Незабытые

В «Незабытом» всего три сезона по шесть серий в каждом, но несмотря на то, что мы посмотрели их за несколько дней, я уже успела привыкнуть к спокойной и доброжелательной Кэсси Стюарт, расследующей убийства, совершенные двадцать, тридцать, сорок лет назад.
Этот сериал зацепил меня очень сильно, и сначала я не могла понять, чем. С каждой следующей серией ко мне приходило объяснение причин, и мне хочется ими поделиться.
«Незабытый» не вписывается в линейку моих любимых сериалов, позволяющих погрузиться в английскую атмосферу середины прошлого века. Вот «Гранчестер», «Эндевор» и «Отец Браун» интересны не только в плане детективной линии, но и как возможность «пожить» в послевоенной Великобритании. С «Незабытым» вы не сможете совершить путешествия на машине времени, но психологическая глубина сюжета вас приятно поразит. Да, это не совсем тот жанр, который принято именовать уютным детективом, но и в нем нет ни суеты, ни надрыва.
Чем же зацепил меня новый сериал?
Во-первых, мне очень нравится, когда сначала перед зрителем разворачиваются несколько параллельных линий – персонажи и их текущие жизни, которые кажутся совершенно не связанными друг с другом, а потом все линии сходятся в одну точку. В «Незабытом» этот прием использован виртуозно! За шесть серий нам становится понятно, что все герои связаны между собой и с жертвой, но детективу предстоит не только выделить убийцу из круга подозреваемых, но и собрать неопровержимые улики.
Ход расследования в каждом сезоне – постепенное наполнение истории множеством событий, за каждым из которых стоит серьезный психологический конфликт и несколько судеб.
Во-вторых, детективы расследуют преступления, которые были совершены много лет назад, и следы этих преступлений обнаруживаются совершенно случайно. Неожиданно найденные останки, принадлежащие человеку, о жизни и гибели которого забыли все, кроме самых близких, становятся причиной для возобновления расследования, и забытый превращается в незабытого. В ходе этого расследования нет погонь, стрельбы и прочих атрибутов криминала, но в нем есть то, что я считаю самым важным – уважение к беззащитному человеку, к жертве и к тем, чья жизнь была перечеркнута его гибелью.
Пожалуй, это есть и в «Гранчестере», и в «Отце Брауне», и в «Эндеворе», и за это, в частности, я их полюбила, но в «Незабытом» эмоции, которые охватывают самого детектива, выведены на первый план (особенно в третьем сезоне).
Это те эмоции, которые должностное лицо испытывает, оставаясь простым человеком, но которые тщательно скрывает в силу своего положения. И сначала я не могла вспомнить, что это мне напоминает, но потом пришло осознание.
Как ни странно, я ощутила связь между тем, что увидела на экране, и моей работой по опознанию погибших.
Дело в том, что в процессе опознания неоднократно приходилось сталкиваться с тайнами и прочими «скелетами», которые не имели прямого отношения к чрезвычайной ситуации и ее трагическим последствиям, но обнаруживались в ходе идентификации тел. Конечно, в «Незабытом» кропотливый поиск фактов, связей, мотивов, имеющих отношение к прошлому, является основным действием, но едва уловимое сходство с той моей работой имеется.
Например, очень непростой вопрос: стоит ли сообщать родственникам факты, которые всплыли совершенно случайно и которые могут дискредитировать погибшего? Или мы, как лица, причастные к их обнаружению, должны стать своеобразными нравственными адвокатами человека, который уже не имеет никакой возможности оправдаться? На эти сложные вопросы я ищу ответы до сих пор, хотя в каждом конкретном случае решение уже давно принято.
Третий момент, который меня привлек - стиль работы детектива Кэсси Стюарт и сотрудников ее отдела. Если вы хотите увидеть, что такое демократичный стиль руководства, обратите внимание на то, как они общаются. Меня подкупили отсутствие авралов, уважительное отношение к труду коллеги, даже если он не увенчался ожидаемым результатом, и профессиональное достоинство, которое лежит в основе каждого поступка. Возможно, это мелочь, но мне было приятно смотреть на людей, которые не наряжаются в офис как на подиум, и ведут себя дружелюбно не только перед начальством.
Кропотливое, бережное исследование прошлого, направляемое интуицией Кэсси Стюарт, является движущей силой сюжета, и у зрителей нет никаких сомнений, что преступник наконец-то понесет наказание, несмотря на давность совершенного злодеяния. И это возмездие совершается не ради кровожадной мести, а для того, чтобы компенсировать те страдания, которые убийца причинил родным жертвы.
Да, это кино, а не жизнь, но и то, что предлагается зрителю в качестве идеала, тоже очень важно – оно формирует систему ценностей, которые переходят в реальность.
Еще кое-что, о чем следует упомянуть: технологии, используемые в ходе идентификации останков. Это та часть картины, которую я могла бы назвать познавательной.
Одним словом, очень рекомендую этот сериал тем, для кого все перечисленное имеет значение.
|
</> |