НЕВЕРОЯТНАЯ ХИЛЬМА АФ КЛИНТ

топ 100 блогов nikonova_alina30.08.2023
НЕВЕРОЯТНАЯ ХИЛЬМА АФ КЛИНТ

Часть 3. «Храм» и Рудольф Штайнер

        Работу над серией "Храм" Хильма аф Клинт начала, когда ей было уже около сорока пяти лет. Во время творческого процесса художница физически ощущала, что ее руку направляет некая внешняя сила, за которой ей надлежит послушно следовать. Она так писала об этом в своем дневнике:

        "Картина была написана прямо "из" меня, без каких-либо предварительных эскизов и с великой силой. Я не имела никакого понятия, что картина должна изображать, и тем не менее я работала быстро и уверенно, не меняя ни одного мазка кисти...

        Работа над "Храмом" продолжалась с 1906 по 1915 год с перерывом в период с 1908 по 1912 годы. В цикл вошли 193 картины, которые принято группировать в отдельные серии. Но основные и самые значительные работы относятся к 1907 году. Это подсерия, которую сама Хильма назвала "Десять самых больших". Эти десять полотен действительно отличаются приличными размерами (приблизительно 240х320 см).

Хильма аф Клинт. Группа III, номер 5. 1907
Хильма аф Клинт. Группа III, номер 5. 1907

        Смысл своих абстракций художница объясняла как изображение разных жизненных циклов человека и внутренних процессов им соответствующих от рождения до старости. Впрочем, сама Хильма иногда утверждала, что так до конца и не поняла, что именно означает этот "Храм".

Хильма аф Клинт. Алтарный образ № 1, группа 10. 1907
Хильма аф Клинт. Алтарный образ № 1, группа 10. 1907

        Для визуального воплощения своей творческой задачи аф Клинт заимствовала графические элементы из области науки, а также растительные мотивы. Художница выработала собственную систему символов. Ее работы зримо представляют природную и духовную двойственность мироздания. Аф Клинт строит их на противопоставлении земного и духовного, внешнего и внутреннего, мужского и женского, добра и зла. Для этого используются изображения сегментированных кругов или спиралей, разделенных на цвета спектра.

Хильма аф Клинт. Лебедь № 17, серия SUW, группа 9. 1915
Хильма аф Клинт. Лебедь № 17, серия SUW, группа 9. 1915

        Символичным являются и цвета, используемые в ее работах. Синий обозначает женскую духовную сущность, жёлтый - мужскую, розовый цвет представляет физическую любовь, а красный - духовную. Хильма полагала, что ее картины должны стать для зрителя своеобразными проводниками в иное измерение, где должно было произойти духовное осмысление увиденного.

Хильма аф Клинт.
Хильма аф Клинт. "Десять самых больших", группа 4, № 10. 1907

        В 1908 году произошло знаковое для художницы знакомство с Рудольфом Штайнером, известным австрийским мистиком, основоположником  антропософского движения. Она знала его книги и во многом разделяла его идеи. Под влиянием антропософии в ее картинах начали появляться новые мотивы: изображения раковин, змей, лилий и крестов.

Рудольф Штайнер. Фотография 1905 года
Рудольф Штайнер. Фотография 1905 года
Хильма аф Клтинт. Эволюция. № 13, Группа VI. 1908
Хильма аф Клтинт. Эволюция. № 13, Группа VI. 1908

        Хильма с радостью приняла Штайнера в своей мастерской и показала первые работы по созданные в новом стиле. Вероятно, на Штайнера они произвели сильное впечатление, поскольку он даже не попытался их интерпретировать, а только заметил, что в ближайшие пятьдесят лет они не будут понятны. Художница несколько обиделась на него, сочтя, что он не оценил ее грандиозный труд, но всё-таки прислушалась к его словам и не стала выставлять свои абстракции для публики.

Хильма аф Клинт. Группа IX/UW, № 25. Голубка, № 1. 1915
Хильма аф Клинт. Группа IX/UW, № 25. Голубка, № 1. 1915

        После того, как Хильма завершила работу над "Храмом", внешнее духовное руководство над ней прекратилось, во всяком случае она перестала его ощущать. Однако она продолжила заниматься абстрактной живописью уже сама, так сказать без внешнего управления.

         Группа художниц "Пять" распалась ещё в 1907 году, когда Хильма приступила к работе над "Храмом", но вокруг нее сплотилась компания единомышленниц, которые помогали ей в реализации этого грандиозного проекта. Среди них была и ее верная подруга Анна Кассель, а также Томасина Андерссон, сиделка больной матери Хильмы. С Томасиной Хильма сблизилась настолько, что больше не расставалась (так обычно пишут ее биографы, не уточняя что это обозначает на самом деле).

Хильма аф Клинт. Группа IX/SUW. Лебедь, № 1. 1915
Хильма аф Клинт. Группа IX/SUW. Лебедь, № 1. 1915

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Так, друзья — сегодня будет очередной большой пост о советском плагиате. Как вы наверное уже знаете, в Советском Союзе вовсю заимствовали сюжеты детских сказок и периодически воровали дизайн и технологии для производства промышленных товаров, и вот сейчас выясняется, что даже ...
Только что известный оппозиционер  Алексей Навальный получил 5 лет лишения свободы в колонии общего режима по решению Ленинского районного суда Кирова. Прямо в зале суда он был взят под стражу. Довольны ли вы приговором суда по делу Алексея ...
Фото: © Игорь ПодгорныйПомните, как тушат торфяники на Первом канале и иже с ним? Струю воды посильнее и подальше, чтоб было видно в кадре, а то и с самолета сброс. Все это - мертвому припарки. При таком "тушении" торф может гореть месяцами.Сейчас, к ...
                      Через полчаса начнётся битва гигантов! На кого ...
Хочу сменить рабочую клаву. Если можно ваши мнения о ваших любимых клавах которые вы юзаете и в хвост и в гриву. Мне нужно: 1. Удобный набор текста. 2. Не кликовые клавиши, низенькие желательно. 3. Удобная эргономика для ладоней, в том числе ...