Неснимаемый учитель
novayagazeta — 08.03.2023
В Госдуме предлагают запретить ученикам снимать учителей на видео во время урока.
Поможет ли это повысить престиж учительской
профессии.
Видео как защита
— Что ты тут
болтаешься, как г…о в проруби? — вопрошала моего одноклассника моя
первая учительница много лет назад. Я, семилетняя, недоумевала, как
учительница может говорить плохие слова.
— Это не дети, это
и-ди-о-ты! Выродки из выродков! — кричала учительница математики в
седьмом классе. К этому времени недоумения уже не осталось.
Осталась скука и тоска.
— Из таких, как вы,
вырастут воры, убийцы и предатели Родины, — объясняли нам,
восьмиклассницам, на педсовете после поднятого нами бунта.
Это все я помню дословно.
«В нашей
школе такого не было», — скажет большинство читателей. Или даже «В
СССР такого не было». А в моей школе — было. В той школе, где я
сейчас работаю, подобный стиль разговоров с учениками вообразить
себе нельзя. А на тех видео, которые ученики по всей стране снимают
на уроках, я по-прежнему узнаю учительниц, которые до сих пор
снятся мне в нехороших снах: «Ты кто такой? Ты кто такой, я тебя
спрашиваю?» — «Ты никто! Ноль! Предатель!»
Единственное различие между тем временем и нынешним — что у
нас с одноклассниками не было смартфонов. И мы, конечно, не могли
показать дома, что происходит в классе. А нашим рассказам взрослые
не очень-то верили: «Учитель не мог так сказать», «Не выдумывай»,
«Значит — довели». Мы развлекались тем, что записывали самые
красочные фразы на последних страницах тетрадей. Иногда
дополнительно огребали за это, когда сдавали тетради на
проверку.
Сегодняшние дети могут потихоньку достать смартфон и снять на
уроке видео. И показать всей стране, что учитель говорит на уроке,
как проводит классный час, как ведет индивидуальную
«воспитательную» работу с учениками.
Иногда эти видео
оказываются шоком для взрослых. Родители пишут жалобы в
департаменты и министерства, образовательные власти устраивают
проверки, учителей увольняют, директорам объявляют выговоры.
Справедливость торжествует. Дети защищены от злых учителей.
Но торжествует
ли?
Фото: Алексей Шипов / Коммерсантъ
Чтобы уважали
С начала года в
интернете один за другим появилось несколько роликов, где учителя
безобразно кричат на детей, а то и бьют их. Ролики эти вызвали
большой общественный резонанс, некоторых учителей, ставших их
«героями», уже уволили.
Ольга Казакова,
председатель Комитета Госдумы по образованию, на днях предложила
запретить видеосъемку в школе, чтобы защитить учителей. По ее
словам, это предложение «родилось из обращения педагогов, которые
говорят о том, что нужно заканчивать на уроках с видео- и
фотосъемкой»: «Дети должны думать об уроках, нужно заниматься
обучением. Дети не должны думать о том, когда они достанут телефон
и начнут снимать какую‑то ситуацию».
Неназванные
педагоги пожаловались Казаковой, что дети специально провоцируют
учителя, а потом снимают его на телефон, чтобы выставить его на
публичное посмешище. «Конечно, это абсолютно негоже. Это недостойно
вообще подхода к педагогам, к педагогическому труду. Издеваться и
смеяться над педагогом нельзя», — прокомментировала это Ольга
Казакова. А если дети этого не понимают, значит, надо сделать
видеосъемку невозможной, и это будет способствовать тому, что дети
и родители станут больше уважать учителей.
По ее словам,
Госдума проработает поправки к Закону об образовании, запрещающие
видеосъемку на уроках, а Министерство просвещения уже сейчас
разрабатывает законопроект об особом статусе
педагога.
Это оборотная
сторона торжествующей справедливости. Учителя защищены от злых
детей.
Но опять что-то не
так.
Палка о двух концах
Я спросила своих
коллег, что они думают по поводу этой инициативы.
КОММЕНТАРИИ УЧИТЕЛЕЙ
-
— Мне некомфортно, когда меня снимают без разрешения. Лучше это
делать по договоренности, думаю. И учитель должен спрашивать
разрешения, если снимает детей.
-
— Да это просто незаконно, если уж на то пошло. И неэтично.
