не такие
antimeridiem — 15.05.2024 Обучение и фикция.Понятно, что людям со стороны об этом очень просто не задумываться. А учителям, что погружены в процесс fulltime, для сохранности душевного равновесия нужно ставить на эту самую душу какие-то заглушки. Но когда соприкасаешься лишь слегка и все чувства обострены, то трудно не поразиться масштабом происходящего.
Если не брать детей с отличной памятью, что прочитали и сразу запомнили. И тех, кто увлечены предметом. А говорить только о самых обычных детях – от отличников в гимназии до коловиков в школах по месту жительства. То о каких-то знаниях можно говорить только по русскому языку и математике. Во-первых, потому что ЕГЭ по этим предметам обязательный. И во-вторых – там процесс циклический. Все время приходится писать все те же слова, ставить те же запятые, применять таблицу умножения и складывать дроби. Так что за одиннадцать лет вдалбливания выпускник худо-бедно умеет считать и пишет так, что можно понять, что он там написал. Т.е. результат не нулевой. Но что касается других предметов – химии, физики, географии, истории и т.д., то результат обучения от нуля неотличим. Особенно по сравнению с тем объемом знаний, что в школьника пытаются впихнуть. Т.е. подавляющее большинство детей в итоге не узнают по этим «ненужным» предметам не мало – а просто ничего. Но даже если предмет «нужный» – например, если школьник хочет стать программистом и для этого нужно попасть в физ-мат параллель. Даже в этом случае объем усвоенных им знаний (по физике, например) смехотворный. А те знания, что он все-таки получит, чисто механические – лишь бы сдать ОГЭ, ЕГЭ на приемлемый балл, т.е. научиться решать однотипные задачи. И забыть навсегда.
При этом для увлечённых и способных детей возможности просто фантастические. Любые учебники, задачники, книги и видео-уроки, онлайн-школы и армия репетиторов. И те, кто в самом деле учатся, сами для себя хотят что-то узнать и понять, могут (и достигают) поразительных результатов. Т.е. уровень этой узкой прослойки очевидно выше, чем был пятьдесят лет назад, и требования к ним тоже возросли. Опять же, я не говорю про гениев, которых наверняка не стало больше. Но уровень того, чего можно достичь только интересом, трудом и упорством, возрос. При этом знают они только свой любимый предмет, а все остальное как у всех – нуль.
Школа, особенно современная, это конечно такое место… Ложь на лжи. Но даже если все это «подправить», а оставить только учебный процесс, то в основе все равно будет лежать эта ложь – все упорно будут делать вид, что чему-то учат и чему-то учатся.
Не то, чтобы в советской школе было не так. Тоже плохо. Но теперь ситуация усугубилась, и я догадываюсь почему. Все дело в ЕГЭ. С одной стороны экзамены стали гораздо честнее – в советской школе на выпускных экзаменах ничего не проверяли – оценку ставили по комплексу заслуг за десять лет. Теперь же ЕГЭ – это серьезное испытание, требующее специальной подготовки. И результат экзамена – баллы для поступления и в профильный вуз. Т.е. школьник, отучившийся по стандартному учебнику, сдавший стандартный экзамен может по его результатам поступить на обобщенный физтех. Но это же безумие! Учить всех по одной и той же программе, в одном темпе, под единый критерий. И получается вот что. Физтех косо смотрит на результаты ЕГЭ и вводит свои «экзамены» – олимпиады, а тот, кто пришел только с результатами ЕГЭ оказывается на собеседовании, которое тоже экзамен, уже настоящий. Университетам ЕГЭ мало, а для всех остальных ЕГЭ – совершенно не по силам. При том, что задания ЕГЭ максимально стандартизированы, и очевидно – если предложить сдавшему физику на сто баллов контрольную из четырех (!) задач с экзамена физтеха 80-х, то никакой пятерки он не получит. Потому что там задачи не такие.
Обучение ради отчетности. А отчетность у нас отличная. Уж чего-чего, а ее формировать научились.
|
</> |