НЕ ХОДИТЕ, ДЕВКИ, В РЕЖИССЁРЫ | Олег Ласуков

топ 100 блогов Олег Ласуков04.05.2012

Рассказ знакомой девушки

Режиссура –  дело  интересное, а главное – популярное. Каждый второй из тех, кому я рассказывала, что учусь на кинорежиссера, вдруг делался страшно серьезным, подпирал подбородок рукой и задумчиво говорил: «Тоже что ли пойти?» Учиться снимать кино сейчас идут все кому не лень: актеры и дизайнеры, театральные режиссеры и бармены, рекламщики всех мастей и домохозяйки (домохозяйки особенно идут). Одним словом, спрос есть, и он рождает предложение.

Предложение это в основном исходит от двух учебных заведений – Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. Герасимова и Высших Курсов Сценаристов и Режиссеров. Есть, конечно, и другие, менее известные, такие как, например, «Независимая школа кино и телевидения». Но так уж вышло, что люди, задумавшие заняться этим делом всерьез, выбирают именно между ВГИКом и ВКСР.

Тему ВГИКа хотелось бы сразу оставить в покое. Что там происходит на самом деле, и каково качество образования в этом учебном заведении, мне доподлинно неизвестно. Даная статья посвящена ВКСР, потому что именно туда направилась автор сего эссе получать образование по специальности «режиссер кино и телевидения».

Начнем с того, что поступить на Курсы, вопреки разнообразным страшилкам и басням, совсем нетрудно. Главное требование – не быть полным идиотом. Серьезно! Достаточно ясно и без истерики объяснить свою мотивацию, назвать несколько фамилий известных режиссеров и дать название кинокадру, показанному на фото. И тебя возьмут. Вместе с твоими деньгами, конечно. Обучение стоит около 300 тысяч рублей за весь курс (полтора года). Причем, сделано все грамотно. Большая часть денег (200 тысяч) платится сразу, до начала обучения. Так что потом, после «экватора», когда все начинают кусать локти и думать «свалить – не свалить», остаток платится автоматически. Жалко ведь, столько денег уже потрачено. Не пропадать же им зазря. Эх, черт с вами! Вот вам еще соточка…

Но о том, когда и почему с локтями случается такая неприятность – чуть позже. А пока о том, как все начиналось…

Как и было задумано, я поступила в мастерскую В.В. Меньшова, В.И. Тумаева и Н.Б. Рязанцевой. Кто такие Тумаев и Рязанцева, я, если честно, тогда знала мало. Зато Владимир Валентинович Меньшов всегда был моим кумиром. Знаменитый режиссер, обладатель Оскара, «Москва слезам не верит»… он казался мне воплощением моей мечты о карьере в кино.

Сразу после поступления случилось мне встретиться с одним кинорежиссером, вот уже много лет ничего не снимавшим и промышлявшим зиц-председательством в разных фирмах-однодневках. Честно сказать, я сама навязалась ему в знакомые, узнав, что когда-то, больше десяти лет назад, он окончил мастерскую Меньшова. Как же мне хотелось услышать слова восхищения, увидеть в его глазах зависть и ностальгию по безвозвратно ушедшим временам постижения азов профессии… Но ничего этого не случилось. В ответ на мои радостные повизгивания насчет поступления «аж вон куда», он вежливо, но недвусмысленно дал понять, что все это полная ерунда, и что Курсы – последнее место, куда стоит идти, чтобы учится кинорежиссуре. Также он рассказал о нескольких эпизодах из жизни, так скажем, порочащих честь и достоинство самого Мастера!

Все это показалось мне настолько возмутительным, что я тут же сложила в своей голове историю про бесталанного неудачника, обозлившегося на весь мир, и поэтому этот мир поливающего. Конечно, поверить в его россказни я никак не могла! А самое главное не хотела! Как же мечта всей жизни? Бессонные ночи с думами «быть или не быть»? А жертвы, на которые пришлось пойти ради обучения? Ну, уж нет!

Вообще, нужно сказать, что такие горящие глаза, как у учащихся Курсов в первый день занятий, редко где увидишь. Вот где неподдельный энтузиазм и искренняя любовь к будущей профессии! Ну, и конечно, амбиции, амбиции и еще раз амбиции… Дело в том, что на Курсы в основном поступают люди взрослые, делающие свой выбор очень осознанно, отрывающие себя от семей, первых профессий, а зачастую и работы, приносящей доход. Ведь обучение-то на Курсах дневное. Вот и приходится бедолагам увольняться с престижных должностей, переезжать в общаги и сосать лапу во имя светлой мечты. Есть и те, кто приехал из других городов, бросив насиженные места, собственный бизнес и близких. О скучающих домохозяйках и детях олигархов мы здесь не говорим, хотя и их на Курсах предостаточно (что, впрочем, не означает, что все они люди не талантливые и не готовые посвятить себя искусству кино без остатка).

