Несогласие нарастает

топ 100 блогов skurlatov01.05.2010 В нечужой для меня Республике Башкортостан с размахом и впечатляюще прошел сабантуй, на котором побывали близкие мне люди, ранее общался я с президентом Муртазой Рахимовым, бывал в гостях дома у Верховного муфтия России Талгата Таджуддина, знаю много достойных башкир, татар и русских из этой республики. Возможны ли между титульными башкирами и влиятельными татарами такие же межэтнические разборки, как между кыргызами и узбеками в Кыргызстане? Как чувствуют себя русские в этой ключевой республике? Тем интереснее два взгляда со стороны — один критический и похожий на заказной, а другой благожелательно-бесхитростный. Недавно покинул президентский пост президент соседней Республики Татарстан «политический тяжеловес» Минтимер Шаймиев, ожидается уход также и Муртазы Рахимова, которому уже чуть ли не 77 лет (он родился 7 февраля 1934 года в деревне Таваканово Кугарчинского района Башкирской АССР), и борьба за власть и богатейшее наследие явно активизировалась, и уже называют возможных «преемников», некоторые из которых — со стороны. Начнём же с алармистской статьи Станислава Петрова «Оранжевый секонд-хэнд: В Уфе не побрезговали лежалыми киевскими политтехнологиями», опубликованной Интернет-порталом «Агентство Политических новостей» (АПН):

«На днях в Уфе состоялся очередной форум национально-культурной международной общественной организации «Всемирный курултай башкир» (ВКБ). Ставшее традиционным мероприятие, приуроченное к народному празднику сабантую, могло бы стать хорошим вкладом в развитие культуры и общественных связей республики. Если бы не целый шлейф скандалов, связанных с подготовкой и проведением курултая.

Цепочка скандалов началась еще в декабре, на заседании Исполкома ВКБ, где при участии и под давлением министра культуры Башкортостана Илишева фактически произошла подмена национально-культурных целей организации целями национал-политическими. Особо пикантно из уст министра культуры звучали разухабистые комментарии в адрес различных национальностей, особенно татар. Но не менее смачные выражения были использованы и в адрес башкир из других регионов, заподозренных в близости к татарам.

Например, саратовское башкирское землячество было описано министром культуры так, что вспомнился анекдот про прачечную: «Параллельно все вы члены Всемирного конгресса татар, и здесь вы и там. Какой ногой где стоите, не знаю… а над пропастью висят гениталии». Это показательный штрих к вопросу о заявленной устроителями ВКБ цели «этнической консолидации».

Причина подмены культуры национализмом и грубого вмешательства республиканской власти в деятельность этнокультурной общественной организации прояснилась лишь полгода спустя, в июне 2010 года, когда на третьем съезде ВКБ прозвучали, якобы от имени всех башкир, требования к федеральному центру не допустить пришествия «варягов» на княжение в Уфе.

Фактически речь идет о шантаже федеральной власти, которая за год до истечения срока полномочий президента республики М. Рахимова просто обязана начать подбор кандидатов на замену. Причем в качестве средства шантажа используются немудреные политтехнологи, заимствованные из арсенала обанкротившихся «оранжевых» политиканов из Киева.

Сходство методов и даже речей политиков, разыгрывающих карту этнического национализма, просто поражает. Украинские «свидомые» точно так же, как «министр культуры», привыкли делить не только сограждан на высший и низший сорт по этническому признаку. И сами этнические украинцы, особенно проживающие за пределами Галичины, неизбежно ранжируются по степени этнической полноценности. Но разве не этим же занят «министр культуры» и подобные ему «оранжоиды» в окружении Рахимова?

Одной рукой башкирская власть стремится во время переписи записать в башкиры людей других национальностей, в первую очередь татар. При подготовке «Всемирного курултая» для представительности использует связи более мощной татарской диаспоры в зарубежных странах. Но при этом другой рукой немедленно записывает часть башкир в сомнительные, не заслуживающие доверия. Такова ущербная логика национализма, выстраиваемого не на основе принадлежности к культуре, а на измерении черепов или степени приближенности к вождю. Между тем вовсе не назначение «варяга» может унизить культурную нацию башкир, а именно такого рода отношение к ней – как к отсталому родо-племенному образованию.

