Ни про какие эросы они не думают...
maiorova — 05.04.2024 Вчера уважаемая френдесса eliabe_l высказала интересные соображения про Коллонтай, о которой я прочитала недавно толстенную книжищу, а голова варила плохо, и к дискуссии я не была способна. Зато сегодня, когда хоть температура упала и голова варит несравненно лучше, я вспомнила, каким владею раритетом. В интернете эта статья только цитировалась, не публиковалась полностью, причём даже под неправильным названием: «Эрос из Рогожно-Симоновского района». Она в прямом смысле столетней давности, даже чуть больше: 1923 года. Её автор Илья Лин — личность известная, в будущем первый главный редактор «Московского комсомольца». На момент публикации этого текста ему двадцать пять лет. Он молод, дерзновенен и раскрывает горизонты новой советской сексуальности не перед кем иным, как передЭрос из Рогожско-Симоновского района
Мысли вслух о статье Коллонтай «Дорогу крылатому эросу»
Что ж, эрос, так эрос. А вот по-нашему, на языке по крайней мере, 600 тыс. парней и девушек комсомольцев, и помноженном на 30, количестве беспартийной молодежи все это называется любовью. По крайней мере, так просто нам, старым комсомольцам, ставят этот вопрос и наши товарищи из комсомола, и беспартийная молодежь. Мы уже имели не сколько раз случай указать, что вопрос о любви - вопрос, глубоко волнующий молодежь. Да и один ли вопрос о любви? Нам задают целый ряд вопросов:
- Как смотрят коммунисты на нравственность, существует ли она?
- Как, по-вашему, есть ли справедливость?
- Признают ли коммунисты совесть?
- Как по-коммунистическому, есть ли, должна ли быть любовь или нет?
Девушки спрашивают у нас почему мы не печатаем романов, новых романов с "чувствием". И это вполне понятно. Их больше не удовлетворяют старые романы, написанные в 80-х и 60-х годах. А Вербицкую они, слава Аллаху, не читают и не будут читать. О половом вопросе рабочая молодежь слушает и осведомляется из лекций, устраиваемых, спасибо МГСПС, на фабриках и заводах. Вот вы посмотрите, загляните в какой-нибудь район, где читает лекции д-р Paухвергер (о половом вопросе), и вы увидите, с каким интересом молодежь слушает половую трагедию. Это, по-нашему, конечно, гораздо лучше и здоровее, чем смакование и прятание под подушку Фореля. Но раз рабочая молодежь этого высокого слова об эросах не понимает, тем более ей и следовало бы вопрос о любви, а вместе с тем и тесно связанный с этим вопрос о половых взаимоотношениях, вот этот самый вопрос надо было бы в первую голову осветить так, как он есть сейчас, сегодня, в нынешний переходный от буржуазной культуры к настоящей пролетарской культуре, от буржуазной морали к нашей пролетарской морали, - период. Тов. Коллонтай совершенно обошла в своей статье основной кадр молодежи, для которой эта статья должна была служить если не новым заветом, то во всяком случае некоторой декларацией или веским словом старого, изучившего этот вопрос партийца к молодым товарищам.
Затрагивает ли статья положение о взаимоотношениях рабочих парней и девушек-работниц (а само собой, и деревенскую молодежь), начиная от периода так называемого крылатого эроса и кончая бескрылым эросом? Нет. Коллонтай не осветила быт любовный, половой быт нынешней рабочей молодежи и молодежи вообще. Она совершенно не заглянула к нам, к молодежи, на наши собрания, на наши ячейки, вечеринки, балешники. А между тем, ей именно и следовало писать о молодежи какая она есть, а не какая она будет. Она должна была сказать: как мы, коммунисты, хотели бы видеть взаимоотношения молодежи сегодня, завтра. Почему т. Коллонтай не попыталась дать анализ отношениям буржуазной интеллигентной молодежи и пролетарской молодежи к крылатому и бескрылому эросу? Почему она не захотела знать одной простой истины: рабочая и трудовая крестьянская молодежь не думает ни о каких эросах. Эрос у нее отнимает очень малое место.
