Не ржавеют и не тонут: как в XIX веке додумались строить корабли из бетона

топ 100 блогов nathoncharova17.01.2025
Корабли из дерева и стали — привычное явление во всех странах мира. Но почему в прошлом веке в судостроении начали использовать бетон и как корабли из такого материала держались на воде — вопрос, на который не сразу получится найти ответ. А ведь у такого подхода были железобетонные аргументы!
Не ржавеют и не тонут: как в XIX веке додумались строить корабли из бетона
Бетон — самый неожиданный материал для строительства кораблей. И все же он стал выгодной альтернативой дереву и стали.
На самом деле, использование бетона в судостроительстве было не редким явлением в прошлом веке. В первую очередь, материал пришел на смену дереву, которому активно искали замену. Несмотря на то, что умелые мастера научились филигранно обращаться с древесиной, создавая каравеллы невероятных размеров, ее срок службы был довольно ограничен. Под воздействием воды, особенно соленой, даже обработанный воском или жиром деревянный корпус со временем пропитывался влагой и разрушался.

Более надежными считались суда из стали: поначалу листы обшивки соединялись заклепками, затем их научились спаивать для большей герметичности. Однако как само сырье, так и производство легких кораблей из металла обходилось очень дорого. Первая серьезная необходимость в более экономичном, но прочном материале возникла в период Первой мировой войны.
Не ржавеют и не тонут: как в XIX веке додумались строить корабли из бетона
Эксперимент, который не нарушил законы физики
Неожиданное решение проблемы нашел энтузиаст, французский изобретатель Жан Луи Ламбо. В 1848 году он сконструировал серию гребных лодок, сделав каркас из металлических прутьев и укрепив его строительным раствором. Хоть железобетонная конструкция и делала лодку в разы тяжелее, она все равно держалась на плаву, вытесняя воду, - ни один закон физики не был нарушен. Свой метод француз назвал словом fericement - то есть «ферроцементом», предшественником современного железобетона.

Железобетон получали путем смешивания цемента, песка и воды. Таким строительным раствором покрывалась стальная сетка — каркас будущего корабля. Затем конструкции придавалась нужная форма.
Свое изобретение Ламбо представил на Всемирной выставке в Париже 1855 года, после чего его идеей заинтересовались в других странах. Технологию опробовали в Европе: в частности, с 60-х годов бетонные баржи перевозили утварь по внутренним каналам. Более того, железобетону нашли применение в Китае: на тот момент стране откровенно не хватало средств на производство в большом объеме кораблей для грузоперевозок, поэтому новый дешевый и сердитый морской транспорт казался оптимальным выходом из ситуации.
Не ржавеют и не тонут: как в XIX веке додумались строить корабли из бетона
Чертежи бетонной лодки
Но дело было не только в экономии денежных и временных ресурсов, и даже не в стоимости обслуживания, которое обходилось в разы дешевле, чем защищать от ржавчины металл. Немаловажным фактором было и то, что на стенках таких кораблей не скапливался конденсат, а это вполне отвечало условиям, которые нужны для перевозки сухих грузов, например круп или специй. Кроме того, для изготовления железобетонных сухогрузов не требовались высококвалифицированные рабочие.
Не ржавеют и не тонут: как в XIX веке додумались строить корабли из бетона
Первым практичным морским судном из железобетона стал 26-метровый теплоход с водоизмещением 400 тонн, представленный норвежским судостроителем в 1917 году. Он получил имя «Намсенфьорд».

Во времена Первой мировой войны бетонными судами на государственном уровне заинтересовались в Скандинавии, во Франции, Великобритании и США. На военные действия уходило слишком много средств, да и из-за активности вражеских подводных лодок рисковать дорогостоящим флотом было опрометчиво.

Осознав тщетность строительства из древесины и учитывая общую удаленность верфей от сталелитейных заводов, предприниматель из Сан-Франциско Уильям Лесли Комин предложил Совету по судоходству США начать строить суда с бетонными корпусами. Но положительной реакции в ответ не последовало. Тогда Комин основал собственную судостроительную компанию San Francisco Shipbuilding Co. в Калифорнии, приступив к разработкам.

