Дмитрий Пожарский. Часть 5. Второе ополчение
vpolkovnikov — 15.11.2025
Дмитрий Пожарский. Часть 4. Московское восстание 1611 года
Призыв Минина
Первое ополчение подоспело к Москве после разгрома поляками восстания и сожжения столицы. Началась долгая и нудная осада. Которая скорее блокада. Между обороняющимися и осаждающими происходили бои. Но без решительного исхода.
Летом 1611 года был убит Ляпунов. Ополчение начало разлагаться. Руководство наиболее буйной частью – казаками – перешло в руки атамана Заруцкого. Ополченцы из дворян еще как-то подчинялись князю Трубецкому. Но больше разбегались по домам или вообще по широкой матушке Руси.
И вот когда земское дело совсем было уж загнулось, в Нижнем Новгороде прозвучал призыв Минина. Нам сейчас не особо важно, как именно он прозвучал и был ли то призыв именно земского старосты Кузьмы Минина. Важно другое – осенью 1611 года в Нижнем Новгороде начинает собираться Второе ополчение.
В октябре ядром формирующейся военной силы стали дворяне Смоленской земли, отправившиеся под Арзамас из-под Москвы. Но пригодившиеся в Нижнем Новгороде. Это уже профессиональные воины. А профессиональным воинам нужен профессиональный воевода.
Избрание воеводы
Эти события более или менее известны, понятны. Не совсем ясно, как произошло избрание в воеводы Дмитрия Пожарского. Вот тут уж полный разгул фантазии как у романистов, так и у историков.
Романисты – это понятно. Им нужно придумывать связную историю, единый сюжет с внятной мотивацией героев. Да и наполнять книжки объемом страниц по шестьсот. Но историки? Впрочем, им тоже надо писать статьи, защищать дипломы и диссертации. Поэтому при скудости источников можно пускаться в рассуждения и предположения.
Я же могу признаться честно и просто: Бог его ведает. Имел Минин заранее сношения с Пожарским или нет? Рекомендовали Пожарского, например, власти Троице-Сергиева монастыря или нет? Было ли реально альтернативное обсуждение кандидатуры руководителя?
Отказываясь по первому разу, Пожарский ссылался на болезнь от полученных ран. В каком физическом состоянии через полгода после ранения пребывал князь? И этого мы не знаем.
Формально князь Дмитрий полностью подходил под требования нижегородцев: выбрать «мужа честного, кому заобычно ратное дело, который в таком деле искусен и который в измене не явился».
«Муж честный»? От слова «честь». Да. Ему «заобычно ратное дело»? Еще как. «В измене не явился»? Опять да. Василию Шуйскому не изменял, против поляков стоял твердо. Вот и ладненько.
Как бы то ни было, а в октябре 1611 года Дмитрий Михайлович Пожарский прибыл в Нижний Новгород, где принял руководство формирующейся армией. Минин при нем стал выполнять обязанности, скажем так, обер-квартирмейстера.

Поход Нижний Новгород – Ярославль
Стоит отметить, что уже в Нижнем Пожарский выступал не только как военный командир, но и как один из руководителей зарождающегося правительства – Совета всея земли. В него, кроме Пожарского и Минина, вошли и представители служилого сословия, и духовенство (Печерский архимандрит, протопоп Спасо-Преображенского собора), и «госслужащие».
Далеко не все города откликнулись на призыв Совета. Многих пришлось или убеждать переговорами, или принуждать силой оружия.
Мы не располагаем точными данными о численности Второго ополчения. Считается, что в ноябре число ратников выросло до трех тысяч человек.
Возник вопрос о направлении наступления. Более короткий путь из Нижнего на Москву пролегает через Владимир. Однако на этом направлении дорогу Пожарскому заступили отряды Заруцкого, занявшие Суздаль.
На этом атаман не успокоился и двинул отряды на Ярославль. Оттуда в Нижний Новгород прибыли гонцы с призывом идти на помощь. Бросать верхнюю Волгу с ее ресурсами, отдавать ее Заруцкому не хотелось. Выход один – как можно скорее двигаться к Ярославлю.
