые из художников, работы которых представлены на выставке, были знакомы с этим антуражем: кого-то лечили принудительно, кто-то сдавался сам. Да и у тех, кого миновало сие заведение судьба иногда была печальной: пили, кочевали по квартирам друзей и знакомых, отдавали работы за бесценок, потому что картины были тоже непонятными, неудобными или эмоционально тяжелыми. Рядом с каждым выставленным полотном — аннотация, перечеркнутая цветной полосой. Чем темнее полоса, тем сложнее душевное состояние художника, его написавшего. Например, так

Или так

Глядя на некоторые работы сразу и не поверишь, что мастеру изрядно досталось от этой жизни. И только годы создания полотен наводят на размышления.

Например, Вячеслав Владимирович Пакулин (его Гатчинский дворец на фото снизу) в 30-е годы был даже членом правления Ленинградского Союза художников, в блокаду оставался в городе, выезжал на передовую, где рисовал портреты бойцов. Но никакие заслуги и выставки не спасли его от обвинения в формализме в послевоенные годы. А самым серьезным ударом было уничтожение части его работ представителями Художественного фонда Ленинградского союза художников в 1949 году. После этого мастер прожил всего лишь год с небольшим.
Интересно, что работ революционного или военного времени на выставке нет совсем, зато есть целая серия «перестроечных» работ.

Какие же узнаваемые ситуации и персонажи. Мне даже стало зябко от собственных воспоминаний.
А еще — дети, причем из разных лет жизни нашей страны.

Они разбросаны по всей экспозиции и временами не дают свалиться в серьезную депрессию от увиденного. Мне многое не хотелось снимать — слишком остро воспринимается. Но иногда и ситуации из жизни детей, серьезный повод задуматься над душевным здоровьем родителей.

Кстати, во всем пространстве выставки вас будет сопровождать спокойная классическая музыка, в которой мы безошибочно опознали произведения из детской музыкальной школы, которую обе окончили, каждая в свое время. И это отнюдь не добавило света и добра в наше эмоциональное состояние. А уж насколько остро на любой прессинг реагируют творческие люди, видно из их картин.
Вот второй этаж выставки, на мой взгляд, это некое ментальное поле окружающей действительности, откуда брали идеи своих полотен художники первого этажа.

Когда сицилийское утро такое, сразу понимаешь и новеллы Проспера Мериме, и Крестного отца, и комиссара Каттани.

А за вполне узнаваемыми старыми фотографиями и открытками «Путешествия по Волге» А. Белкина 2012 года

может стоять ментальный пинок от «Смерти Неронов» 1999 г.

Подводя итог могу сказать, что это пожалуй первое из серии #10мероприятий, которое я не буду рекомендовать посетить всем. #делобылоосенью.