Одним из самых скандальных моментов прошедшего Курултая стало оглашение приветствия президента России не в начале работы, а во второй половине. Это нужно назвать не случайностью, а только сознательным демаршем. Ведь в приветствии Медведева содержалось вполне ожидаемое пожелание успехов в деле развития башкирской культуры. Но эта задача – формирование гражданской цивилизованной нации на основе развития культуры – не то что не соответствует, а прямо противоречит разрушительным политическим технологиям этнического национализма.

Используемый в основном докладе термин «этническая консолидация» (всех башкир) выглядит буквально как списанный из конспекта речей Ющенко или Бандеры, а те в свою очередь учились у известных классиков нацизма. К счастью, этот опасный европейский вирус на наших евразийских просторах быстро хиреет и в ослабленном виде вызывает только здоровый смех, а после небольшого и недолгого недомогания – укрепление культурного организма.

Не вызывают никаких иных эмоций, кроме смеха пополам с брезгливостью, и исторические опусы галичанских этнонационалистов о «древних украх», заселявших просторы всей Евразии и заодно Атлантиды.

Но разве не теми же вилами писана резолюция Курултая, призывающая усилить связи с соотечественниками из так называемого «исторического Башкортостана»? Судя по «историческим» опусам идеологов националистов, «исторический Башкортостан» включает в себя всю территорию Поволжья, Урала и Сибири, на которых когда-то кочевали древние племена общих предков многих народов России. Сами же этнически продвинутые исследователи до сих пор спорят, были ли среди предков башкир только тюркские и уральские племена, или же башкир следует считать также и прямыми потомками древних арийцев. В этом случае территория «исторического Башкортостана» рискует совпасть с территорией расселения «древних укров».

К сожалению, все эти политические и исторические изыскания этнонационалистов, не имеющие популярности у взрослого населения республики, легко воздействуют на часть башкирской молодежи, особенно из числа приехавших в Уфу учиться из отдаленных горных районов юга Башкирии. В работе со студентами и молодежью отдаленных башкирских сел националисты в окружении Муртазы Рахимова также откровенно копируют методы и стиль киевских «оранжевых», делавших ставку на недоученных студентов и сельских жителей из западноукраинских горных районов. Более того, в распоряжении правоохранителей есть свидетельства обмена опытом между экстремистски настроенными молодыми националистами из Башкирии и крымско-татарскими союзниками «оранжевых».

Так же, как и в Киеве накануне «оранжевого переворота», в электронных и печатных СМИ на башкирском языке, финансируемых из республиканского бюджета, фактически проводится пропаганда против политики федерального центра и федеральных законов. Наибольшей критике подвергается работа правоохранительных органов по борьбе с экстремизмом и разжиганием национальной розни. Передовым отрядом в этой идейной борьбе националистов с федеральными правоохранителями выступает так называемый «Союз башкирской молодежи», основателем и идеологом которого является Идельбаев А.М., трудоустроенный М. Рахимовым на должность замруководителя управления по делам печати при правительстве республики. При этом по Уфе ходит видеозапись состоявшейся в 1996 году встречи Идельбаева с главарями чеченских боевиков Масхадовым и Басаевым, где представитель башкирских националистов говорит о поддержке борьбы чеченских сепаратистов с Россией и сообщает о гуманитарном грузе в их адрес.

Характерным для ситуации является тот факт, что признаваемый руководством республики и активно участвующий в Курултае «Союз башкирской молодежи» нигде не зарегистрирован как общественное объединение, в государственном реестре юридических лиц не значится. Тем не менее именно в выступлении на Курултае зампредседателя СБМ Ф. Багаева прозвучали фактически призывы башкирской молодежи к сепаратизму. Например, прозвучал такой пассаж: «Я также заявляю, что Россия, где верховная власть не замечает или не хочет замечать, как определенные финансово-политические группировки бездумно используют свое влияние на некоторые силовые структуры в регионах для решения своих задач, а те позволяют себя использовать, – это не та Россия, где мы хотели бы жить!»

Все эти нарочито выставляемые напоказ признаки «оранжевого» родоплеменного подхода (не столько к истории, сколько к политике) нарочито выставляются частью окружения Рахимова напоказ, в качестве страшилки для федерального центра. Мол, если вы нам предложите «варяга», мы вам устроим какую-нибудь «цветную» заварушку. Оно вам в Кремле надо, чтобы в Уфе стало, как в Бишкеке?

