На поезде по Мозамбику
griphon — 12.12.2024Очень эксклюзивное удовольствие кататься по
Африке на поездах. Железнодорожное сообщение сохранилось очень мало
где, а там, где сохранилось, продолжает стремительно исчезать. Ещё
несколько лет назад ходили поезда по Намибии и ЮАР, но теперь их
практически нет (только если повезёт). В Мозамбике же, имеющим три
раздельных железнодорожных сети, сохранилось пассажирское сообщение
на всех трёх.
Все три сети устроены так, что связывают побережье с внутренностями страны и тянутся в соседние государства – классическое колониальное наследие.
В Мапуту действуют пригородные маршруты, сохранились ли там дальние поезда, я так и не мог разобраться (похоже, что нет). А вот из Бейры существуют два поезда к границам Зимбабве и Малави (в город Тете). На нём я и решил проехать!
аПоезд ходит 3 раза в неделю, весь маршрут протяжённостью порядка 500 км занимает по расписанию 19 часов. В реальности же поезд опаздывает и в моём случае ехал 22 часа. В принципе, это было даже хорошо: по расписанию он должен был прийти в 4 ночи, а так я хоть смог выспаться.
Фотосъёмка на мозамбикских железных дорогах запрещена, но я пошёл к начальнику вокзала попросить сделать для меня исключение. И вот, мне даже провели целую экскурсию по поезду!
Вокруг – всякие приятные зелёные пейзажи, тропические леса! Навстречу проезжают редкие грузовые составы с рудой, и может даже пассажирский один будет.
В поезде 3 класса: 1-й – классическое купе,
Зелёные диваны везде.
Изнутри купе мозамбикского поезда выглядит как-то так.
Есть шестиместные купе со средними полками.
Коридор.
2-й – сидячка с кондиционерами и мягкими креслами,
3-й – народная пролетарская сидячка с вентиляторами и сидениями, как в электричке.
Цены – 1280 метикалей (метикаль - как рубль до 2023) за 1-й класс. В конце состава есть вагон-генератор и багажный вагон.
Произведено всё это дело в Индии, кстати!
И вагоны, и тепловозы.
Вот так выглядит. багажный вагон. Как всегда, в Африке многие перемещаются с тяжёлыми грузами.
Условия проезда даже в 1-м классе несколько упрощённые: просто
полки и ничего больше. Бельё не дают, еды никакой в поезде не
продаётся, надо брать с собой. Если не взяли – многочисленные
торговцы на многочисленных станциях и полустанках к вашим услугам.
Я на всякий случай подстраховался, купил еды побольше заранее, и не
прогадал, голодным не остался.
Станций по дороге очень много – поезд постоянно где-то останавливается, стоит. Но, при этом, погулять толком нельзя нигде – большинство стоянок очень маленькие. А те, что по расписанию большие – как правило всё равно сокращаются из-за опоздания.
На каждой станции - несметные полчища народу, непонятно даже, откуда они все тут берутся.
Кто-то продаёт что-то, кто-то кого-то встречает, а кто-то просто так тусуется - видимо местные ж.д.фанаты.
Состояние путей не то чтобы особо хорошее. Но едет более-менее быстро (насколько это возможно в Африке).
Ещё из такого: в поезде всю дорогу громко орёт музыка: сначала
джаз, потом бразильская попса, потом даже немного классика была. Я
уж думал, ночью, хотя бы, выключапаст – но нет! Выключили только
после моей персональной просьбы – а если бы я не спросил, оно бы
так и играло до утра. Всех остальных всё устраивало.
Кстати, на этой линии запрещена фотосъёмка. Проехавшего недавно
этим маршрутом Антона Кротова полицейские заставляли удалять
сделанные фотографии. Меня же подобный сценарий не устраивал: в
конце концов исследование железной дороги – одна из основных целей
моего путешествия. Как это так взять и не фотографировать на ней
ничего?
Оказалось, что многих проблем можно вполне себе избежать. Просто
прийти попросить и объяснить, зачем нужна фотосъёмка, никаких злых
умыслов. Найти начальство и попросить разрешение у него. Впрочем,
объективно говоря, в Буркина-Фасо и Кот-Д’Ивуаре у меня так не
вышло это сделать – всё никак не удавалось застать начальство. А
когда застал – было поздно: поезд (в прямом смысле) ушёл. Тут же
вышло более удачно: начальник пассажирского отделения выделил мне
сопровождающего, и я походил вдоль поезда вполне легально поснимал.
Правда, это был другой поезд, тот, что шёл к границе с Зимбабве. Но
выглядит он точно также.
Попросил его разрешить мне снимать и во время поездки, и тот пообещал мне на следующее утро поговорить с кем-нибудь из персонала поезда. Но в день отправления его не нашлось, пришлось отправляться без его разрешения.
Впрочем, похоже, весь персонал уже увидел, что мне разрешило начальство фотографировать, и никак не препятствовало деланию фотографий. Так что, всё возможно!
|
</> |