Николай Николаевич младший. Не лучший, но и не худший
vpolkovnikov — 18.11.2025
Внук царя
6 (18) ноября 1856 года родился будущий Верховный главком великий князь Николай Николаевич младший. Можно сказать, он родился именно для этого поста. И шел к нему всю жизнь. Ну а то, что русская армия под его командованием не смогла одержать победу в Первой мировой… Так ведь ни один Верховный ни одной из воюющих стран не одержал решающей победы за первый военный год.
Старший сын третьего сына Николая I. Этой ветви рода суждена военная карьера. Причем у Романовых чины особо не задерживались. Молодой великий князь уже в 15-летнем возрасте был зачислен юнкером в Николаевское инженерное училище. А уже через год он прапорщик в учебном батальоне. Еще через год подпоручик. Переведен в кавалерийский эскадрон.
В 18-летнем возрасте Николай Николаевич зачислен на учебу в Николаевскую академию Генерального штаба. Во всех этих продвижениях речь идет, конечно, не о каком-то отличии или успехах по службе. Просто молодому Романову, предназначенному рождением для высших военных постов, требовалось освоить основы военного дела.
В 1876 году Николай Николаевич окончил Академию с серебряной медалью. Произведен в капитаны и прикомандирован к отцу, Николаю Николаевичу старшему, назначенному Главнокомандующим Дунайской армией в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
Для простого дворянина это было бы не просто неплохо, а нечто за гранью. Но не для Романова.
Разумеется, в войне для молодого великого князя нашлась возможность отличиться. За форсирование Дуная он получил Георгия 4-й степени. За участие в захвате Шипкинского перевала Золотое оружие «За храбрость» и произведен в полковники. Да, в 20 лет.
Августейший кавалерист
После Русско-турецкой войны полковник Романов назначен в лейб-гвардии гусарский полк. Для начала командиром эскадрона. Но с 1884 года Николай Николаевич принял этот полк и командовал им до 1890 года. Вступив в должность командира полка, великий князь, наконец, получил чин генерал-майора (1885).
Я не буду касаться личной жизни Николая Николаевича. Меня интересует его военная карьера. Она развивалась ламинарно и поступательно.
В 1890 году – командир 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. В 1893 году произведен в генерал-лейтенанты. С 1895 года генерал-инспектор кавалерии. Тогда в русской армии кавалерии хватало. В этой должности в 1901 году произведен в полные генералы.
Что тут скажешь? Особого боевого опыта не имел. Но кто его имел в то время? Тот же Брусилов воевал примерно столько же. Правда, в 1904 году началась Русско-японская война. И появилась возможность набраться опыта на практике (или опозориться навечно).
Николай Николаевич не пожелал воевать на Дальнем Востоке. Оно и понятно – основные должности разобраны: главком – Алексеев, сухопутный фронт – Куропаткин. Великому князю в чине полного генерала невместно под ними ходить.
Незаметно, чтобы великий князь отличался ревностной службой. Когда в 1910 году Генеральный штаб подготовил военную игру, он отказался принять в ней участие. Официально из-за конфликта с военным министром. Но утверждают, что на эти даты у Николая Николаевича была уже назначена большая охота, и он не пожелал ее отменять.
Верховный главнокомандующий
К началу Первой мировой войны 57-летний генерал имел скорее автоматически и свыше данный, а не реально заслуженный авторитет. Хватало в армии генералов с большими реальными заслугами. Но во главе вооруженных сил поставлен именно он – двоюродный дядя царя. Потому что сам царь не решился занять этот пост:
«Не признавая возможным, по причинам общегосударственного характера, стать теперь же во главе наших сухопутных и морских сил, предназначенных для военных действий, признали мы за благо всемилостивейше повелевать нашему генерал-адъютанту, командующему войсками гвардии и Петербургского военного округа, генералу от кавалерии его императорскому высочеству великому князю Николаю Николаевичу быть Верховным главнокомандующим. Николай».
Чтобы разобрать подробно роль Верховного в поражениях и победах 1914-1915 годов, нужно разобрать подробно ход боевых действий. Эта задача не для очерка, а для кучи толстых книг. Да они уже и написаны.
Отмечу коротко. Северо-Западный фронт – поражение 2-й армии Самсонова. Самсонов несет значительную долю вины, но нельзя скинуть со счетов ни главкома фронта Жилинского, ни Верховного. Да он и сам признавал:
«Я совершенно сознаю, что не умел настоять на исполнении моих требований, посему слагаю перед Вашим величеством мою повинную голову».
С другой стороны – победа Юго-Западного в Галицийской битве. Если виним Верховного в поражениях, то по справедливости следует отвешивать и долю в победах.
Дальше отходы – контрманевр под Лодзью и отступление в Карпатах, но со взятым Перемышлем. В общем смотришь так: победы пополам с поражениями. Верховный учился на ходу. И чем дальше, тем больше проявлял свою волю в управлении войсками.
Нехватка боеприпасов и вооружения, остро сказавшаяся весной 1915 года уж точно не на совести Верховного главнокомандующего. А вот расплачиваться за это пришлось ему. Большой весенне-летнее отступление не переросло в катастрофу, но внешний эффект его был огромен.
Как обычно в период поражений наверх всплывает накипь интриг. Отношения Николая Николаевича и царицы Александры Федоровны были, мягко говоря, не очень хорошие. Александра Федоровна едва ли не в каждом письме «капала» мужу на Верховного и Ставку.
Очень плохие отношения у Николая Николаевича были и с чиновниками военного министерства – не так давно был снят военный министр Сухомлинов, можно сказать, личный недруг Верховного.
Отставлен
Итогом стало смещение Николая Николаевича с поста Верховного в августе 1915 года. Замена, надо сказать, была так себе – полковник Романов, он же царь Николай II. Великий же князь отправлен главнокомандующим на Кавказ.
На Кавказском фронте у Николая Николаевича оказался сильный помощник (он же реальный руководитель операциями) – генерал Юденич. Здесь работа шла в целом успешно. Отряд Баратова вошел в Персию, в декабре 1915 года у турок взят Эрзерум, весной проведена успешная Трапезундская операция.
Всё шло хорошо, но в феврале (марте) 1917 года в Петрограде громыхнула революция, и вся проделанная работа пошла насмарку. После отречения царя Николай Николаевич выехал в Ставку, чтобы вновь принять должность Верховного.
Но старые мехи (и тем более генералы августейшей фамилии) новым властям оказались не нужны. Николая Николаевича Романова вежливо попросили отказаться. После совещания с начальником штаба Верховного он отказался от поста.
Николай Николаевич отправился в Крым. Здесь он пережил 1917 год, Октябрьский переворот, германскую оккупацию. И наконец в марте 1919 года от греха подальше уехал за границу.
Оставаясь в эмиграции знаменем для определенных кругов белой эмиграции, Николай Николаевич реально действовал мало. Скончался он во Франции 5 января 1929 года.
Чем отличается карта рассрочки от дебетовой
Картинки 11 ноября 2025 года
Why an invitation may be declined
Ещё не пятница?
Поразительное фото в продолжение двух предыдущих постов
Коста Гаврас. "Рай на Западе"
Архитектурнем)))
Хуан Карлос о Ботсване, Коринне, любовницах и жене.
10 блюд, которые я бы никогда не заказала на первом свидании