-
— Законно, школа — общественное пространство, в нем можно.
-
— Проблема не в том, что снимают. Проблема в том, что сначала
доводят до кондиции, пригодной для «сенсационной съемки», а потом
уже жмут кнопку пуск. У нас в другой школе лет пять назад
пятиклассники так довели неопытную учительницу. Хорошо, что она
запомнила, кто снимал, с дитем поговорили и даже умудрились
разойтись миром, до конца учебного года прожили без эксцессов. Но
это редкость.
-
— Я не знаю, что хуже — орать на детей или снимать крик на видео.
Что значит «довели»? Взрослый человек в роли учителя должен себя
контролировать. Вот именно истерики себе учитель не может
позволять. Истерика — это дома с мужем.
-
— У меня был недавно разговор с моими на эту тему. Включили
диктофон на физике и записали учителя. Хотите, говорят, послушать,
что он говорит на уроках? Я отказалась слушать и запретила им в
будущем так делать. Это очень серьезный этический вопрос. Ничего
особенного, конечно, он на уроках не говорит. Просто им кажется,
что его объяснения малопонятны. Но сам способ получения и
распространения информации меня возмутил. Любимые дети, родные… Но
они глубоко не правы. И их надо воспитывать, учить цивилизованному
поведению. Орущий учитель — это одна проблема. Тайная съемка на
уроке — тоже проблема, этого делать нельзя. Только я не понимаю,
почему это надо запрещать? Это и так запрещено: никто никого не
имеет права снимать без спросу. Точка.
-
— Я вам всем сочувствую. Я обожала школу. А физичку, которая нас
обзывала и била, суд лишил права работать в школе. Наша
комсомольская ячейка встала насмерть. Учиться у нее не будем.
Партком нас поддержал. Родители были на нашей стороне.
-
— На детей нельзя орать! Лучше бы такой закон приняли. Я думаю, что
дети должны иметь возможность защищаться, если учитель ведет себя
неподобающим образом. Нельзя снимать в частной жизни, а в
общественной, когда твориться беззаконие, снимать нужно. Милиционер
избивает задержанного на митинге, у него нужно спрашивать
разрешения на съёмку?!
-
— В каждом отдельном случае очень важен контекст. Иногда это
единственный способ защиты. Я согласна. Но бывают и другие случаи,
когда дети допускают безобразия. И это тоже нельзя игнорировать. Я
не считаю, что дети всегда правы по определению.
-
— Я за взаимный процесс. Надо разбираться в причинах. Бороться с
буллингом с обеих сторон. Исключать его как явление.
-
— Снимать человека без разрешения ради шоу в «Тик-Токе» — это за
гранью. Ни у кого никогда такого права не было. Я бы спросила тех,
кто не видит ничего дурного в этом, понравилось бы им, если бы
учитель начал снимать их не самые удачные выступления у доски на
видео, а потом выложил бы это в сеть? А что? Школа — общественное
место, и если можно одному, то можно и всем остальным.
-
— Закон один для всех. Детей тайком мы не снимаем? Их безобразия не
выкладываем в публичное пространство? Это уголовно наказуемо. Так
почему же детям можно? Еще раз: я не оправдываю насильственные
методы учителей, их сквернословие и прочее. Есть много законных
способов остановить беспредел. И их надо детям разъяснять. Все
должно быть цивилизованно. Каждый должен знать свои права и уважать
права другого.
Фото: ITAR-TASS
Культура насилия
Лет десять назад
мне уже приходилось изучать для одной статьи видеоролики, снятые
учениками на уроках, — там, где учителя бьют детей, кричат на них,
а то и вовсе пускаются с ними в рукопашный бой. Как правило, везде
схема была одной и той же: дети провоцируют учителя (то ли для
проверки границ дозволенного, то ли ради развлечения), учитель
реагирует на провокацию непрофессионально: эмоциональным взрывом,
оскорблениями и насилием.
Учитель — профессия не особенно престижная, с одной стороны,
а с другой — массовая; невозможно ожидать, что все учителя в этих
условиях окажутся высокими профессионалами, которых отличают
выдающиеся душевные качества. Вузовская подготовка и последующие
курсы повышения квалификации сосредоточены на предмете, методике
преподавания, требованиях ФГОС, на чем угодно, кроме повседневно
необходимого учителю умения справляться с проблемным поведением
учеников и разрешать конфликты в классе без физического и
психического насилия (применение которого в школе однозначно
запрещено Законом об образовании).