Ответ ведь заведомо известен: никому это не надо. Но больше всего это, как на телевизионной картинке из Оша, не нужно самим башкирам, всем жителям республики. Это лет пять назад, когда киевский «оранжад» был еще в моде, а Грузию с Киргизией еще не постигли разрушительные последствия цветочных переворотов, можно было бы агитировать народ на нехитрое дурное дело. Но именно потому, что башкирская нация – культурная, трудно ожидать, что она вдохновится новостной картинкой из Киргизии.

Мотивы, движущие частью окружения Рахимова, вполне очевидны. Главе республики уже далеко за семьдесят, он самый старый не только из глав субъектов Федерации, но и вообще самый старый из государственных деятелей в России. Поэтому лозунг «не допустим варягов» имеет вполне понятный смысл: требуем назначить преемником кого-то из нас, ближайших помощников Рахимова, чтобы сохранить наш статус и не выносить лишний сор из нашей избы.

Но вот вопрос, который возникает при сопоставлении ситуации в Уфе и соседней Казани: Почему же это Минтимеру Шаймиеву удалось без всяких скандалов и «оранжевых» курултаев договориться с федеральной властью о преемнике из числа ближайших соратников?

Может быть потому, что президент Татарстана проводил немного другую кадровую политику и опирался на надежных людей? Или, может быть, потому, что Шаймиев не приватизировал нефтегазовый комплекс республики, а развивал его в государственной собственности?

В таком случае, наверное, не федеральный центр будет виноват в том, что в ближнем окружении Рахимова нет достойных кандидатов. Это ведь не из Москвы в Уфу изгоняли и клеймили вослед любых набравших сравнимую с Рахимовым популярность башкирских политиков. И наверное, не федеральный центр виноват, что нефтегазовое достояние республики было приватизировано в интересах одного-единственного клана.

Попытка шантажировать Кремль, разыграть этнонационалистическую «бледно-оранжевую» карту свидетельствует только о слабости позиций башкирских «ющенко» в окружении башкирского «кучмы». Максимум, чего можно достичь на этом пути, – это предотвратить досрочную отставку главы республики по причине видимого отсутствия вменяемых людей в окружении. То есть, скорее всего, хитрый старый лис просто по старой привычке использует подручных в своих личных целях, не заботясь об их политическом будущем.

Остается лишь один вопрос: а какая, собственно, разница – уходить в отставку осенью 2011 года или годом раньше? Наоборот, можно было бы взять пример с М. Шаймиева и договориться с федеральным центром об условиях ухода и преемнике.

Последние слухи из ближайшего окружения Урала Муртазовича Рахимова проливают свет и на этот вопрос. Согласно домыслам недоброжелателей, в очередной раз между отцом и сыном возникли серьезные разногласия по коренному вопросу: где держать деньги, вырученные за перепродажу нефтегазового комплекса республики. Сын не хочет рисковать и выступает за скорейший перевод денег за рубеж, в то время как отец выжидает, надеясь договориться с федеральным центром о гарантиях и преемнике из своего клана.

Авторитет президента Рахимова в большей части преимущественно сельского населения республики держится в том числе и на его постоянных заверениях, что деньги от приватизации ТЭКа остаются в республике и работают на ее экономику. Эти слова в целом соответствуют реальности, пока сам Рахимов является гарантом сохранности вырученных для семейного клана средств, порядка 2-3 миллиардов долларов.

Нужно заметить, что преднамеренно запутанная история фактически бесплатной приватизации республиканских активов, в том числе нефтегазового комплекса и банка «Уралсиб», постоянно сопровождается скандалами и противоречащими друг другу решениями судебных инстанций. То есть в любой момент каждое решение о приватизации или о перепродаже активов может быть отменено. Это и есть главный рычаг влияния Рахимова на крупных инвесторов и бенефициаров, в том числе и на собственного сына. Именно поэтому политическая интрига с заменой старейшего руководителя республики обещает быть столь же скандальной, как и его долгое правление».