Чтобы опередить Заруцкого, вперед брошен авангард под командой Дмитрия Петровича Лопаты-Пожарского. Он шел, минуя все промежуточные проблемные города, прямо на Ярославль, чтобы подкрепить горожан. Небестолковое решение главного воеводы.
Главные силы ополчения выступили из Нижнего в конце февраля 1612 года. Балахна, Юрьевец, Решма, Кинешма. Под Костромой вышла заминка. Тамошний воевода отказался впустить в город ополчение. Против него поднялся посад и принудил капитулировать. Чтобы в тылу не возникало шатости, Пожарский оставлял за спиной верные гарнизоны.
Видя успехи Второго ополчения, к его руководителям стали обращаться за помощью русские города. К Пожарскому прибыли горожане Суздаля. Дескать, помоги, князь, избавиться от казаков Заруцкого. Князь помог, заодно расширив контролируемую территорию и базу ополчения.
Между тем остатки Первого ополчения докатились – они признали русским царем Лжедмитрия III или Псковского Вора. Вот уж это было совсем, что называется, некомильфо. В царственное происхождение этой личности не верили даже грудные младенцы. Разумеется, Заруцкого это не волновало. Он преследовал свои интересы.
Ярославль – столица земли
Еще по зимнему, по санному пути в марте 1612 года главные силы ополчения Минина и Пожарского вошли в Ярославль. На несколько месяцев город стал столицей земли, подчиненной силам Второго ополчения.
Здесь собирались средства, пополнялись войска, обновлялась амуниция. Возможно, из разрозненных отрядов сколачивались боевые единицы. Здесь же функционировало правительство – расширившийся почти до Земского собора Совет всея земли.
На этом этапе соблюдается некая субординация. Подписи Минина и Пожарского на грамотах стоят не на первом месте: Пожарский на десятом, Минин на пятнадцатом. Положение подписи на листе обычно определяет статус человека.
Кто же был выше Пожарского (с Мининым-то проще – мужик и мужик)? Бояре Куракин, Морозов, Долгорукий, окольничий Головин. Старше его по тогдашней «табели о рангах» были Одоевский, Пронский, Черкасский, Салтыков, Троекуров.
В военном деле Пожарский остается главным воеводой, но вот руководство страной на себя не берет. Да она, страна, может быть и не подчинилась бы «худородному» князю.
«Земля», конечно, не в демократическом смысле, а в смысле местных властей. Та же Казань могла так и остаться в стороне от Земского движения, если бы приказы ей стал отдавать стольник Пожарский. Бояре Московского царства – дело другое.
Для определения статуса фактического главнокомандующего для Пожарского придуман следующий титул: «По избранию всей земли Московского государства всяких чинов людей у ратных и у земских дел стольник и воевода князь Пожарский».
С движением на Москву ополчение не спешило. Всегда кажется, что ты еще чуточку не готов. Это понятно. Второе обстоятельство: до сих пор не были определены отношения с остатками Первого ополчения. Третье: в мае в ярославских землях открылся мор. Командиры пережидали окончания эпидемии. Четвёртое: на севере возникла шведская угроза, и ее следовало как-то обуздать.
Однако в августе 1612 года обстановка изменилась. Мор прекратился, с шведами как-то уговорились. Заруцкий ушел из лагеря под Москвой, оставив там лишь Трубецкого. Но самое главное – к Москве спешила армия гетмана Ходкевича. Допустить ее к осажденному гарнизону было нельзя.
Продолжение следует.
На что обращать внимание при остеклении балкона?
8/6
"Бегство в книги и университеты похоже на бегство в кабаки".
Как предотвратить набор веса
Вперде
Сравнивать с 1918 годом не стоит
Я покажу тебе Москву!- сказала мне сестра ..
Конец «засухи тиар»: ужин в Королевском дворце Мадрида в честь султана Омана
просто так