Другое дело - буржуазная молодежь, мещанско-обывательская. Поглядите на какого-либо буржуазного сынка или буржуазную дочечку, когда они находятся в периоде этого самого крылатого эроса. Он или она сидит целый день в тресте или в университете, воздыхает, мечтает, пишет записочки, а потом вечером идет на долгожданное свидание. Сопутствуемый этим крылатым эросом, он очень долго и много изъясняется в чистоте своих чувств. А дама сердца за это его одаряет благосклонным взглядом и максимум разрешением поцеловать. Больше этого она, буржуазно-мещанская обывательская дочь, воспитавшаяся в условиях патриархальной косности и глубокой заплесневелости, не дает ему. Не потому, что она этого не хочет, а потому, что этот бескрылый эрос или, будем проще выражаться, биологическое удовлетворение, — все это связано у нее с церковным браком, с оформлением, с целым рядом упований и надежд на семейный уют и обстановочку, на фикусы и канарейку, на белые занавески и пышные наряды и проч. спутники доброго мужа и верной жены-хозяйки. Но так как парню 18–20 лет и одного крылатого эроса ему, по-видимому, недостаточно, то он прямо со священного этого свидания отправляется в поиски бескрылого эроса. Куда? На Трубную площадь, на Тверской бульвар, в притон. О, там ему этого бескрылого эроса дают вполне достаточно. Там он получает вторую половину своей любви. Пусть это связано с годами лечения у венеролога, пусть последствия этого вносятся в эту самую высокодоброморальную семью через несколько лет, но ... буржуазно-мещанская добродетель восторжествовала. И это называется чистой любовью и священным браком.
Но совершенно другое мы видим у рабочей молодежи. Ведь и на Страстной площади, и на Тверском бульваре торгуются с проститутками прилизанные молодые люди в пенсне, в моноклях, в крепко заглаженных брючках, а рабочего парня там не найдешь, ему этого не нужно.
У каждого рабочего парня есть всегда своя любимая, им уважаемая девушка. На первых порах он с ней только танцует на балешниках, потом он ее уже, может быть, и любит, но, самое главное, они из одного социального камня, она знает нужду, как и он, она тоже работает на фабрике или возится с ребятами дома, и им-то чужд этот крылатый эрос. Их взаимоотношения гораздо проще. Возьмите любого рабочего парня, он получает сейчас получку в среднем 3–4 миллиарда рублей. Половину он отдает домой, а остальное он оставляет у себя. Из этих денег он своей Маньке, если у нее только нет, он отдает на ботинки, берет ей билет в кинематограф, ходит на балешник. Но взаимоотношения у них простые, без всяких недоговоренностей и без всяких мудрствований - биологическое удовлетворение дает ему вот эта самая его девушка. Он, этот рабочий парень, не бежит в притон за бескрылым эросом, девушка является не только его биологической связью, он всегда с ней. Без нее он не идет ни в кинематограф, ни на балешник, ни на собрание молодежи. И это очень хорошо, она его понимает, как и он ее. Вот именно эти простые, бесхитростные взаимоотношения и ставят пролетарскую молодежь выше и совершенно отдельно от этой буржуазной молодежи, которая закусывает свой крылатый эрос на Трубной площади. И отец этого рабочего парня, он в пивную или чайную не пригласит к себе за столик гулящую девицу. Нет, в чайную или в пивную он идет с своей женой. А вот эти самые буржуазные сынки да их отцы, они-то и юлят, как бы ускользнуть от своей "верной подруги", чтобы, имея денежки в кармане, забраться в какой-нибудь отдельный кабинет в Эрмитаже или Аквариуме с любой кокоткой. Вот этой-то разницы т. Коллонтай и не отметила, она свалила всю молодежь в одну кучу. Новые любовные товарищеские отношения мы уже среди рабочей молодежи имеем, особенно среди комсомольцев. Мы знаем, что чем комсомолка держит себя менее натянуто, чем менее она бравирует своим половым отличием -- тем проще и дружественнее к ней относятся парни, и никогда мы не увидим, чтобы к такой девушке было отношение, как к женщине. Это совершенно незаметно. А между тем, ведь у каждой из этих комсомолок и у каждого из этих комсомольцев, несомненно, есть какая-то индивидуальная связь, половая связь с кем-либо. Но все это происходит незаметно, оно не занимает ни времени, ни места. А в обществе ее отношения простые и дружественно-товарищеские. При таких обстоятельствах ясно, что день заполнен работой, здоровой, хорошей работой, а вечером, что же: пусть отдых, пусть приятное гулянье, пусть, может быть, даже с поцелуями. Что же, это недурно! Но каково гулянье?
