Награда праведнику
anairos — 04.01.2018 Довелось мне однажды читать короткий текст, написанный фанатом качалки. За долгие годы фитнесса он повидал немало своих единомышленников – и мужчин, и женщин – и заметил между ними одну существенную разницу.Мужчина, наработав мощные мышцы, обычно остается по характеру таким же, каким был. Добродушный толстяк станет добродушным качком. Агрессивный и злобный бета-самец будет таким же агрессивным и злобным. Самооценка, конечно, возрастает, и уверенность в себе – по понятным причинам, но в целом поведение почти не меняется.
А вот у женщин, которых в сети чаще всего зовут фитоняшками, порой радикально портится характер. Они начинают огрызаться на всех окружающих, особенно на тех, кто не разделяет их увлечений. Им кажется, что эти окружающие им завидуют и специально прилагают усилия, чтобы вернуть их в прежнее жирное состояние.
Предупреждая очевидный вопрос – нет, эта статья не об особенностях женской психологии. Она вообще не о женщинах, потому что тот же самый эффект каждый может увидеть не только у поклонников фитнесса. И вот там он встречается у обоих полов без разбору – хотя, конечно, тоже не у всех.
Точно такую же деформацию случается наблюдать и у православных, и у атеистов, и у вегетарианцев. Она происходит по простой формуле: человек прилагает много усилий, чтобы изменить свою жизнь под избранный идеал. И чем дальше он по этому пути продвигается, тем больше злобы выплескивает на тех, кто идеалу не соответствует – особенно если они соответствовать и не собираются.
Нет, идеология тут совершенно ни при чем. Ведь и среди верующих, и среди атеистов, и даже среди фитоняшек такие люди составляют все же меньшинство. Но меньшинство немалое и весьма заметное, а значит – можно уже и подумать, в чем здесь корень проблемы.
У меня есть версия.
Люди начинают следовать идеалу по разным причинам. Чаще всего – просто потому, что так правильно. Только так они могут продолжать себя уважать.
Следование идеалу – дело нелегкое. Это всегда жертва, всегда подвиг. И тот, кто идет на такой подвиг, обычно знает, что от окружающего мира понимания не встретит. Придется идти наперекор всему, даже самому себе. Но и награда велика: мало что может сравниться с осознанием, что ты соответствуешь высшей правде.
До тех пор, пока это осознание остается единственной наградой, которую праведник ждет от жизни, все хорошо. Но человек устроен так, что хочет от мира справедливости. Праведнику должно воздаваться за его старания и страдания, а грешник должен получать кару, соразмерную своим грехам.
И вот тут начинаются сложности.
Зачем женщина обычно идет в качалку? По той же причине, по какой она вообще заботится о своей внешности. Приятно чувствовать себя красивой, но еще приятнее получать конкурентные преимущества перед другими женщинами.
Никто не спорит – стройные, подтянутые фитоняшки и вправду красивы и соблазнительны для большинства мужчин. Но, оглядываясь по сторонам, они видят множество других женщин, которые совершенно не похожи на их идеал – но все равно красивы и соблазнительны для мужчин. Они выходят замуж. Мужья их любят и – что самое страшное – хотят.
Фитоняшка живет аскетическим порядком. Она не может есть, что ей нравится. Она не может спать, сколько ей хочется. Она строго ограничивает себя во всем, что может сказаться на фигуре. Она живет в тренажерном зале. Многие из них еще и тратят деньги на дополнительные улучшения внешности, которые в зале уже никак не наработаешь.
Но отдача вопиюще несоразмерна приложенным усилиям. Наша условная Лена или Настя отдает заботе о себе в сотни раз больше, чем ее знакомая Таня, а получает практически столько же. Ну разве что ленины фотки в бикини собирают больше лайков от незнакомцев.
И вот каждая такая таня становится для несчастной праведницы не просто чужаком, а ходячим искушением. Самим своим существованием тани подталкивают ее сойти с пути праведности и вернуться в прежнюю жизнь. В ту самую жизнь, которую фитоняшка уже успела заклеймить «жирным, жрущим стадом» и возненавидеть всем сердцем.
Праведник привык к искушениям, которые взывают к его низменной стороне. Он преодолевает их каждый день. Но тут все серьезнее: эти искушения заставляют усомниться в правильности самого пути. Ведь если то же самое может получить и тот, кто на путь чихать хотел, ради чего ты тогда стольким пожертвовал?
Конечно, от такого в сердце поднимается волна ненависти. И условная лена начинает строчить в сети проникновенные посты о том, что даже если «тетке» кажется, что муж ее любит и хочет, в ее объятиях он все равно мечтает о фитоняшке. Ведь только они и достойны... даже не мужского внимания – к мужчинам наша лена тоже весьма переборчива. Просто – достойны.
У остальных озлобившихся праведников истории, как мне кажется, примерно такие же.
Атеист гордится тем, что только он идет путем объективной истины, не давая затуманить свой разум пеленой суеверий. Но вокруг он видит людей, которым религия помогает сделать свою жизнь насыщенной, придать ей смысл и цель. Людей, которые обращаются к Богу, чтобы вынести невыносимое и сделать невозможное. Или хотя бы просто людей, жизнь которых ничем не уступает его собственной. И что дает ему неустанное хранение себя от иллюзий и обличение чужих заблуждений?
Вегетарианец уверен, что питаться одними растениями не только правильно, но и полезно. Но окружающие его мясоеды почему-то болеют ничуть не чаще, чем он сам, а то и реже – не у всех вегетарианцев есть знания и средства организовать полноценное питание без мяса и молока. Глаза у них блестят, энергии через край, да и вообще как-то не похожи они на тех, кто отравляет себя противоестественной пищей.
Православный строго следует канонам веры. Постится, молится, слушает... нет, не радио «Радонеж», а величайших учителей христианской веры. Назубок знает богослужебный устав и изо всех сил старается возлюбить ближнего.
А вокруг себя видит разных людей. И среди неверующих с иноверцами тоже есть и добрые люди, и счастливые, и успешные. Более того, их не меньше и не больше, чем в его родной православной церкви. И если они делают другим добро, то вовсе не обязательно по низменным эгоистическим мотивам. Большинство поступает так потому, что считают это правильным.
Как не озлобиться в таких условиях?
Вопрос, правда, не риторический. И ответ на него есть. Нужно всего лишь перестать считать, что вселенная обязана соглашаться с твоим представлением о правильности. Перестать считать тех, кто не идет твоим путем, невеждами и грешниками. Сказать себе и остальным: «Мой путь правилен для меня. Я зову каждого последовать за мной, но не осуждаю тех, кто не пошел. Возможно, у них просто свой путь».
Вот тогда праведность станет настоящей, и в душе появится мир.
|
</> |