Другой не столь пристрастно-политизированный взгляд на дела в Республике Башкортостан — «новелла» сопредседателей оргкомитета «Сельская Россия» Дмитрия Ларионова и Натальи Никольской «О национальной политике и идеологии» в шести частях, а именно: лирико-экономическая, национально-оптимистическая, национально-идентификационная, модернизационно-элитарная, агро-пессимистическая и заключительная – политическая. Начало июня этого года было богато на события, два из которых хотелось отметить как особо значимые для понимания стратегии деятельности оргкомитета «Сельской России», разобрать, проанализировать и предложить всем на обсуждение, порой, даже неожиданные выводы:

Часть 1. Лирико-экономическая

Первое - это трехдневный визит делегации «Сельской России» в Республику Башкортостан по приглашению местного регионального отделения нашей организации. Наш визит был приурочен к проходившим в эти дни во всех районах республики традиционного сельского праздника «Сабантуй». Значение этого праздника важно для развития села и самих селян и на нем мы остановимся подробнее.

Рассказывает Председатель регионального отделения Ильдар Суюшев: «Сабантуй» - это древний праздник поволжских народов, проводимый по окончании успешного сева. В переводе с тюркского означает «Праздник плуга». У нас его еще называют «Свадьбой плуга» - на празднике многие молодые из разных деревень не только имеют возможность познакомиться, но и создать потом семьи. Не правда ли, очень красиво. Истоки празднования «Сабантуя» уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Праздник с нетерпением ждут селяне, готовятся с зимы. На этом празднике сельские жители имеют возможность свободного общения, преодолевая тем самым естественную территориальную «разобщенность» - расстояния между поселениями большие. На праздник съезжается практически все сельское население района, много гостей из других регионов. Каждое сельхозпредприятие или деревня на большом поле ставит свое «посольство» - юрту, где радушно принимают и угощают гостей. Для молодежи и не только устраиваются традиционные спортивные соревнования и конкурсы: скачки, бега, борьба Куреш, спортивные игры, перетягивание каната и т.д. Выиграть на этих состязаниях не только престижно, почетно, но материально выгодно. На главные состязания выставляются хорошие призы. В официальной части праздника приветственные речи уважаемых в районе людей, гостей, концерты коллективов самодеятельности, награждение передовиков сельхозпроизводства. Ближе к вечеру после официальных мероприятий праздник плавно перетекает в каждую деревню района».

То, что мы увидели и почувствовали на этом празднике, не только подтверждает, но и красочно дополняет рассказ Ильдара. Это действительно большой сельский праздник. Атмосферу общего подъема и радости начинаешь чувствовать уже на подъезде к полю: слышится музыка, воздух переполняют запахи разнообразной кухни. Вдалеке виднеются юрты, много торговых точек, праздничная суета, слышится детский смех.

Проходим к одной из юрт. Нас встречает хор из четырех девушек в национальных костюмах. Замечаем, что одна из них явно славянской внешности. Однако поет она тоже на башкирском языке, а потом все на русском. У соседней юрты замечаем казаков в традиционных костюмах и с нагайками. Все вывески на юртах и торговых лотках на двух языках. Дальнейшие подробности и фотографии с праздника вы можете посмотреть в отдельном репортаже по этой ссылке.

Поразила также доступность представителей власти для простых граждан. В Уфе нам рассказали, что Президента Республики Муртазу Рахимова можно часто встретить в центре города, прогуливающегося по улицам недалеко от его дома просто так, для здоровья. Представители районной власти ведут себя свободно, открыто приветливо, создается впечатление, что они всех жителей знают в лицо. В обоих же районах (Дюртюлинский и Гафурийский), где мы были на празднике, например, в неофициальные обязанности главы района и представителей из центра входит обязательное посещение каждой юрты на поле (а их не сосчитать), обход мероприятий и, конечно же, награждение участников от передовиков сельхозпредприятий до победителей соревнований.

При этом отметим «не шуточность» призов, предоставленных спонсорами. Так в Гафурийском районе приз сельхозпредприятию - победителю Сабантуя, был автомобиль, а награждение трех десятков передовиков различной бытовой техникой и денежными призами продолжалось более часа, и никто из зрителей не уходил, т.е. не считал это дело скучным. Видели бы вы светящиеся лица простых тружеников, которых отметили на празднике. Тут понимаешь, как ценен труд сельского жителя и как просто их можно отблагодарить!

У современного «Сабантуя» появилась еще одна особенная черта. Его приближения с нетерпением ждут не только башкир, татарин, но и русский, чуваш, украинец. На поле мы отмечали праздничные юрты и казаков, и русских фермеров, и… латышей! Естественно, на главной сцене праздника коллективы этих предприятий и деревень также представляли свои программы, и им искренне аплодировал весь «Сабантуй».