Мне на днях пришлось у трамвайной остановки быть свидетелем следующего разговора рабочего парня и его девушки. Она требовала, чтобы он взял какие-то свои слова обратно, и он ей добродушно, шутя заявил: вы не Керзон, а я вам не Вайнштейн и письма свои я обратно не беру. Вот в этой маленькой политической шутке есть огромный штрих нового быта и новых отношений.
Мне известны два секретаря районных комитетов одной из крупнейших комитетов одной из крупнейших организаций нашего союза. Оба они работают в разных районах и по своей работе столкнулись каждый с девушкой. Одна активистка (тоже член райкома), другая работает в районе тоже на активной работе. Парни эти прекрасно вместе с девушками работают, но нам известно, что у них есть и половая связь. Это неважно, на работе индивидуальные взаимоотношения, индивидуальная связь - совершенно не отражаются. И очень хорошо, что это у них не занимает ни места, ни времени, как у людей- общественников.
Эти, я говорю, любовно-товарищеские отношения сейчас имеются, хотя бы в таком виде, как я это, быть может, грубо нарисовал. Молодежи, рабочей молодежи, хотелось бы услышать другое. Она хотела бы узнать, как коммунисты мыслят себе взаимоотношения. Хорошо ли то, что существует сейчас, или плохо, а если т. Коллонтай книги даны в руки, то пусть же она нам скажет, хорошо ли это или плохо. Может быть, это и не совсем хорошо, может быть, какой-то эрос тут и виноват в том, что, благодаря такому состоянию взаимоотношений, на одной из фабрик Москвошвей нет почти девушки, у которой не было бы уже аборта, а у иных и по три. Так пусть же т. Коллонтай, говоря об эросе, скажет нам, как обойти это зло. Социальное положение рабочего парня и девушки, целый ряд объективных условий жилищных и т. д. не позволяют им жить вместе или, как говорят, пожениться. Да у других эта женитьба — это обрастание целым рядом мещанских наслоений, обзаведение хозяйством, кухней, тесть, теща, родственники, все это связано с отрывом, мы сказали бы, от воли, от свободы и очень часто от любимой работы, от союза. А аборты истощают организм. Как быть, что делать? Пусть т. Коллонтай нам разъяснит, что это значит: "В этом новом мире форма общения полов будет, вероятно, покоиться на здоровом, свободном, естественном (без извращений и излишеств) влечении полов, на преображённом эросе". Пусть она нам скажет, что же понимать под этими словами: "здоровое, свободное и естественное влечение полов". То ли положение, которое существует сейчас, или, может быть, какое-то другое? Пусть она нам скажет, хорошо ли то, что есть, или плохо? И как коммунисты, старые партийцы, смотрят на это? Дайте нам свое мнение об эросе (во всех его видах) из Рогожско-Симоновского района!
«Молодая гвардия», 1923 г.
Полагаю, всем, кто интересуется двадцатыми годами, будет любопытен этот образчик стиля тоглашней публицистической полемики.
|
</> |