«Вымерли как динозавры»: куда исчезли мега-корабли на воздушной подушке
nathoncharova — 15.01.2025Полвека назад через Ла-Манш с ревом курсировали огромные паромы, каждый из которых вмещал 400 пассажиров и 60 автомобилей. Очередь желающих прокатиться на них растягивалась на недели. Казалось, революция в паромных перевозках наступила...
Судно на воздушной подушке (СВП) – довольно старый концепт, появившийся еще в конце 19 века. Однако их время по-настоящему пришло лишь после Второй мировой войны, когда британский инженер Кристофер Кокерелл придумал резиновую юбку – гибкое ограждение вокруг воздушной подушки, в разы улучшившее мореходность и грузоподъемность.
В 1959 г. судно Saunders-Roe Nautica 1 (SR.N1), построенное по его проекту, пересекло неспокойный воды Ла-Манша всего за 2 часа. О судах на воздушной подушке заговорили, и инженеры всех ведущих стран мира бросились создавать подобные проекты.
Парящие паромы Ла-Манша
Став пионерами, англичане добились и самого большого успеха – если мерить успех в размерах кораблей. В 1968 году бывшая компания Saunders-Roe, переименованная в British Hovercraft Corporation, спустила со стапелей паром Princess Margaret – головное судно проекта SR.N4, равного которому ни до, ни после не создавалось.
При длине 56,4 м, левиафаны SR.N4 вмещали 418 пассажиров, размещавшихся с комфортом 1 класса авиалайнеров, и 60 автомобилей. В движение их приводила силовая установка из четырех авиационных турбин общей мощностью 13600 л. с.: она не только нагнетала воздух под корпус, но и приводила в движение самые большие воздушные винты того времени.
Всего было построено 6 судов этого проекта. Развивая скорость 130 км/ч, они сократили поездку через пролив Ла-Манш до 35 минут. В 1995 г. СВП Princess Anne вообще затратила на рейс 22 минуты, поставив рекорд.
Ушли вместе с 20 веком
В 1970-х и 1980-х СВП царствовали в Ла-Манше. Казалось, все идет как нельзя лучше: настораживало лишь, что British Hovercraft не создает суда следующего поколения. Закономерно, SR.N4 старели, и вот в 2000 году, после 32 лет регулярного сервиса, линия СВП через Ла-Манш закрылась.
Примечательно, что всего 3 года спустя прекратил работать другой легендарный аппарат британского происхождения – сверхзвуковой авиалайнер Concorde.
В наши дни в Великобритании осталась единственная пассажирская линия судов на воздушной подушке между Портсмутом и Райдом: на ней работают куда более скромные по размерам суда Griffon.
Murgatroyd49 - Wikipedia
Неуправляемые, прожорливые и опасные
Причины их неудачи, в целом, не являются загадкой. У СВП оказалось множество недостатков. Начать с того, что их мореходность все же оставалась неидеальной, поэтому в периоды штормов сервис приходилось прерывать, а при сильных ударах волн пассажиры ощущали серьезный дискомфорт.
Для обслуживающего персонала гигантские СВП были проклятием. Юбки быстро изнашивались и постоянно рвались.
Фактически, из-за всех проблем каждый третий рейс через канал приходилось отменять.
Еще труднее приходилось капитану: держать СВП под контролем оказалось чертовски сложно, особенно в ветреную погоду, когда их постоянно сносило с курса. В 1985 году это привело к аварии с человеческими жертвами: Princess Margaret на полной скорости налетела на волнолом, 4 человека на борту погибли.
И аппетит у этих монстров был ой-ой: за рейс их турбины выписали около 2 тонн керосина. Когда в начале 1970-х разразился первый нефтяной кризис, паромные перевозчики испытали первый серьезный удар по карману. И в дальнейшем цена на топливо только росла, еще сокращая прибыльность таких перевозок.
Дожили до появления конкурента
Почему же тогда эта лавочка протянулась целые 30 лет, а не прикрылась сразу после нефтяного кризиса?
Очевидно, дело в том, что судам на воздушной подушке до поры до времени не существовало достойной альтернативы.
Катамаран SeaCat на линии в Шотландии
SeaExpress1
Первым опасным конкурентом для СВП стали быстроходные паромы-катамараны: они отличались лучшей мореходностью, управляемостью и экономичностью, и к 1990-м годам стали частым зрелищем в Ла-Манше.
Но их настоящим убийцей стал поезд Eurostar. 6 мая 1994 г. по тоннелю под дном Ла-Манша проехал первый поезд с пассажирами. Неудивительно, что после этого мега-СВП приказали долго жить: удивительнее то, как они протянули после этого целых 6 лет.
источник
|
</> |