Некоммуникабельность как худший враг
ru_psiholog — 12.05.2017 Здравствуйте. Извиняюсь за объем текста, но я старался как мог, сокращая писанину. 25 лет, проблема в том, что нет девушки и не знаю, с какой стороны подступиться к её решению. Девушки не вообще было - от слова "совсем". Намеков на какие-то отношения - тоже.Во некоторых вещах я никак не могу окончательно разобраться. Например, не до конца ясна сама природа причин, которые в большей степени способствуют беспросветной стабильности нынешнего состояния: то ли это какие-то факторы сдерживающе-противодействующего характера, то ли это отсутствие самой мотивации (в должном количестве), которую иметь необходимо. Это абсолютно разные вещи, и поэтому для меня принципиально важно понять, влияние факторов какой природы являются в данном случае определяющими. Безусловно, оба типа факторов явно имеют место, но вот какие из них являются в моей конкретной ситуации определяющими - это уже вопрос. Саморефлексия не даёт однозначного ответа. По сути, я вот уже несколько лет рефлексирую, а воз и ныне там.
Достаточно много я изучал данный вопрос, обсуждал его на формумах по псхологии, читал литературу по психологии и психиатрии. Обобщив и систематизировав полученные сведения, я пришёл к выводу, что проблему одиночества девственников_без_опыта_отношений_возрастом_около_25_лет можно рассматривать с позиции разных подходов: с психиатрии, психологии и сексологии. Выбор подхода для объяснения зависит от того, насколько широко смотреть на проблему. Попробую объяснить каждую из них:
1. С точки зрения психиатрии проблема отсутствия опыта отношений в возрасте 25 лет рассматривается как следствие проявления дефицитарности личности, обуславливающей нарушение процесса социализации и коммуникативных способностей человека в целом. Есть довольно широкий спектр психических нарушений, для которых свойственны проблемы с коммуникацией: шизофрения и расстройства шизофренического спектра, расстройства аутистического спектра (аутизм, синдром Аспергера), психопатии, расстройства личности, акцентуации характера, патохарактерологическое развитие личности. Чаще всего имеется лёгкая форма нарушения, и невооружённым глазом его практически невозможно выявить, т.к. в целом человек адекватен и социально адаптирован. Но именно выпадение целых сфер социальной жизни и является индикатором наличия этих скрытых нарушений.
Синдром Аспергера и шизоидная акцентуация характера вряд ли имеют место в моём случае, т.к. для них характерен недостаток интуиции и эмпатии, а у меня с этим полный порядок. К тому же я всегда испытывал жажду общения и страдал без него от скуки, в то время как аутисты и шизоиды, напротив, комфортно чувствуют себя в автономии и даже стремятся к ней. А вот нечто астенической природы у меня явно присутствует. Я человек тонкой внутренней организации - чувствительный и ранимый, очень большое значение придаю оценке окружающих. Мнительный, близко к сердцу принимаю критику в свой адрес, от чего страдает самооценка. В детстве меня часто отвергал коллектив детей либо были конфликты, задирания и высмеивания, которые я принимал близко к сердцу и тяжело переносил. В процессе взросления я со временем становился лишь стеснительнее и, следовательно, осторожнее, наращивая список паттернов по избеганию различных рисковых ситуаций. Скорее всего, именно эти осложнения и повлияли на дальнейшую социализацию (отрицательно). Без должной практики общения и уверенности в себе становилось невозможным освоние следующих ступеней, а выработавшаяся социальная инертность и нерешительность этому дополнительно способствовали. Пробелы накапливались как снежный ком.
Также я нерешителен и инфантилен по жизни, испытываю проблемы с проявлением инициативы в каком-либо деле, не хочу брать на себя ответственность в делах (особенно, если результаты должны будут подвергнуться оценке со стороны других). Проблемы с целеполаганием, нежелание выстраивать и придумывать планы - словом, плытье по течению. Боюсь нового, хотя и хотел бы. Тут не совсем ясно, побочный эффект астенической личности это или какое-то самостоятельное явление другого происхождения.
Внутренне ощущаю, что не готов знакомиться с девушками, т.к. эти знакомства будут слишком большим испытанием для такой нервозной и мнительной натуры, как у меня. А через испытание проходить не хочется. К тому же я низко оцениваю свои личностные и коммуникативные особенности, которые понадобятся при общении. Уверен, что ни одна нормальная девушка не будет удовлетворена от общения со мной. Значит, и на романы рассчитывать не стоит.
2. С точки зрения сексологии проблема отсутствия отношений и поздней девственности рассматривается как следствие нарушений в процессе психосексуального развития, т.е. возникновения так называемых "задержек (ретардаций) психосексуального разития". Если говорить простым русским языком, то нормальное психосексуальное развитие - это когда это когда мужчина имеет достаточное влечение для того, чтобы проявить инициативу в знакомстве с женщиной и завоевать её. Если мотивации (влечения) или коммуникативных способностей недостаточно для знакомств, то мужчина считается отстающим в психосексуальном развитии. Примечательно, что проблемы становления психосексуального развития могут брать корни из психиатрии. Приведу далее выдержку из научного издания по сексологии:
Задержка - это одно из наиболее частых нарушений психосексуальногоразвития. Она проявляется в том, что сроки становления сексуальности отстают от возраста ребенка. Различные причины, вызывающие нарушения психосексуального развития наиболее полно изучены ведущими отечественными сексопатологами В. М. Масловым, И. Л. Ботневой и Г. С. Васильченко. Психогенные задержки вызваны нарушениями в становлении психики, например, при общем отставании психического развития, или они могут быть изолированными, а остальные компоненты психики развиваются своевременно. Задержки психосексуального развития могут быть у больных психопатиями или патохарактерологическим развитием личности. Свойственные некоторым больным психопатиями робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, слабость побуждений, - приводят к нарушению способности к общению. Наряду с этим, неустойчивость эмоциональных реакций, склонность к фантазированию и слабость воли способствуют формированию и закреплению замещающих и суррогатных форм сексуальной активности, которую больные психопатиями не могут реализовать в иных, нормальных формах из-за особенностей их личности.
