«Ничего не видать, я пробовал тоже»

топ 100 блогов ukila_nepis31.01.2024

                                     κοῦφον γὰρ χρῆμα ποιητής ἐστιν καὶ πτηνὸν καὶ ἱερόν, καὶ οὐ πρότερον οἷός τε ποιεῖν πρὶν ἂν ἔνθεός τε γένηται καὶ ἔκφρων καὶ νοῦς μηκέτι ἐν αὐτῷ ἐνῇ: ἕως δ᾽ ἂν τουτὶ ἔχῃ τὸ κτῆμα, ἀδύνατος πᾶς ποιεῖν ἄνθρωπός ἐστιν καὶ χρησμῳδεῖν.

                                                                                                             — Plat. Ion 534b

                                     ...лёгкое ведь это диво — поэт, и крылатое, и священное... (ну и так далее, древлегреч.)

Любопытно, конечно, что неведомый русский читатель (или то была читательница?), написавший (...вшая?) в конце 30-х годов «почерком стремительным и чистым, без единой лишней линии» на полях моего экземпляра «Приглашения на казнь», что я украл в лавке гальберштадского старика-старьёвщика из Изумрудного города, следующее замечание-негодование:

«Это не литература, а наглое глумленіе надъ читателемъ или бредъ сумасшедшаго» — 

любопытно, vous dis-je, что у неведомой читательницы (да, пусть будет читательница!) терпение сдало и чувства пролились как раз на той странице (странице двадцать-три), когда Сирин, дотоле словно бы не находивший нужного дыхания, поочерёдно сбивавшийся то на Диккенса, то на Гоголя, то на Евгения Львовича Шварца вообще... («Рядом — корявыми детскими буквами: »Писателей буду штрафовать« — и подпись: директор тюрьмы»), дотоле ещё неровно кладя мазки и пласты периодов (живые пассажи перемежая с вялыми, вымученными), обрёл, как мне показалось, привычную уверенность и высказался наконец хорошо, по-сирински мускулисто и метко: 

«Но, конечно, ничего не было видно, — только жаркое небо в тонко зачёсанных сединах, оставшихся от облаков, не вынесших синевы».
«Ничего не видать, я пробовал тоже»

Курьёзный момент, да. Но я, собственно, не об этом. Интересно другое. Интересно то, какими словами он кончает приглянувшийся нам абзац (выдержанный на высоком, поджаром уровне напряжения; не абзац, почитай, а — скакун арабских кровей!). Герой встал на стол, потом на стул, потом на цыпочки, потянулся — но ничего, кроме [ничего не значащего] неба, не увидел: слишком мало́ было окошко, слишком толста стена:

Цинциннат едва мог дотянуться до решётки, за которой покато поднимался туннель окошка с другой решёткой в конце и световым повторением ея на облупившейся стенке каменной пади. Там, сбоку, тем же чистым презрительным почерком, как одна из полустёртых фраз, читанных давеча, было написано: «Ничего не видать, я пробовал тоже».

Так вот. Если вы думаете, что этот абзац (или вся книга) — о «тоталитаризме». Или там — «антиутопия». Или ещё что в том же духе. То вы. Глубоко. Заблуждаетесь. 

Вернее — вы не заблуждаетесь и не глубоко. Вы просто покорно плывёте по течению чужих слов и чужих мыслей. Всего того, что кто-то (не очень умный кто-то и не очень проницательный) уже высказал — и вам велел точно так же высказываться. Заёмными словами-пустышками. 

А ведь один из неведомых узников-предшественников буквально сию секунду предупреждал Цинцинната: 

«Обратите внимание, что когда они с вами говорят — » — дальше, увы, было стёрто.

Стёрто? Ну, не беда, что стёрто. Sapienti sat. Разумному достаточно. Можем продолжить фразу: 

«Обратите внимание, что когда они с вами говорят, они используют уже использованные, изжёванные, recycled слова; такие слова, которыя никогда не окончатся на ижицу, с удивительными последствиями. О нет! Их слова не подарят вам перо от райской птицы... (см. поход Сирина вместе с Николаем Раевским на Пушкинскую выставку в Пражский музей 8 апреля 1932 года, где он увидел её — эту »изумительную птицу« Pteridophora alberti... Вероятно, и Цинциннат увидел её в том же »пыльном маленьком музее, на Втором Бульваре«, где были собраны редкия, прекрасныя вещи — неслучайно же он потом Пушкина в бекеше принялся мастерить для школьниц с голыми коленками!... однако закроем скобку и продолжим). Их слова никогда не вдохновят вас на то, чтобы вам тоже обратиться райскою птицею, обронить на землю своё искрящееся густо-индиговое перо! Их слова мертвы и банальны. И таковы их мысли — мертвечина, серая зона смерти. Они вас оскопляют этими словами. Не слушайте их! Не слушайте, не слушайте, не слушайте! Будьте райскими птицами! Пойте своими голосами, незаёмными!»

Вот к чему призываю я вас, друзья!