Глаза в тот день горели и у меня. Во-первых, от радости и гордости, во-вторых – от ужаса, потому как для того, чтобы оказаться здесь, мне пришлось согласиться на совершенно мизерную зарплату. Зато при свободном графике. И теперь я тщетно пыталась понять, каким образом прожить на эти деньги. Прямо скажем, такого со мной не было даже в самые трудные времена… Но что деньги! Главное – искусство!

Но не буду томить читателя. Все оказалось плохо. Совсем плохо…

Это потом мы узнали, что большинство кинопродюсеров просто отказываются рассматривать кандидатуры выпускников мастерской Меньшова, что в фестивалях его студенты участия почти не принимают (ибо не с чем), и уж тем более там не побеждают, что ни одного по-настоящему значительного режиссера из этой мастерской за долгие годы так и не вышло…

Но сначала все было хорошо! Месяца два мы пробегали в полнейшем восторге, снимая какие-то упражнения, строча какие-то сценарии, восхваляя мастеров… А потом настал момент, когда пришлось посмотреть правде в глаза. А правда состояла в том, что нас просто «развели на деньги», поймали на громкое имя, а потом кинули.

Судите сами. Все участие Владимира Валентиновича в учебном процессе заключалось в показе трех собственных фильмов с рассказом о съемках, а также в оценке сценариев и самих учебных работ на уровне «хорошо-плохо» плюс минимальные комментарии. Когда оценивать было нечего, в ход шли рассуждения об «искусство вообще». Правда, и этим нас развлекали недолго, ибо через несколько месяцев регулярного посещения занятий, мастер просто про нас забыл и занялся более интересными вещами, такими, как например, съемки в кино и разнообразные зарубежные поездки. Уже через полгода обучения мы стали видеть своего педагога лишь по телевизору. Правда, пару раз в месяц он все-таки вынужден был приезжать на Курсы для участия в показах студенческих работ. Тогда он собирал нас минут на пятнадцать, принимал суровый вид и вопрошал: Что вы сделали за это время? Где учебные фильмы? Ничего не сделали? Безобразие!

Конечно, речь уже не шла ни об учебном плане, ни о практических занятиях, ни об индивидуальном подходе, ни о советах и помощи по поводу трудоустройства… К тому времени все уже было понятно… Никто и не собирался учить нас режиссуре. А в ответ на робкие вопросы «по теме», следовало крылатое выражение, которое, как потом выяснилось, слышали многие поколения студентов до нас: «Режиссуре нельзя научить, ей можно только научиться».

О двух других мастерах мне сказать почти нечего. Один из них – пожилой человек, который в силу возраста просто не в состоянии вести педагогическую работу. Другой – принявший весь удар на себя и отдувавшийся за троих, но не имеющий четких представлений об обучении профессии кинорежиссера и хоть какой-нибудь ясной методики.

Показательным является тот факт, что до конца обучения и получения диплома традиционно «доживают» очень немногие студенты мастерской. Если треть – то хорошо. Демотивация на фоне пофигизма мастеров сильно мешает снять три учебных фильма (учебный, курсовой и дипломный) и поставить мини-спектакль, без чего «корочка» не выдается.

Самое грустное в этой истории то, что ситуация повторяется из года в год, что появляются новые мальчики и девочки с горящими глазами, последними деньгами и верой в то, что тут их всему научат и они станут настоящими кинорежиссерами. Не станут. Если хватит ума и мужества посмотреть горькой правде в глаза, уйдут сразу. Если не хватит, то после долгих мытарств и многочисленных неудач, пойдут, наконец, в зиц-председатели.

Интересно и то, что все молчат о происходящем. Учащиеся не решаются поговорить с мастерами начистоту. Лишь в немногочисленных постах на форумах туманно намекается на то, что обучение «не очень». Наверное, причина в том, что никому не хочется навлекать на себя неприятности и доказывать, что положение дел таково, каково оно есть. Ведь всегда найдутся те, кто из страха или желания угодить, а может просто по недоумию, бурно станут все опровергать и восхищаться «учебным процессом». Вот и я, пожалуй, смалодушничаю и не поставлю свою подпись под вышесказанным. Не вижу смысла тратить время и нервы на «сражения» и отбиваться от многочисленных нападок, которые непременно последуют, укажи я здесь свою фамилию.

