Несчастье сломало нашу дружбу

Больше спасибо вам за возможность написать в вашу рубрику. Надеюсь, что мое письмо попадет на разбор.
Моя история как-то состоит из двух частей и двух проблем. Которые переплетаются.
Много лет назад у меня была подруга, с которой мы очень много общались. Мы вместе занимались танцами: стандартные танцы. Из-за этого виделись часто, много раз в неделю. И часто после занятий, летом, еще сидели на полянке возле Дворца Спорта, болтали, пили чай из термоса, валялись на травке. И конечно еще были совместные эпопеи по добыванию хорошей обуви для танцев, это было целым квестом в те времена (нам по 50 лет сейчас). Платья, само собой, можно было тоже только шить самим. Шили мамы. Поэтому мы еще много сидели по выходным дома, то у нее, то у меня, и мамы что-то шили, примеряли, потом нашивали блестки толпами. Эти сами блестки тоже были сокровищем, которые в наших кругах добывались. В общем, жизнь прямо вся кипела этими приключениями. Очень здорово было, прямо самое счастливое время нашей жизни!
Потом однажды подруга шла вечером через железную дорогу, она жила возле нее, и ее задел подъезжающий к станции поезд. Там было узкое место, где останавливались и ждали проезжающего поезда. Чуть ли не носом тыкаясь в этот поезд. Страшно было - не описать как, когда этот поезд проезжал прямо перед лицом. Но до ближайшего "правильного" перехода было далеко, и всем лень идти. Я того места боялась, как огня, и ходила в обход, по переходу. Мы часто ссорились из-за этого. Подруга говорила, что у нее ноги болят после танцев, и она прямо умрет, если еще ходить до туда. Шла вот так, через "песочные часы", так этот переход называли - там как бужто было узкое место от песочных часов. А я ходила в обход, даже если хромая. Подруга говорила, что я трусиха. Иногда, очень нехотя, подруга шла со мной до перехода, постоянно жалуясь, что я ее таскаю.
В общем, однажды я лежала больная дома, и тут узнала, что с ней случилось несчастье. Она переходила на этих песочных часах, и поезд зацепил ее шарф. Ее дернуло и протащило за поездом. Поломало шею. С тех пор она парализована от шеи. Совсем немного двигается голова и одна рука, на второй руке немного движутся пальцы, и все.
Когда это случилось, говорили, что она проживет максимум 10-15 лет, потом умрет от отказа всех органов. Якобы в таком состоянии долго не живут. Но нам обеим в этом году 50, а она все еще жива.
После аварии я к ней бегала, сначала было очень много больниц, потом где-то через полгода или больше ее вернули домой. И началась жизнь дома с мамой. Мама за ней ухаживала. Она очень плакала, много говорила, что не рада, что ее спасли. Очень скучала по прежней жизни. Я заходила каждый день, очень хотела ее поддержать. Но через некоторое время она сильно замкнулась, и попросила меня больше не приходить. Она сказала, что ей очень больно слушать меня. Что бы я ни рассказала - это крутится вокруг танцев. А она очень грустит, потому что в ее жизни этого никогда больше не будет.
После этого я пообещала ей, что не буду больше рассказывать про танцы. Очень не хотела расставаться. Но еще какое-то время спустя она опять разревелась и сказала, что все-таки не может со мной общаться. Я опять спрашивала, что я сделала не так. И она на меня накричала.
До этого разговор у нас был про день рождения брата, что ему подарили велосипед. Обсуждали, какой кому велосипед нравится, и что мне подарили хороший, а я на нем не езжу. И слово за слово, я сказала, что и с роликами у меня не срослось, хотя я хорошо умею кататься, и с велосипедом. Потому что далеко я езжу на транспорте, а если недалеко, я лучше пешком. Просто больше всего люблю ходить пешком. Ну и все, эта фраза ее опять сильно задела, потому что она тоже любила ходить, а теперь не может.
В общем накричала и просила больше не приходить. Я потом очень много раздумывала о том, почему у меня не получилось поговорить с ней о чем-то, что не сделает ей так больно. Как же я не подумала, почему внимательнее не относилась к словам. Вообще, надо сказать, что я очень много о ней думала. Всегда. Эта вся трагедия просто изменила мою жизнь. Я потом еще заходила в гости, но редко. Она со мной разговаривала холодно, отводила взгляд.
Потом я поступила учиться, потом влюбилась, вышла замуж, трое детей, работа, болезни, у меня, у других. Ой, сколько всего было, разного мы натерпелись. Все эти годы мы с мужем танцевали - в секциях, на турнирах. И вот наши дети выросли, поступили учиться и уехали. У меня заболела мать, у него заболел отец. И мы решили "на старости лет" переехать обратно в родной город. У нас к этому моменту был дом в пригороде. Продали дом, купили квартиру, нашли новые работы, переехали.
