«Вымерли как динозавры»: куда исчезли мега-корабли на воздушной подушке

топ 100 блогов nathoncharova15.01.2025
Полвека назад через Ла-Манш с ревом курсировали огромные паромы, каждый из которых вмещал 400 пассажиров и 60 автомобилей. Очередь желающих прокатиться на них растягивалась на недели. Казалось, революция в паромных перевозках наступила...
«Вымерли как динозавры»: куда исчезли мега-корабли на воздушной подушке
Судно на воздушной подушке (СВП) – довольно старый концепт, появившийся еще в конце 19 века. Однако их время по-настоящему пришло лишь после Второй мировой войны, когда британский инженер Кристофер Кокерелл придумал резиновую юбку – гибкое ограждение вокруг воздушной подушки, в разы улучшившее мореходность и грузоподъемность.

В 1959 г. судно Saunders-Roe Nautica 1 (SR.N1), построенное по его проекту, пересекло неспокойный воды Ла-Манша всего за 2 часа. О судах на воздушной подушке заговорили, и инженеры всех ведущих стран мира бросились создавать подобные проекты.

Парящие паромы Ла-Манша
Став пионерами, англичане добились и самого большого успеха – если мерить успех в размерах кораблей. В 1968 году бывшая компания Saunders-Roe, переименованная в British Hovercraft Corporation, спустила со стапелей паром Princess Margaret – головное судно проекта SR.N4, равного которому ни до, ни после не создавалось.
«Вымерли как динозавры»: куда исчезли мега-корабли на воздушной подушке
При длине 56,4 м, левиафаны SR.N4 вмещали 418 пассажиров, размещавшихся с комфортом 1 класса авиалайнеров, и 60 автомобилей. В движение их приводила силовая установка из четырех авиационных турбин общей мощностью 13600 л. с.: она не только нагнетала воздух под корпус, но и приводила в движение самые большие воздушные винты того времени.

Всего было построено 6 судов этого проекта. Развивая скорость 130 км/ч, они сократили поездку через пролив Ла-Манш до 35 минут. В 1995 г. СВП Princess Anne вообще затратила на рейс 22 минуты, поставив рекорд.
«Вымерли как динозавры»: куда исчезли мега-корабли на воздушной подушке
Ушли вместе с 20 веком
В 1970-х и 1980-х СВП царствовали в Ла-Манше. Казалось, все идет как нельзя лучше: настораживало лишь, что British Hovercraft не создает суда следующего поколения. Закономерно, SR.N4 старели, и вот в 2000 году, после 32 лет регулярного сервиса, линия СВП через Ла-Манш закрылась.

Примечательно, что всего 3 года спустя прекратил работать другой легендарный аппарат британского происхождения – сверхзвуковой авиалайнер Concorde.
«Вымерли как динозавры»: куда исчезли мега-корабли на воздушной подушке
В наши дни в Великобритании осталась единственная пассажирская линия судов на воздушной подушке между Портсмутом и Райдом: на ней работают куда более скромные по размерам суда Griffon.
Murgatroyd49 - Wikipedia
Неуправляемые, прожорливые и опасные
Причины их неудачи, в целом, не являются загадкой. У СВП оказалось множество недостатков. Начать с того, что их мореходность все же оставалась неидеальной, поэтому в периоды штормов сервис приходилось прерывать, а при сильных ударах волн пассажиры ощущали серьезный дискомфорт.

Для обслуживающего персонала гигантские СВП были проклятием. Юбки быстро изнашивались и постоянно рвались.

Фактически, из-за всех проблем каждый третий рейс через канал приходилось отменять.
Еще труднее приходилось капитану: держать СВП под контролем оказалось чертовски сложно, особенно в ветреную погоду, когда их постоянно сносило с курса. В 1985 году это привело к аварии с человеческими жертвами: Princess Margaret на полной скорости налетела на волнолом, 4 человека на борту погибли.

И аппетит у этих монстров был ой-ой: за рейс их турбины выписали около 2 тонн керосина. Когда в начале 1970-х разразился первый нефтяной кризис, паромные перевозчики испытали первый серьезный удар по карману. И в дальнейшем цена на топливо только росла, еще сокращая прибыльность таких перевозок.
«Вымерли как динозавры»: куда исчезли мега-корабли на воздушной подушке
Дожили до появления конкурента
Почему же тогда эта лавочка протянулась целые 30 лет, а не прикрылась сразу после нефтяного кризиса?

Очевидно, дело в том, что судам на воздушной подушке до поры до времени не существовало достойной альтернативы.
«Вымерли как динозавры»: куда исчезли мега-корабли на воздушной подушке
Катамаран SeaCat на линии в Шотландии
SeaExpress1
Первым опасным конкурентом для СВП стали быстроходные паромы-катамараны: они отличались лучшей мореходностью, управляемостью и экономичностью, и к 1990-м годам стали частым зрелищем в Ла-Манше.
«Вымерли как динозавры»: куда исчезли мега-корабли на воздушной подушке
Но их настоящим убийцей стал поезд Eurostar. 6 мая 1994 г. по тоннелю под дном Ла-Манша проехал первый поезд с пассажирами. Неудивительно, что после этого мега-СВП приказали долго жить: удивительнее то, как они протянули после этого целых 6 лет.
источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Павел Коган О молодость! (Сосны гудят.) Какой ты тревогой влекома По всем незнакомым путям, По всем переулкам знакомым. Но здесь начиналась любовь И первые наши тетради, И это обидой любой, Любою тоской не истратишь. Так что ж, принимай не спеша Наследство прадедовских истин. ...
Август двадцать первого года. Манхеттен. Прошлась по городу. Тяжкое зрелище. Город лежит измордованный. Если бы лежала такая собака, её бы уже подобрали. Потому что Общество защиты животных есть, а общества защиты Нью Йорка нет. Его можно узнать, но не сразу. Вспомнила тяжкий случай, ...
Правда в том, что на Западе Достоевского любят ровно по той же причине, по какой в финал Евровидения вышла некто "Маниша". По Гегелю - прекрасное - это совершенное в своем роде. Р усские, согласно западной мысли - сумасшедшие идиоты с придурью. Поэтому Достоевский и Маниша - прекрасны в ...
Я всё еще доделываю стены для студии. Хочется добиться идеально ровной поверхности от совкового бетона, что достаточно сложно само по себе. Но усилия все-таки дают результат. Уже практически всё, и думаю, что уже на этой неделе можно будет ...
В выходные ездил на дачу к старому другу, бывшему КГБисту Юрию Тарасовичу. Я там был самым молодым, поэтому и гоняли меня больше всех, то в лес за дровами, то в деревню за черным хлебом и водкой. К вечеру совсем упарился, зато и одарили меня новой ...