Учителя по старинке пользуются насилием: унизить проблемного
ученика, оскорбить, припугнуть, наказать. Иногда даже видно, как
учитель упивается властью над притихшим классом или стоящим перед
ним школьником, как дает волю своему барственному гневу: ты кто
такой, а? ты кто вообще такой?
Когда смотришь
такие видео, кажется, что учителя давно разучились по-человечески
разговаривать с детьми. Что еще страшнее — родители нередко такие
методы воспитания поддерживают: дети сами виноваты, довели учителя.
А так-то учитель хороший, сильный предметник. Это часть общей
культуры насилия, в которой мы существуем, — в которой любые
конфликты разрешаются силой, а жертва всегда сама виновата. Чаще
всего культурой насилия пропитаны именно государственные
учреждения: школа, армия, психбольница, детдом, интернаты для
инвалидов, тюрьма — именно там порядок чаще всего поддерживается с
помощью наказания и насилия.
Любая работа с людьми предполагает конфликты. Но за
постсоветское время мы почти отвыкли от гавкающих на нас продавцов
или банковских операционисток, мы не можем представить себе, чтобы
на нас орали преподаватели онлайн-курсов, которые мы покупаем, или
бортпроводницы в самолетах. Значит ли это, что взрослые не доводят
продавцов, банковских служащих или бортпроводниц? Доводят, и еще
как. Но в мире давно существуют способы справляться с провокациями
и разрешать конфликты мирным путем. Только до массовой школы они
все никак не доберутся — так же, как они не могут добраться до
других государственных учреждений. Может быть, потому, что они
требуют радикальных общественных изменений, причем с вектором,
совершенно противоположным нынешнему: недаром именно в девяностые
годы появилось немало гуманистически ориентированных школ, где
орать на детей не было принято; в одной из них я
работаю.
Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ
Проблемное детское поведение — обычное условие учительского
труда. Но учителя надо учить, как с ним справляться. Ему нужна
поддержка школьного психолога, классного руководителя,
администрации.
Нужны пособия,
которые расскажут учителю, как вести себя в трудных ситуациях,
нужны тренинги. Нужны общие школьные правила разрешения конфликтов
и общешкольная антибуллинговая политика, которая защищает и
ученика, и учителя. Могут помочь школьные службы примирения,
школьные омбудсмены, неформальные школьные советы учащихся,
конфликтные комиссии. Но налаживать это все — долго и трудно, а
запретить что-нибудь — это быстро и просто.
Однако уважение детей и родителей нельзя заслужить запретами.
Уважать будут не того учителя, чей непрофессионализм запрещено
снимать, а того, который ведет себя профессионально.
Наконец, если
единственный способ защититься от оскорблений и унижений для
ребенка — это снять на видео беснующегося учителя и выложить ролик
в Сеть, — то, значит, школа нарушает закон, а родители закрывают на
это глаза. Иной раз дети вообще не знают, что именно они должны
сделать, если учитель их оскорбляет: никому не пришло в голову им
это объяснить. И вместо того, чтобы пойти со своей проблемой к
родителям, классному руководителю, директору — они выкладывают
видео на всеобщее обозрение. То ли с ними никто никогда не говорил
по-человечески, то ли они не ждут от взрослых никакой помощи.
Впрочем, и взрослые часто предпочитают в случае конфликта с
учителем не идти к завучу или директору, а писать темпераментные
посты в соцсетях и требовать максимального перепоста.
Надо бы и взрослым,
наверное, запретить писать об учителях в соцсетях. Можно еще
запретить их обсуждать в школьных чатах. А можно вообще запретить
их обсуждать, даже вслух при личной встрече. Правда, неизвестно,
кто и как это будет контролировать и как будут наказывать
нарушителей.
Впрочем, пенять на зеркало — это уже что-то вроде
национальной традиции. Важно не выносить сор из избы, а заметать
его под ковер, добиваться не того, чтобы учителя не орали на детей,
а того, чтобы об этом никто не узнал. Это, разумеется, поднимет
престиж учительской профессии до небывалых высот.
Ирина Лукьянова ,
учитель, обозреватель «Новой газеты»