Фото: РИА Новости
Ни ТО, ни сё
novayagazeta — 02.10.2021 Реформа техосмотра привела лишь к тому, что это стало дорого для конечного потребителя.Первого октября закончился срок действия отсрочки диагностических карт, а вместе с ним и растиражированная иллюзия, что техосмотр перестал быть обязательным.
Страховой агент Марина Д. расстроена — ее месячный доход ощутимо уменьшился. Весеннее нововведение с отвязкой диагностической карты от возможности оформления полиса ОСАГО больно ударило по ее карману.
— Раньше у нас были негласные договоренности со станцией техосмотра, — рассказывает она, — водителю не приходилось даже ездить туда, мы сами все оформляли. Диагностическая карта «без выезда» собственнику легкового автомобиля обходилась в 1000–1500 рублей. Агент получал из этой суммы от 200 до 1000 рублей. Полгода водители радовались, что при покупке страхового полиса не нужно платить за карту. Но 1 октября они получили новый «головняк». Тут либо реально техосмотр проходить, либо платить дороже за липовую карту.
Штраф небольшой, но ежедневный
С 22 августа законодатель отвязал диагностическую карту от полиса
ОСАГО. Что это значит для рядового водителя?
— При заключении договора страхования карту больше не
требуют, но во всех остальных случаях она нужна, — объясняет
Александр Порубенко, заместитель начальника отдела надзорной
деятельности УГИБДД Свердловской области. — У нас водители как
услышали, что не нужно проходить техосмотр, обрадовались. Не нужно
его проходить только в том случае, если вы полис оформляете. Но
надо понимать, что страховая компания вправе отказать в выплате при
ДТП, если у водителя не было диагностической карты, потому что
только этот документ подтверждает, что автомобиль был технически
исправным.
По словам сотрудника Госавтоинспекции, карта нужна в первую
очередь такси, автобусам и грузовым автомобилям, перевозящим
опасные грузы. В настоящее время за отсутствие техосмотра — штраф
500 рублей. Если транспортное средство закреплено за юридическим
лицом, выписывается штраф на должностное лицо — 3 тысячи рублей.
Если техосмотр не пройден у пассажирского транспорта, это будет
расцениваться и как нарушение условий лицензирования, что чревато
прекращением действия лицензии.
— Инспектор ГИБДД может попросить водителя предъявить
диагностическую карту, — продолжает наш собеседник, — но с 1 марта
2021 года проверить ее он может и в электронном виде. У нас есть
доступ к базе учета проведения технических осмотров. Ее при себе
иметь не обязательно. По желанию водителя карту могут выдать на
руки.
С 1 марта обязательным требованием стало наличие фотографий
при прохождении техосмотра в пункте диагностики. На легковой
автомобиль выделяется 30 минут. Раньше сотрудники ГИБДД выявляли,
что транспортные средства не приезжали в пункты техосмотра, а
диагностические карты выдавались формально. С учетом новых
требований данная ситуация стала практически невозможной. Может
быть, из-за этого Российский союз автостраховщиков (РСА) и выступил
с инициативой отвязать полис ОСАГО от диагностической карты. Фото и
результаты техосмотра хранятся в базе ГИБДД, их всегда можно
проверить.
Новый легковой автомобиль первые четыре года техосмотр не проходит, потом два раза — каждые два года, в последующий период — ежегодно.
Для такси первая диагностика — тоже через четыре года, потом
ежегодно. Автомобили старше 10 лет — каждые полгода.
Например, стоимость техосмотра в Свердловской области не
изменилась: легковой автомобиль — 498 рублей, автобус — 900
рублей.
— Штраф за непрохождение техосмотра планируют повысить с 1
марта 2022 года до двух тысяч рублей, — говорит Александр
Порубенко. — У камер фиксации дорожных правонарушений будет доступ
к базе, и они смогут сразу штрафовать нарушителей, но не более
одного раза в сутки. В последнее время при ДТП часто выясняется,
что у водителя не было ни полиса ОСАГО, ни техосмотра.
Фото: Гавриил Григоров / ТАСС
По данным пресс-службы УГИБДД Свердловской области, с начала года
на территории региона произошло 1574 ДТП, из них 128 — по причине
технической неисправности транспортного средства. В сравнении с
аналогичным периодом прошлого года рост 245%.
