Неизвестный гений I – Прозрачность
merkuiovv — 13.03.2021Карой Ференци из тех художников, кто постоянно (или по крайней мере часто) искал. Свой стиль, творческую манеру, сюжеты. В течение жизни делал довольно радикальные живописные повороты. Если выставить рядом несколько картин без подписи, то не всегда можно догадаться, что они написаны одной и той же рукой. Как я уже говорил, деление, которое я осуществил, весьма условно. Отчасти оно совпадает с хронологией.
Первые три картины выполнены очевидно в одной манере. Главное характерное отличие – полное отсутствие световоздушных эффектов. Персонажи словно находятся в вакууме. Кажется, что художник стремился к полной прозрачности. Это застывший и прозрачный (или остекленевший, кому как нравится) мир. Мир, из которого исчезло движение, хотя намёк на него безусловно присутствует. То, что происходило недавно, или произойдёт вскоре – несложно домыслить. Я даже не скажу, что это какая-то очень оригинальная манера. В конце XIX века так писал не только Ференци. Некий намёк на особую «философичность», стоп-кадр, попытка заглянуть за границы обыденного. Интересно, что в конце следующего, ХХ века, подобный художественный приём, который я по-своему называю «помещение персонажей в вакуум» станет весьма распространён, например, в позднесоветской живописи.
Видите, из картин убран любой намёк на движение в настоящем. Оно безусловно было в прошлом (например, пятна воды на полу) и конечно будет спустя мгновение. Но сейчас это застывший, неподвижный, прозрачный мир.
А следующая работа, несмотря на довольно мирное содержание, вызывает у меня какое-то тревожное чувство. Может быть из-за присутствия чёрно-жёлтых «в кадре», может быть по какой-то иной причине.
К эти трём работам примыкает та, с которой для меня собственно и начался художник Карой Ференци
Я написал «примыкает» потому, что здесь уже нет той абсолютной неподвижности и прозрачности, но общее настроение художника ещё прежнее.
И ещё несколько работ похожего настроения и художественного метода. Считается, что в это время художник работал в стиле символизм. Хотя лично я согласен с этим только отчасти. Символизм в живописи довольно широкое и весьма размытое явление, со слабо очерченными границами. Так что можно сказать и «да» и «нет».
Таков был «прозрачный период» в творчестве художника. Если хотите «символистский» или «полу-символистский».
Продолжение следует
|
</> |