чтобы прыгнуть

Nasir Khan: «I need your help».
Это Freddy Knight из «The Night Of» объяснял главному герою: «Но ты должен попросить, иначе я ничего не смогу сделать».
Понятно, что просьба подразумевает некий долг. Который нужно будет отдавать. (Так в фильме и оказалось.) Или, если нечем платить, то это будет болезненно для гордости. Пока ничего не просишь, то вроде как ничего и не должен. И даже если опустился на самое дно, то гордость повелевает помалкивать, чтобы хотя бы этим сохранить остатки достоинства. Да и дьявол в «M&M» коварно советовал ничего не просить, что очевидно является соблазном, закрывающим двери и все такое.
В то же время терапевты в один голос поют о том, что никто не будет помогать, пока пациент сам не попросит о помощи. Кто же помогает насильно? Это очень убедительно, но что-то не дает принять эту установку как безусловно верную.
В конце концов, эта диспозиция подразумевает отношения «сильный – слабый». И сильный, в первую очередь, это тот, «кому виднее». И если этот сильный видит бедственное положение слабого, то ему вовсе не обязательно тупо тащить его насильно, а если и тащить, то упорствовать в этом насилии, если вдруг оказывается, что это не на пользу. Именно это «I need your help» подразумевает, что слабый делегирует все полномочия сильному, и тот может действовать на свое усмотрение. Типа «сама согласилась, сама и поплатилась».
Ну, вот как с тем же президентом. Он выбран – значит, теперь может делать все что захочет, т.к. его попросили остаться. Это совершенно другой уровень ответственности, почти совсем не требующий силы. Т.е. сила нужна только для того, чтобы вынудить слабого попросить помощи, все остальное уже не имеет значения. Договор подписан, и часто это подпись кровью. Проехали.
Но речь, конечно, не о политике. Помощь – очень тонкая вещь. И если некто в самом деле может и хочет помочь, то он должен обладать таким запасом силы (избыточным запасом) и таким уровнем рефлексии, что со стороны слабого как-то даже нелепо об этом просить. Да и откуда он может знать, что такие ресурсы есть?
Я уж не говорю о том, что человек это не что-то цельное, адекватное самому себе. Когда одна его часть молит о помощи, другая его часть вполне может всеми правдами и неправдами подбираться к пропасти, чтобы прыгнуть.
|
</> |