Так что же значит эта фраза, начертанная на каменной кладке городской тюрьмы — «Ничего не видать, я пробовал тоже» — с точки зрения существа (по Платону) — «κοῦφον καὶ πτηνὸν καὶ ἱερόν»?

Думается мне, о мои легкокрылые дружинники, что Сирин (облачившись, помним, Цинциннатом) продолжает и здесь свой немолчный разговор с самим собою: А может, там что-то есть? Там, за чертою смерти? 

Директор тюрьмы (как мы с вами недавно выяснили) — и есть та самая смерть. Которая грозится его (Сирина, «писателя» то бишь)  о ш т р а ф о в а т ь. И вот Сирин всё равно наперекор ей — притворяясь, будто и не замечает её, ни в грош не ставит её — пытается дознаться: так что же там, что же там, за пределами моей жизни-тюрьмы?..

Стоп!.. Здесь должно сделать кое-какое пояснение. Почему вдруг тюрьма? Разве мир — тюрьма? Этот прекрасный, красочный, благоуханный, такой разнообразный мир — Божье творение — единственный мир, который является источником наших художественных образов, наших мусикийских неистовств — ужель он узилище, каменный мешок?!

Правильно, дружинники! Для нас, для людей, не оторвавшихся ещё от континента человечности, этот мир — Божье творенье — дан нам в радость и в со-творчество Богу. Но таков ли он для Сирина?

Вспомним — ведь буквально только что:

То, что не названо, — не существует. К сожалению, всё было названо.
«Бытие безымянное, существенность беспредметная...» — прочёл Цинциннат на стене там, где дверь, отпахиваясь, прикрывала стену.

Так гласит Евангелие от Сирина. Мир — призрак, иллюзия, злая иллюзия манихейцев, катаров и прочих солипсистов. Сирин — солипсист. Ничего не существует за пределами фантасмов его разума; подлинного бытия тоже для него нет, ибо оно творилось Источником всякого бытия через Его Слово (понимай: Его Имя, смотри зачин Евангелия от Иоанна), а Сирину мило бытие безыменное или такое, где чорт знает что творится, где слово вдруг на ижицу кончится и никто ничего не понимает, настоящее Вавилонское столпотворение или даже светопреставление, Федорино горе из детской страшилки Чуковского.

Вот поэтому солипсисту Сирину подлинное бытие и не угодно! Он переворачивает всё вверх дном и идёт куда дальше Принца Датского; для того Дания — тюрьма, а для Сирина Божий мир — тюрьма, в которой томится душа архи-особенного существа (того самого Сирина-Цинцинната, упивающегося своей «особостью»: «Он был лёгок и ловок, но с ним не любили играть» — о! сколько спесивого кокетства, сколько чванливого самолюбования чуть не за каждою фразою!) — как видим, это всё чистейшей воды неоплатонизм манихейского толка и художническое богоборчество, подзуживаемое дьявольскою гордыней (художника устраивает только тот мир, который он сам придумал — в пику Богу с его творением). 

Итак, мир — узилище. Богоборчество, спесь и гордыня, желание на место Божьего творения поставить своё собственное сочинение, по своему вкусу и своей мере вычерченное... Но при этом извечное архи-человеческое вопрошание остаётся: «Так как же быть мне, Господи? Что там, за смертью? Есть ли мне упование? Вот умру — и неужели дымом изойду, ничего не останется и ничего не будет, словно и не жил на свете?»

Да, вечное вопрошание. Из поколения в поколение человецы задают себе этот вопрос: «Что же там? Эх, дотянуться бы!.. Эх, заглянуть бы!.. увидать!..»

Но ответа нет.

«Ничего не видать, я пробовал тоже».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
СТРАХ И ХОХОТ Я не могу назвать себя оптимистом. Нет во мне радостной веры во все хорошее и прекрасное, в щучье веление и мое хотение, в дубинушку, которая сама пойдет, сама пойдет. Я знаю, что на любом пути нас подстерегают трудности и сложности, ...
И вот настал исторический момент, февраль принёс итоговую новость : Prague, February 11, 2021 – CZG – Česká zbrojovka Group SE (“CZG” or “the Group”) hereby informs that on 11 February 2021, it signed a definitive agreement to acquire 100% of the outstanding equity interest in ...
Уж не знаю, как могла человеку прийти в голову идея реализовать этот вариант, но факт остается фактом - есть способ сварить яйца таким способом, что белок будет внутри, а желток снаружи. Если вы еще не практикуете такой способ варки у себя на кухне, то давайте под кат и я вам расскажу ...
То, что я люблю читать, вы прекрасно знаете. Себе я книги могу спокойно подобрать - вот детям сложнее:тут я очень придирчива и к информации,и к иллюстрациям, и к оформлению в целом. У нас в книжном всего один в городе! ассортимент изучен и переизучен, пробовала заказывать,чтобы мне нужны ...
Я не могу без юмора, хорошего настроения и оптимизма. Ни дня, ни часа, ни строчки. И потому нахожу их везде, где только можно. Не жалея затрачиваемых усилий ... В этот раз меня, как хомячка - порвало в клочки. В мелкие . Сегодня нам не звонили из Вашингтона, чтобы поправить настроение. ...