И первый вывод, который мы сделали - подобные сельские праздники прекрасно устанавливают обратную связь селян с властью, повышают самосознание и самооценку сельского труженика. «Сабантуй» в республике стал межнациональным праздником, традицией, объединяющей селян, давший им возможность сплотиться в единую межнациональную общность и почувствовать себя нужными своей республике, стране.

Второй вывод связан уже с анализом более приземленных, экономических причин башкирского сельскохозяйственного и деревенского «чуда». Мы уже писали о значительной бюджетной поддержке села руководством республики, в несколько раз превышающую средние показатели по стране, однако все таки ниже европейской, что вызывает чувство гордости за наших селян. Но это не главное. Это следствие политики, проводимой руководством субъекта, которую мы рассмотрим позже.

Главное то, что республика сохранила все лучшее в сельском хозяйстве, что было построено и освоено до начала реформ 90-х годов. И в первую очередь не позволила без тщательного анализа последствий, провести бездумную и поспешную приватизацию сельскохозяйственных земель, установив в 1995 году мораторий на эту, как оказалось, разрушительную для большинства сельских предприятий России «шоковую операцию». В результате была сохранена занятость на селе, инфраструктура сельских территорий и сельского хозяйства. Приватизация земель в Башкирии началась только в 2006 году после принятия пакета республиканских законов, ограничивающих спекуляцию сельхозземлями, но не препятствующих реализацию индивидуальной экономической активности сельских жителей, желающих вести свой индивидуальный агробизнес. Поэтому, проезжая по республике, мы не видели ни одного заброшенного куска земли, а практически в каждой деревне наблюдали строительство новых домов.

Третий вывод мы сделали уже в последний день визита, когда посетили один из десяти поселков социального жилья недалеко от Уфы. В республике действует реальная правительственная программа деурбанизации городов. Аналогичные проекты эксперты «Сельской России» также разрабатывают, а сама программа «Деурбанизации городов» уже предложена нами как один из разделов Программы «Сельской России». Другими словами, в Республике давно идет процесс, который в стране только обсуждается, направленный на развитие сельских территорий и способствующий насыщению трудовыми и интеллектуальными ресурсами села из перенаселенных городов, и снимающий социальную напряженность в них.

Отметим, что уже позже, анализируя пакет республиканских законов, принятых по инициативе Правительства Башкирии региональным парламентом, и оценив те юридические трудности, которые нужно было преодолеть юристам при сопряжении этих законов с федеральными, мы поняли, что это нетипично для безынициативного российского чиновничества. Что-то здесь уникальное, требующее особого объяснения, которое мы все же нашли, но об этом ниже.

И вот после этого четвертый вывод у нас вдруг вырвался как-то сам из подсознания – перед нами действующая модель эффективной национальной республики! И тут же, вспомнив, что в составе России находится еще 32 ярко выраженных (по названию) национальных субъектов Федерации, в душе стал селиться «мерзкий холодок»! Мы поняли, что без анализа «национального вопроса» нам не обойтись. Он более чем назрел!

Часть 2. Национально-оптимистическая.

«Национальное» везде в мире понимается как общенациональное, общегосударственное, общее для всех граждан страны. Только почему то наша российская трактовка «национального» сегодня может сильно отличаться от мирового – то ли нас уже приучили к «ложной толерантности», то ли еще что-то…Нам кажется, богат русский язык! Сколько оттенков и значений можно найти в каждом слове. Как только слышим, например, национальная идея – тут же появляется в голове некий «сторожок» - то ли еврейское, то ли немецкое (чуть ли, не фашистское) или татарское, башкирское или, не дай бог, русское, «экстремистское». Не доведи, Господи, до греха…

А между тем, говоря, что в Башкирии создана, как и в большинстве стран мира, национальная республика, мы подразумеваем то же самое, что и принято в мире – общество, благоприятное для проживания всех жителей Башкирии, где общегосударственные интересы поставлены выше интересов отдельных элитных групп и отдельных национальностей. И лидерами такого процесса в государстве выступают… сами элиты.

