Листая назад

топ 100 блогов antimeridiem10.05.2024 May. 10th, 2016

В медленном движении по книге перевалил через экватор. Ощущение того что, каждая судьба, вскользь упомянутая на этих страницах, может быть развернута в целый роман, все события – лишь помечены «они были», а на самом деле это тоже целая история. И все это должно быть тесно связано, переплетено и составлять единое целое… Ужасно быть историком. Если что-то и складывается – так это у него в голове, да и то, лишь крохотная часть. Но если отвлечься от недосягаемости истории, то интересных фрагментов много. Читал и на полях помечал. Почти никогда так не делаю, но тут было жалко, что они растворятся в пучине основного текста. Итак:

Л. Юзефович, «Самодержец пустыни. Барон Р. Ф. Унгерн-Штернберг и мир, в котором он жил».

«… В том виде, в каком он излагал эту идею, она банальна, но убеждения, заставляющие людей идти на смерть, редко отличаются оригинальностью».

«… Ходили слухи, будто он, зная слабость своего хозяина, подкупил известную в Урге гадалку, полубурятку-полуцыганку, и та предсказала Унгерну, что он будет жить до тех пор, покуда жив Бурдуковский. Этим он обезопасил себя и от смерти по приказу барона, подвластного диким приступам гнева, и от вражеской пули. Всем в дивизии приказано было беречь его как зеницу ока».

«… Унгерн нуждался в нем, как всякий отягощенный грехами человек нуждается в себе подобном и в то же время несравненно худшем, чем он сам, чтобы на его фоне ощущать себя не исключением, а нормой».

«… «Серебристая пыль струилась над сугробами и заметала конский след. Как призрачные тени, наступающие колонны быстро приближались к Урге…» – пишет Аноним в характерном, нервно-приподнятом стиле 1920-х годов, когда на фоне НЭПа с его торжеством пошлости по одну сторону советской границы, эмигрантского прозябания – по другую, недавнее прошлое равно для красных и белых подернулось романтическим флером».

«… Как для истинного кавалериста-воина, в его жизни деньги и сама жизнь не имели довлеющей ценности. Это давало ему право повелевать людьми, подверженными тому и другому».

«… Обычно из окна Зеленого дворца свисала толстая красная веревка, сплетенная из конского волоса и верблюжьей шерсти; она тянулась через двор до внешней ограды, откуда свешивалась вниз. Когда другой её конец держал Богдо-гэген, к ограде на коленях подползали паломники, чтобы за определенную плату прикоснуться к веревке и через неё вступить в физический контакт с хутухтой, получив тем самым его благословение и помощь в делах».

«… На русских тибетцы произвели неизгладимое впечатление тем, что в качестве чаш для еды и питья употребляли оправленные в серебро черепа «своих врагов». За посуду, видимо, принимали имевшиеся в них «габалы» – ритуальные сосуды из человеческих черепов, используемые при некоторых религиозных церемониях».

«… Прирожденные фаталисты, монголы полагали, что особого рода прорицания, по-монгольски – «туку», обязательно предшествуют всем значительным событиям, иначе их роль в истории минимальна. Не будучи предсказаны, они даже при своей кажущейся масштабности остаются иллюзорными, не способными повлиять на ход вещей, ведь если в них есть духовная составляющая, значит она существовала всегда как часть общего божественного замысла и не могла не быть открыта провидцу-праведнику».

«… В мифологии евроазиатских народов север – это страна мертвых, оттуда и должны вернуться в мир великие герои прошлого, но для монголов потусторонний мир парадоксально слился с Россией».

«… В одном случае «кровавый барон» представал божеством, в другом – демоническим безумцем, но в данном пункте кочевник-буддист не слишком отличался от русского интеллигента. Они по-разному драпировали реальное зло, но делали это с одинаковой целью – защититься от ужаса жизни, который просто так, в грубой наготе, нормальному человеку принять и пережить невозможно».

«Из хорошего железа гвозди не делают, делают из худого. Доброго человека в солдаты не берут, берут худого».

«… Шутил он крайне редко, сотни страниц воспоминаний о нем сохранили всего несколько мрачных острот, неизменно связанных с возможностью смерти тех, кто становился объектом его юмора».

«… Ни шашки, ни револьвера Унгерн не носил, но не в качестве буддиста, как полагали некоторые, а из опасения в гневе пристрелить или зарубить кого-то из своих».

«… Война, кровь, упоение опасностью, постоянная близость своей и чужой смерти давали такое острое чувство полноты жизни, что по сравнению с ним сексуальные переживания были всего лишь имитацией этого чувства, дешевым эрзацем для тех, кто не способен к наслаждениям более возвышенным».

«… Тот же мемуарист рассказывает, что Унгерн любил абсолютно один, без спутников и без конвоя, «для отдыха» вечерами ездить верхом по окружавшим военный городок сопкам, где всюду валялись черепа, скелеты и гниющие части обглоданных волками тел. Причём у этих его одиноких прогулок было подобие цели: где-то здесь, в лесу, обитал филин, чьё «всегдашнее местопребывание» барон хорошо знал и обязательно проезжал возле. Однажды вечером, то ли не услышав привычного уханья, то ли ещё по какой-то причине Унгерн решил, что его любимец болен. Встревожившись, он прискакал в посёлок, вызвал дивизионного ветеринара и велел ему немедленно отправляться в сопки, найти филина и лечить его».

«… Видимо, понадобилась временная дистанция, чтобы увидеть в нём признаки безумия, замечаемые и раньше, но на фоне ирреальной действительности тех лет казавшиеся незначительным отклонением от нормы. Инфернальная фигура барона вызывала почти суеверный ужас, притуплявший естественное чувство границы между человеком просто неуравновешенным и душевнобольным».

«… Унгерн, видимо, подобно Томасу Манну, призывавшему войну как «очищение и кару», надеялся, что в стальном вихре исчезнет лицемерная буржуазная культура Запада, что сила положит конец власти капитала, материализма и избирательной урны».

«… Человек параноического склада рассматривает себя как единственно живого, существующего в окружении фантомов, по отношению к которым позволено всё, поскольку они есть лишь эманация неких сил и начал, а не такие же люди, как он сам».

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Да, такими стервами, как Нуланд, не становятся – они рождаются у людей, стервозность которых набирала силу в нескольких предыдущих поколениях. Несмотря на то, что формально США не участвуют в минском процессе по урегулированию ситуации на Украине, на самом же деле Белый дом играет одну ...
Зеленский: У вас проблемы, потому что вам надо еще договариваться со мной. На саммите «друзей Украины» в Лондоне Зеленский продолжил пребывать в измененном состоянии сознания. ...
В Дзержинском районе два гражданина Узбекистана задержаны по подозрению в совершении изнасилования Дзержинским межрайонным следственным отделом СКР возбуждено уголовное дело в отношении 21 и 27-летнего граждан Узбекистана. Они ...
Доходы наших чиновников, которые, честно признаться, порой денег имеют сверх всякой меры, всегда вызывали и будут вызывать вопросы. И это совершенно правильно.  Следить за этим нужно на всех уровнях, как внутри госаппарата, так и воздействовать со стороны общества. Сейчас, в этом плане ...
Ура, товарищи! Не успели мы отрапортовать о покорении рубежав двести тысяч ...