не может создать новую композицию
antimeridiem — 07.03.2023 «Начало подлинной оригинальности в том и состоит, чтобы не желать быть тем, чем вы не являетесь».(Людвиг Витгенштейн, «Культура и ценность»)
Начало. Можно ли с этого начать? Например, обучение – это долгие усилия, попытки стать тем, кем вы не являетесь. А воспитание – не подражание ли это? И что получится, если ученик или ребенок начтет с самого начала гнуть свою линию?
Если судить по художникам (для наглядности), то их подлинная оригинальность может быть и состоит в проявлении их лично особости, непохожести на других, отказа от симуляции. Но это не начало. Начало это впитывание прошлого, подражание или учеба, нахождение себя не на пустом месте, а в контексте происходящего.
Возможно, ключевое слово здесь «желать». В конце концов, обучение и подражание – осознанная необходимость. Но этого мало. Нужно быть свободным от этого подражания, не желать именно его.
Впрочем, вырванный афоризм сильно меняется, если посмотреть, что там вокруг него:
«... Высокий "вкус" не может создать новую композицию, он может лишь отладить уже существующую. Вкус только ослабляет и подвинчивает винты, он не создает нового механизма. Вкус упорядочивает; рождать новое – не его дело. Вкус делает вещи ПРИЕМЛЕМЫМИ. (Вот почему великий творец не нуждается, я полагаю, ни в каком вкусе; ребенок приходит в мир хорошо сотворенным.) Шлифовка иногда – дело вкуса, а иногда нет. У меня есть вкус. Даже тончайший вкус не имеет ничего общего с силой творчества Вкус – это утонченная впечатлительность, но впечатлительность – не созидание, это – лишь восприимчивость.
Я не в силах определить, присущ ли мне только вкус – или также и самобытность. Первый я ясно вижу, вторую же – сколько-нибудь отчетливо – нет. А может быть, так и должно быть, и человек видит только то, чем надежен, а не то, чем является. Тот, кто не лжет, достаточно самобытен. Ведь самобытность, к которой стоило бы стремиться, все же не может быть чем-то премудрым, неординарным, как это принято говорить».
|
</> |