Вот и я, получается, из-за проблем с коммуникацией и, как следствие, отсутствии всякого опыта общения с девушками, в своём психосексуальном развитии не продвинулся дальше мастурбации, которая и является в моем случае основным и единственным видом сексуальной активности. Вполне очевидно, что в качестве примера приведены симптомы, характерные для нарушений астенической природы.
3. Теперь - с точки зрения психологии. Очень интересной мне показалась статья в "Википедии" под названием "Любовная застенчивость", в которой отражена концепция американского психолога Брайана Джилмартина. Проблеме автором посвящена целая книга. В сети можно найти книгу целиком в pdf (книга на английском, правда).
Любовная застенчивость (англ. love shyness) — термин, введённый психологом Брайаном Джилмартином (Brian Gilmartin) для описания специфической разновидности сильной хронической застенчивости. В соответствии с его определением, опубликованном в книге Застенчивость и любовь: причины, последствия и лечение (1987 г.), любовно застенчивым людям трудно проявлять настойчивость в неформальных ситуациях, которые касаются потенциальных романтических или сексуальных партнеров. Например, у гетеросексуального любовно-застенчивого мужчины будут проблемы при попытке начать разговор с женщиной из-за острого ощущения тревоги или страха. Согласно статистике, приведённой автором на момент написания книги, примерно 1,5 % (1,7 миллиона) мужчин в США попадали в категорию любовно-застенчивых.
Критерии, по которым мужчина может считаться любовно-застенчивым (у меня прям полное соответствие критериям 1, 4, 5, 6, 7):
1. Он девственник. Никогда не имел сексуальных отношений с женщиной.
2. Он человек, который редко проводит время с женщинами, не являющимися просто друзьями или совсем не общается с женщинами.
3. У него, в общем случае, есть друзья среди женщин, но он не знает, что с этим делать, а также у него может совсем не быть друзей.
4. Он человек без опыта какой-либо эмоциональной близости, отношений романтической и/или сексуальной природы с представителями противоположного пола.
5. Он человек, который страдал и продолжает страдать из-за отсутствия спутницы жизни. Коротко говоря, он человек, который отчаянно желает отношений с женщиной, но не имеет их из-за застенчивости.
6. Он человек, настолько зависимый от своего страха, что не может утвердить себя в глазах женщины случайным, дружеским способом. Это суть «любовной застенчивости».
7. Он человек, который строго гетеросексуален.
Джилмартин не исключал существования любовно-застенчивых женщин, но он сомневался, что они ощущали бы те же негативные эффекты, что и гетеросексуальные мужчины. Он предположил, что такие случаи проявлялись бы иным образом, в основном, из-за социальных ролей, которые предполагают, что гетеросексуальные мужчины (а не женщины или мужчины-гомосексуалы) должны инициировать отношения. Джилмартин объясняет: «У очень застенчивой молодой женщины ничуть не меньше шансов встречаться и выйти замуж, чем у уверенной в себе, незастенчивой женщины. На самом деле, даже очень застенчивые женщины выходят замуж. Любовно-застенчивые мужчины не женятся и не могут жениться, независимо от того, насколько они желают этого…».
И даже здесь также фигурирует взаимосвязь с психиатрией:
Застенчивый мужчина плохо приспособлен к жизни, несчастен, склонен к тревожным неврозам и даже к психическим заболеваниям. По данным Джилмартина, застенчивый мужчина, в сравнении с незастенчивым, испытывает больше фантазий, связанных с насилием, проявляет больше пессимизма и цинизма по отношению к миру, более склонен считать себя никому не нужным и испытывает заметные трудности с концентрацией.
Любовно-застенчивые мужчины в выборке Джилмартина значительно отличались по темпераменту от незастенчивых мужчин. Они значительно уступали по показателю экстравертности и одновременно набирали больше очков по показателю невротизма в Личностном опроснике Айзенка. В терминах Айзенка, они обладали «меланхолическим» темпераментом. Застенчивые мужчины обладали различными степенями восприимчивости к таким вещам, как прикосновение, вкус, свет и другим формам раздражителей. Они больше тяготели к гиперчувствительности, чем незастенчивые мужчины.
Чем лично мне не нравится чистая психология - так это тем, что она слишком толерантна ко многим явлениям, объяснение которым можно запросто найти в психиатрии. За робостью, застенчивостью и инфантилизмом вполне могут стоять легкие отклонения психики. Особенно когда из-за этих черт психики у мужчины полностью отсутствует целая сфера социальных взаимоотношений. В этом случае мне просто придётся прибегнуть к помощи психоаналитика, чтобы тот установил у меня основное психическое заболевание, которое и легло в основе проблем с общей социализацией и, как следствие, отсутствия общения с противоположным полом.
Если же плясать от психологии и взять за аксиому то, что психически я здоров, то надо бы разобраться в том, какие же всё-таки психологические механизмы препятствуют процессу социализации и какие факторы являются определяющими в выборе имеющейся у меня модели поведения. Углубиться в какие-то особенности взаимоотношений с людьми моего круга общения, найти общие тенденции и закономерности. Надеюсь, что участники сообщества помогут мне в этом. Можно в форме вопрос-ответ или любой другой. Проблему я всё-таки надеюсь решить, несмотря на понимание её огромных масштабов.
|
</> |