Так, в марте 1918 года одновинтовой пароход «Фейт» — на тот момент самый большой бетонный корабль в мире и первый в Америке - был спущен на воду. Двигатели тройного расширения позволяли судну развивать скорость до 10 узлов. Но главное, его строительство обошлось по тем временам довольно бюджетно - в 750 000 долларов. Это был железобетонный аргумент правительству, который сработал: вскоре Совет отдал распоряжение промышленным предприятиям поставить флоту дюжину экспериментальных кораблей.
Не ржавеют и не тонут: как в XIX веке додумались строить корабли из бетона
Пароход «Фейт», построенный из бетона
freightwaves.com
После войны бетонные тяжеловесы практически вышли из эксплуатации. Они стали волнорезами, использовались в качестве причалов или оставались редким транспортом некоторых коммерческих предприятий, нефтегазовых компаний.
Ренессанс бетонных судов пришелся на Вторую мировую войну: о конструкторском решении вспомнили, когда столкнулись с дефицитом металла. Немало лихтеров, буксиров, танкеров и сухогрузов тогда произвели верфи Германии, но и в Америке железобетонным баржам дали второй шанс — их сделали легче, поворотливее и даже крепче предшественников. Конечно, бетонные «крейсеры» не участвовали в военных действиях, зато исправно выполняли функции перевозчиков техники и других быстроходных кораблей, наблюдательных пунктов, складов и учебных судов.

Одна из американских железобетонных барж Ouartz, построенных в то время, прославилась, когда ее задействовали в испытаниях первой атомной бомбы на атолле Бикини.
В СССР корабелы тоже освоили железобетон. До 1930-х годов суда из этого материала решали задачи внутреннего плавания, а непосредственно после войны массовое производство было развернуто на шести речных верфях. Что интересно, в 70-80-х годах прошлого века железобетонные суда служили плавскладами советскому Военно-морскому флоту.
Не ржавеют и не тонут: как в XIX веке додумались строить корабли из бетона
Сохранившаяся бетонная парусно-моторная яхта «Нефертити», Нижний Новгород
WikiCommons
Почему от бетонных судов отказались
Несмотря на явные преимущества железобетонных плавсредств, были и свои сложности, причем производители подметили их еще в ходе Первой мировой. Во главе недостатков, конечно, стоял вес: бетон заметно утяжелял корабли, к тому же делал толще каркас, что скоращало возможности для грузоперевозок. Но была и менее очевидная проблема, возникшая при увеличении габаритов. Суда требовали более мощных двигателей: только представьте, какого было буксировать такую махину в небольшой акватории. Преодолеть узкий канал или шлюз — тоже оказывалось маловыполнимой задачей. Отсюда вытекает еще и тот факт, что топлива бетонным судам требовалось немало.

Наконец, то самое преимущество бетонных кораблей, которое описывалось фразой «если потопят, не жалко», превратилось в существенный минус. Все-таки, по сравнению со сталью, бетону не хватало эластичности и гибкости: при малейшем ударе любой скол или трещина могли привести к течи, и корабль шел ко дну за считанные секунды, словно бумажный. Именно так зачастую случалось в войну: поэтому многие железобетонные суда играли роль почти «одноразовых». Но даже те, что удалось сохранить, вскоре пополнили ряды списанных, превратившись в понтоны, волнорезы, музеи и рестораны.
источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Давно, ещё в 2015 году Я писал вот это Ну много сообщений разных блоггеров об этом. Напишу со своей стороны. Со стороны денег. Итак, антиалкогольная кампания 1985-1987 годов. ну там вырубленные виноградники, закрытые бырлозаводы - об этом все знают. Были даже стихи - "виноградная лоза ...
Лилибет красивое имя, оно красиво само по себе. Но это особое имя, за ним стоит девчушка, которая не могла произнести своего имени Элизабет, и дедушка стал звать ее Лилибет. Когда девчушка выросла, и ее отец стал королем, всем детским подружкам было запрещено называть ее Лилибет. Только ...
Много разного встречал я в самотёке, но такого ещё не было: Я работаю специалистом в суде, в силу профессиональных обязанностей читаю уголовные жалобы. Не имея цели высокомерного противопоставления себя людям, оказавшихся хотя и по собственной ...
Очень увлеклась  и чуть не упустила "нить " финала , Тем      временем   .....     и    Солнце    поутру   вставало И      запоздалая     слезинка     на         щеке    ...
© ...