При этом, как показывает история, именно национально ориентированные государства начинали достигать экономического и политического успеха, когда само государство и его элиты переставали препятствовать гражданам самоидентифицироваться в единую субъектно-гражданскую общность со своими национальными (общегражданскими) интересами. «Переставали», потому что сами становились, т.е. самоидентифицировались как надэтнически-национальные. И этот процесс чаще всего связывают с национально-освободительными движениями и буржуазно-демократическими революциями (в современном лексиконе – модернизация), сопровождающие процесс распада империй и феодальных государств. Запомним этот абзац для 3 главы этой статьи, потому что из него вытекает важнейший вопрос: к какому типу государств относится современная Россия?

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Однако опасность этноцентризма вполне реальна, как следует из вышенапечатанной статьи Станислава Петрова/

И как показывает тот же исторический опыт, эффективное государственное управление и само успешное государство невозможно выстроить, не имея национальной идеи и общегосударственной идеологии, иначе невозможен факт самоидентификации граждан. Сначала гражданин, потом гражданственность!

Примите во внимание, что нашу страну окружают 14 национальных государств из 16-ти, каждое из которых имеет свою национальную идеологию, специфику и свою национальную политику, не всегда, мягко скажем, направленную на установление с нами добрососедских отношений. Пятнадцатое - КНДР, а шестнадцатое – это США, население которого идентифицирует себя как американскую нацию (не путать с национальностью), состоящей из множества этносов.

Однако в Конституции РФ записано (п. 2 ст.13): «Никакая идеология (от слова идея, прим. авторов) не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

То есть не должно быть никакой идеи, придающей высший смысл существования народов в составе России? Получается, что в 93 году победившие тогда либеральные родители РФ, начитавшись неизвестно чего и «наплевав» на мировую практику, прописали эту формулу нашей стране и нашим гражданам жизнь без какой-либо национальной идеи (читай общегосударственной идеологии), объединяющей и обрусевших немцев, и башкир, и якутов, и русских? Не должно быть, у тебя, матушка Россия, ни государственной идеологии, придающий смысл этим географическим пространствам самого твоего существования на таких огромных территориях, ни национальной идеи у твоих сынов разных народностей, придающей смысл жизни всем вместе в мире и согласии?

А она есть вопреки пожеланиям и пониманию своей «либеральной» миссии гайдаров и чубайсов! И эта идея неоднократно звучала в Башкирии среди простых тружеников села разных национальностей, руководителей сельхозпредприятий и руководителей районов: «Не будет села, не будет России, не будет и нас!» Не мыслят себя селяне Башкирии вне государства российского!

Другими словами, как в песне: «Будет Россия, буду и я!» В этих словах всё: и понимание, что источник духовной и генетической силы государства лежит в деревне и селе, и тревога за будущее страны, и связь времен, и решимость отстоять землю отцов, и желание, чтобы дети и внуки не покидали свое село. Настроения в республике сильно отличаются от настроений сельских жителей других регионов, уставших от безразличия власти, невнимания общества и, в большинстве своем, стремящихся перебраться в город. Мы этого, как бы ни хотели «отцы основатели» современной России, не можем не замечать.

Но почему нам так нужна наша национальная идея и общегосударственная идеология? Проведем аналогию. Когда человек тяжело или смертельно болен и не имеет в голове идеи, в душе, зачем ему жить, зачем ему бороться с этой болезнью, - он и умирает, никакая терапия и реанимация не поможет. Это вам подтвердит любой врач.

Сама идея, как духовная материя, повышает жизнеспособность человека!

Так и государство, не имея в носителях своих, т.е. в народе своем, идеи своего существования, теряет свою жизнеспособность и умирает. Россия уже была при смерти в 1917 году, но встала с одра, воодушевившись хоть и спорными (не об этом речь), но идеями марксизма-ленинизма, устояла в жестокой войне в 1941-1945 благодаря также идеологии, быстро восстановилась и защитила мир и себя в холодной войне от ядерной угрозы, имея свою вселенскую идею-мечту. А сейчас, учитывая, в каком состоянии пребывают сельские жители (и не только) большинства регионов, у нас нет сомнения, что жизнеспособность страны опять приближается к нулю. Нужно разобраться в этих принципиальных вопросах…

Подходов к пониманию национальной идеи для каждого этноса, народа, нации может быть много. Нам ближе два взаимно дополняемых подхода в определении национальной российской идеи, каждый из которых приводит нас, в общем-то, к одной общей идее.