На территории Свердловской области достаточно пунктов
техосмотра. Сегодня они загружены примерно на 30%, и ажиотажа не
наблюдается.
Очередная кормушка
— Техосмотр никуда не передавали, он как был у страховщиков, так у
них и остался, — говорит Кирилл Форманчук, председатель Комитета по
защите прав автовладельцев. — В период своего президентства Дмитрий
Медведев вывел техосмотр из подведомственности ГАИ. Его отдали
Российскому союзу автостраховщиков. Вот с того момента и стало
возможным у любого страхового агента купить диагностическую карту.
Оптом бланки продаются от 150 рублей. То есть страховой агент их
покупает на «оптовке», а потом продает за ту сумму, на какую хватит
фантазии. В среднем цена начинается от 1000 рублей.
По словам правозащитника, в последний год правительство
реформировало всю процедуру техосмотра. Но все это не работало,
пока с полисом ОСАГО в любой подворотне можно было купить
диагностическую карту.
— Ладно легковые машины, — размышляет Кирилл. — Но есть
грузовики, которые перевозят опасные грузы. Они, как и такси, и
пассажирские автобусы, обязаны проходить техосмотр раз в полгода.
Получается, ради такого опасного транспорта и принимался закон о
техосмотре, но и в этом случае водители без проблем покупали
диагностические карты.
С 2019 года государство начало реформу техосмотра. Сначала
ввели повышенные требования к диагностическим станциям, добавили
фотографирование с GPS, с привязкой к местности, сделали сервер, на
который эти фото нужно закачивать.
— Мы подсчитали, что каждый день около 40 тысяч автомобилей
проходит в стране техосмотр, — продолжает общественник. — Зачем
этот сервер, если никто никогда не посмотрит эти фотографии? Пусть
даже по пять фото на каждое авто — это огромный объем информации.
Все автостанции для техосмотра обязали купить дорогие фотоаппараты
с ГЛОНАССом. Фотографируют в боксе, а представляете, какая
погрешность при фотографировании в бетонном помещении? Потом сервер
не принимает эти фотографии, потому что у них координаты не
сходятся на несколько метров. Все это продолжалось два года. В
итоге техосмотр временно отменили, потому что куча проблем: то
станции не могли купить оборудование, то ковид, то еще
что-то…
Фактически для рядового потребителя, который последние годы
добросовестно проходил техосмотр, ничего не изменилось. Он так же в
обозначенные сроки едет на станцию технического осмотра и получает
диагностическую карту. Но мы же понимаем, что такой владелец авто —
редкий экземпляр. Никто техосмотр честно не проходил, все покупали
карту.
— Проблема в водителях грузовиков, особенно дальнобойщиках, —
считает наш собеседник.
— Они покупали карты в среднем по тысяче рублей. Сейчас для них цена увеличилась до четырех тысяч рублей.
Фото: РИА Новости
Водитель легковушки поедет и за тысячу-полторы пройдет процедуру
официально. Но если у грузовика трещина в лобовом стекле, его
замена стоит от 60 тысяч. Колеса по 50–60 тысяч каждое, а их на
одной только оси бывает 2–4, так что водителям большегрузов дешевле
купить техосмотр, чем чинить машину. К слову, цены на «левый»
техосмотр резко выросли. Теперь подделка технически стала более
сложной. Вы присылаете фото своего авто, на станции «встраивают» в
его данные нужные GPS-координаты — мы живем в век информационных
технологий, подделка все равно возможна.
Реформа техосмотра привела лишь к тому, что это стало дорого
для конечного потребителя. Дорого и для диагностических станций,
потому что они на многие миллионы закупили требуемое оборудование и
подключились к необходимым системам. Как и в истории с системой
«Платон», очередной олигарх обогатился и на этой государственной
реформе.
— Техосмотр — это доходный бизнес, — уверен Кирилл Форманчук.
— Был период, когда РСА разрешил передвижные станции техосмотра.
Подобные станции, аккредитованные где-нибудь в Москве, по всей
стране продавали диагностические карты, словно они действительно
колесили по всем уголкам России. Все про это знают — и страховщики,
и гаишники. Государство само вывело эту коррупционную кормушку, из
которой кормится большое количество структур.
Изольда Дробина,
собкор «Новой» на
Урале
|
</> |