Это статья написана не для того, чтобы просто излить свою желчь или кого-то обидеть. Хотя, конечно, очень жаль зря потраченного времени, надежд и денег… Все это написано из чувства ответственности за тех, кто только готовиться посвятить себя кинорежиссуре и находится в процессе выбора учебного заведения и мастерской.

И еще…

Уважаемый Владимир Валентинович!

Несмотря ни на что, мы все равно Вас любим. Вы – удивительный артист и отличный режиссер! Хотелось бы еще очень долго радоваться Вашим творческим успехам и неиссякаемому таланту. Но, пожалуйста, не занимайтесь тем, к чему у Вас не лежит душа и что решительно никому не приносит пользы. Пожалейте светлые мечты тех, кто доверяется Вам как учителю и уважаемому человеку.

P.S. Будет несправедливо, если общий негативный тон этой статьи отразится на всех мастерских ВКСР. Поэтому несколько слов о них. Мастерская Хотиненко, Фенченко и Финна, пожалуй, единственная на Курсах, где действительно идет системная работа со студентами по методике. Это доказывают не только многочисленные фестивальные награды, но и то, что за все время я ни от кого не слышала ничего плохого по поводу мастеров и их отношения к учебному процессу. Что касается остальных мастерских, то там ситуация неровная. Кому нравится, кому не очень.

По поводу Курсов вообще. Пожалуй, единственным большим плюсом этого учебного заведения является то, что для проведения мастер-классов руководство ВКСР регулярно привлекает таких мастеров кино как Никита Михалков, Петр Тодоровский, Александр Митта, а также знаменитых иностранных деятелей кино – Кшиштофа Занусси, Тонино Гуэрра. Но, несмотря на то, что из общения с такими людьми извлекается масса положительных эмоций и пользы, это всего лишь яркий праздник, который пролетает очень быстро, не оставляя в голове у студентов системного представления о профессии.

О материально-технической базе Курсов, большая часть которой находится в полнейшем упадке, даже и говорить не хочется. Видео, звуковая и светотехника, выдаваемая для работы над учебными фильмами, почти доисторическая. Студенты ВГИКА, посещающие ВКСР, просто смеются над таким «арсеналом». Квалифицированная техподдержка практически отсутствует. Ремонт и обновление мебели, кажется, не проводились уже лет десять. В туалетах тараканы…

Опрос на тему удовлетворенности учащихся процессом обучения не проводится в принципе, что вдвойне странно для негосударственного учебного заведения (а Курсы с некоторых пор именно таким заведение и являются). Думаю, анонимное анкетирование (как это принято в учебных заведениях) открыло бы руководству Курсов много интересного. Но о качестве обучения оно, похоже, не слишком заботится. Цикл недолог, придут новые «неведующие», принесут новые деньги…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У меня заканчиваются запасы кремов. Пришло время пополнить. Ранее пользовалась Ланкомом, Э.Лаудер, Ланкастером - не впечатлило. Пробовала покупать израильскую косметику у очень разрекламированного косметолога - вообще не подошло, появилось ...
Если коротко - полетала впервые на CS300 и впервые посетила Латвию, побывав немного в столице Риге. Плечо на новом Бомбардье было из Риги в Париж, вылетали около семи утра. Выспаться не получилось, поэтому фотоаппарат достала один раз, чтобы снять парочку кадров перед вылетом, а ...
Так уж сложилось исторически, что последние несколько лет после каждой крупной пресс-конференции Владимира Путина я делаю выжимки самого важного (на мой субъективный взгляд). Не для того, чтобы «выискивать намёки между строк», а просто выбирая ключевые тезисы. Большинство ...
  Сегодня --День Яблони:) Предлагаю, в течении дня закупиться "Кальвадосом", а вечером отметить... Тем более, что вечер будет --двойным праздником. Впереди Рождество!!! Немного сведений о "Кальвадосе", для общего развития:) ...
   Недавно в Москву в командировку приезжал один мой знакомый из темы. Живёт он в Питере, и общаемся мы с ним очень редко, если только по каким-то организационным делам. Например прошлым летом он помогал нам найти квартиру или мини-отель, что на праздники и белые ночи самостоятельно сдела ...