Первый подход предлагался великими русскими мыслителями и философами XIX – XX веков от Достоевского до Соловьева, Толстого и Ильина. Русская национальная идея, как идея государствообразующего народа, составляющего около 80% населения, формирует основу российской национальной идеи – это смысл существования России в мире! Эта идея и мысль не была повернута внутрь страны, а была обращена, в основном, вверх и вовне России. Это ответ на вопрос: «Зачем наша страна придумана Богом или судьбой, в чем ее предназначение в рамках всего человечества, в рамках земного шара, в рамках длительной истории и будущего?»

Эта идея не этническая, эта идея вселенская, для всего человечества!

Она содержит в себе те самые высочайшие духовно-нравственные нормативы и ценности человечества, проповедуемые религиями мира, которые возвышали человека над животным и приближали к образу и подобию «Человека» с большой буквы, задуманному Всевышним!

Это мысль о миссии России в мире!

В этой идее не было места шкурничеству, эгоизму, наживе и стяжательству, свойственному западной индивидуалистической либеральной философии. Эта идея, к сожалению, иррациональна с точки зрения сегодняшней философии нашего государства-бизнесмена, но именно она позволила нашим российским народам собраться, освоить и ОТСТОЯТЬ в многочисленных войнах такие огромные территории и ЗАЩИТИТЬ МИР от коричневой чумы в XX веке!

Второй подход к пониманию российской национальной идеи обращен вовнутрь России и дает ответ на простой вопрос – кто мы такие, почему нас 140 миллионов таких разных и не всегда друг другу понятных, но, все же, собравшихся за века в единую семью на таких обширных территориях. И здесь, наверное, самое главное отличие от ментальности западного человека, опять связанно с русским языком, что эти территории для нас не просто географические ориентиры - границы государства, а это наша общая РОДИНА!

И мы своих детей, в первую очередь, приучаем к этому слову (понятию). А тот маленький мир, в котором человек рождается со своими неповторимыми запахами, звуками и оттенками мы называем «Малая Родина». Мы воспитывали и будем воспитывать детей к пониманию своей неповторимой «Малой Родины». Но почему-то эти слова – Родина/Малая Родина, очень близкие к слову «Отечество», т.е. к отцам, отцам отцов, прадедам, которые жили много веков на этой земле. И это приводит к пониманию, что нельзя забывать свою историю, в которой отражено твое Отечество, и что завещали нам отцы, поколения наших предков. Через эти цепочки нашего миропонимания - Родина, Малая родина, Отечество, отцы, деды и, наконец, История, - национальная идея становится единым сознанием - мыслью для всех граждан, объединяющих на ментальном уровне и младенцев и старцев, и разные сословия, и народности, и разные вероисповедания, которая в итоге и делает нас всех жизнеспособными только в составе единого государства.

Жизнеспособность государства зависит от многих факторов, где идеология, как один из этих факторов, является решающим мобилизационным началом в критические моменты истории, каковым характеризуется сегодня настоящее. Анализируя эти два подхода, мы приходим к простой формуле национальной российской идеи – «Россия должна быть ВЕЧНО!», подразумевая под этим - БЫТЬ и для МИРА, и для ДЕТЕЙ и ВНУКОВ. В этих словах и связь времен, и преемственность поколений, и продолжение Великой истории страны, и заветы отцов, и будущее, и, наконец, миссия России в мире!

Традиции как продолжение Великой истории, заветы отцов – Отечества, вот что важно для селян и России!" /Окончание следует/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня в 15.15 на НТВ начали показывать фильм "Императрицы" с любимой подружкой Александрой Велескевич, которую увидела впервые студенткой ШС МХАТ. Там и другие прекрасные артисты - и Юлия Пересильд- снимаются, но пошла в кинотеатр смотреть ради Шунечки :) Сегодня можно по ТВ дома ...
Это воспоминание М.Горького о ...
В начале недели сфера деятельности этого блога была распространена на подземное транспортное царство. Удалось побывать на завершении проходки тоннеля с Приморского района на Васильевский остров (от станции Беговая через Новокрестовскую на Приморскую). Так что на сл. неделе ждите рассказ ...
Ибо я сразу же ебанулась со стула, едва завидев этого мужика на экране. И ведь кто бы мог подумать! Я, как человек тёмный и в современном искусстве непросвещенный, знала этого мущину только по одной ленте. Так и представляла его себе -дурацким альбиносом. Абсолютно ни о чем. Та же, прим ...
 Вот уж точно правдивой оказалась поговорка " как встретишь НГ, так его и ...