Знаете, Яна, я не хочу представиться вам какой-то такой сумасшедшей теткой, которая на сто лет зациклилась на одной истории. Нет! Я все эти годы жила, погружалась во все - муж, дети, все что у нас было в жизни. Но у меня всегда было что-то такое, какие-то мысли о подруге, которые всегда со мной. Я все еще любила гулять. Иногда, как бы в жизни не было суетно, я где-то решала пройтись по городу пешком. Это был мой способ уйти от проблем на часик. Выйти из метро, пройти половину дороги пешком. И каждый раз, когда я так шла-шла-шла, я вспоминала вот это. Что я люблю ходить пешком. Да люблю. И из-за того, что я это сказала, я потеряла подругу. А может не из-за этого. Может и так бы потерялись. Может быть неважно было, что я скажу. Я танцевала, она больше нет. И я как-то каждый раз думала, как я благодарна. Вот за эту простую вещь. Что я могу ходить, могу танцевать. А ведь бывает так, что один момент - и этот подарок можно потерять. Вот об этом я всегда думала, когда длинно ходила пешком.
Тем временем у меня появилось заболевание. У меня болят ступни ног. (Не только они - но они - самые пострадавшие.) Перед тем, как танцевать, я иногда принимаю таблетки, когда совсем невмоготу. Но часто помогает перед этим основательно растереть ноги всякими мазями. Я всегда за полчаса до этого сижу в зале на полу, мну ноги. Потом начинаю танцевать, вначале больно, потом как-то сносно становится. Все равно больно, но если увлечься, не так заметно. Потом, когда я иду до дома, я хожу, как по лезвиям ножа. Дома потом проходит. И я еще люблю гулять. Но иду, и больно. Иногда похожу-похожу, и вдруг на время почти отпускает. Потом опять боль включается. Вспоминаю сказку про русалку, которая выходила в люди, и у нее на время появлялись ноги. Но ходить на них было больно, как по лезвиям ножей. Представляю себя такой русалкой. И я не знаю, как будет дальше. Мне всего 50. Что будет через 10-20 лет? Смогу ли еще ходить, танцевать? Врачи говорят, что может так плохо стать, что вообще ходить невозможно будет. А может быть вот так и будет до старости - просто больно, то больно, то нет, то сильнее, то выносимо. Теперь я еще и думаю о том, что возможность ходить может покинуть и меня. Я всю жизнь после несчастья подруги, каждый день была благодарна за эту способность. И сейчас это все стало еще более осознанным.
Я сходила в гости к подруге, мы не виделись 25 лет. Я пришла хромая. Рассказала, что вот, хромаю теперь. И рассказала, как я о ней думала часто, каждый раз, когда ходила, танцевала. Что не знаю, как дальше будет. И что скучаю по общению с ней. Она ответила: "Ты хоть пропрыгала всю жизнь, в мыслях обо мне. А я тут все это время медленно разлагалась, вспоминая о тебе". И так у нас разговор опять не сложился.
И такое ощущение, что я опять не то сказала. Яна, я даже не знаю, в чем мой вопрос. Как вы думаете, могу я восстановить нашу дружбу? Как мне правильно поступать?Избегать всех больных тем? Но я иногда теряюсь даже, какая еще фраза окажется "больной"? Или успокоиться уже, и принять, что подруга не хочет больше со мной общаться?
За ней до сих пор ухаживает мать. Ее мать к счастью жива и здорова, но она тоже не вечная. А вдруг подруга мать переживет? У нее вообще никого нету. Семьи, детей, никого так и не завелось естественно. Не знаю, есть ли друзья, она не сказала. Но ведь друг нужен каждому? Друг лишним не бывает? Мне хотелось бы найти к ней подход, снова дружить, общаться, может быть помогать чем-то, пока сама могу. Но не знаю, как еще подобраться.
Извините за тяжелую историю и невнятный вопрос. И здоровья вам и всем вашим родным и близким!
***
Здравствуйте!
Какая грустная история! Я первым делом пожелаю вам, чтобы вы оставались мобильной как можно дольше. И чтобы на ваше заболевание нашлась какая-нибудь управа.
Про подругу - это все очень печально. Конечно, с ней произошла страшная трагедия, и такое переработать очень трудно. Но прошло так много времени. У нее уже миллион раз была возможность подумать обо всем. Если бы она захотела с вами восстановить отношения, думаю, она пошла бы вам навстречу, когда вы вернулись. Если через столько времени человек отказывается мирно общаться, значит он не хочет. И, может быть, стоит уже оставить ее в покое? Может быть ей именно с вами трудно дружить, независимо от того, что вы говорите или умалчиваете. Именно потому, что вас объединяло то, что было ей так драгоценно, и что оказалось самой страшной потерей? Может быть неважно, что вы сказали не так, и ей просто больно на вас смотреть, вспоминать общие веселые годы?
Можно, конечно, иногда заглядывать к ней, интересоваться, как дела. Предлагать помощь. Можно с матерю пообщаться, спросить, что им нужно. Но если все дальше так и будет, наверное не стоит дальше навязывать человеку свое общество. Общайтесь с теми, кто хочет общаться с вами.
Удачи вам, желаю обеим, чтобы дальше все складывалось, по возможности, хорошо.
|
</> |