Надувной танк, спрятанный Кремль и другие хитрости в истории камуфляжа
manzal — 20.11.2016Наполеоновские войны, Войны в Европе, Крымская война, русско-турецкие войны, колониальные войны - это не только крупнейшие в истории случаи агрессии, но и двигатель прогресса в области вооружения. В этот же период получило начало развитие главного инструмента партизанской войны - камуфляжа.
Чаще всего в гуще боя мгновенно определить кто рядом с тобой помогала яркая форма. Немаловажную роль в отношении формы играли традиции подразделения: цвета мундира, головные уборы, снаряжение. Но именно это помогало врагу, который без труда мог заметить перемещения солдат вражеской армии. Необходимо было создать нечто особенное, чтобы солдаты могли "потеряться" на поле битвы.
К концу Первой мировой русская армия носила тусклый серо-желто-зеленый цвет, англичане - драб (цвет табачного листа), немцы - фельдграу (зеленовато-серый), французы - серо-голубой. Но в ходе военных действий специалисты пришли к выводу, что защитного цвета для надежной маскировки недостаточно. Поэтому, вскоре пришли к пониманию, что для лучшей маскировки однотонная ткань не совсем и уместна и начали экспериментировать с пятнами на форме.
Первым камуфляжем можно считать форму "хаки", которая появился во времена Англо-бурской войны (1899-1902 г.г.). Англичане начали эту войну в своей традиционной форме красного цвета, чем и пользовались буры, уничтожая отлично видимых солдат Британии. В связи с чем англичанами были приняты меры по смене яркого обмундирования на однотонную форму. Новая форма из-за своего цвета получила название "хаки", что на языке хинди значило "пыльный, грязный" (в хинди же это слово пришло из другого языка – фарси, где оно переводится как "грязь", в смысле земля, почва). Теперь это слово имеется практически во всех языках мира.
Закончилась англо-бурская война и ведущие державы мира (включая Россию), срочно ввели однотонный тип обмундирования.
Фактически в период русско-японской войны особых подвижек в изменении формы одежды не было, т.к. хоть армии и стали незаметными, но тактика боя в основе своей осталась старая (большие крупномасштабные сражения войсковыми соединениями, в которых не принимали во внимание индивидуальную маскировку солдата). Отдельные варианты маскировки - ручная раскраска частей формы, нестирание белья и т.д. - единичные случаи, предпринимаемые отдельными солдатами и командирами, дабы уберечь личный состав.
Основной толчок в развитии камуфляжа пришелся на период Первой Мировой войны. Стремление создать универсальную, для всех типов местности, военную форму, привело к пониманию того, что обмундирование не должно быть однотонным. Вместе с тем пришла идея использования в окраске нескольких цветов одновременно. Далее уже велись исследования по наиболее эффективному количеству цветов, форме пятен и т.д.
В Советской России в 20-х годах была даже создана Высшая школа военной маскировки, и уже в 1927 году в Советской армии появилось три вида камуфляжной формы (белый зимний костюм, летний с приклеенными к нему пучками мочала, летний зелёный балахон с аппликациями коричневого цвета). Остальные армии мира тоже не сидели сложа руки - во время Второй мировой войны Германия использовала около 30 различных цветов камуфляжной окраски.
Маскировка техники и зданий
Надувная техника или "Призрачная армия". В годы войны были опробованы многие виды ландшафтных масок, а также макеты техники, главной задачей которых было ввести противника в заблуждение.
Надувные танки появилась в СССР ещё в 30-е годы. Первым макетом стал надувной танк "Т-26". В годы Второй мировой войны надувные "танки" и "самолеты" производились для нужд фронта тысячами. Как пример - во время битвы на Курской дуге, было использовано 800 макетов танков и 200 макетов надувных самолетов.
Доподлинно известно, что в СССР существовал 23-ий отряд специального назначения. В него входили 1100 художников, иллюстраторов, дизайнеров и звукооператоров из художественных школ. Их задачей были не сражения, а создание имитации пребывания большого количества вооруженных сил, боевых единиц техники.
С помощью данного отряда было устроено более 20 операций, во время которых строились фиктивные штабы, надувные танки, рисовались самолеты, артиллерия. Звукооператорами устанавливались усилители, чтобы имитировать шум как при большом скоплении войск. Все это существовало лишь для одной цели - сбить врага с толку.
"Фальшивые города"
Москва
В первые же дни войны комендант Московского Кремля генерал-майор Николай Спиридонов в секретной записке на имя Берии предложил безотлагательно приступить к маскировке Кремля и прилегающих к нему территорий. Выполняя "особое правительственное задание", группа архитекторов и инженеров под руководством академика Бориса Иофана разработала фантастический для того времени проект.
28 чертежей, рисунков, схем, личные пометки архитектора Бориса Иофана, исчерканные, разноцветные, словно из детской раскраски – здания главной резиденции страны. Московский Кремль так превращали в невидимку.
Вот так раскрасили площади перед Кремлям — с большой высоты создается полная иллюзия плотной городской застройки. на фото также хорошо видно, как покрасили «под дома» кремлевские стены
Здание Манежа в маскировочной окраске
Маскировка Большого театра
Звезды на Кремлевских башнях погасли почти сразу – их зачехлили, золотые главы Кремлевских соборов покрасили, зубцы стен накрыли фанерой, на самих стенах нарисовали окна и двери.
К мавзолею, откуда тело Ленина уже 3 июля было эвакуировано, достраивают еще два этажа. Всю деревянную конструкцию соединяют с первым корпусом.
Фантастический проект по исчезновению с лица Москвы - Кремля - сработал.
Эскизы изменений
Тщательно маскировали промышленные объекты. Чтобы спрятать знаменитое предприятие "ЗИС" и шарикоподшипниковый завод, прибегли к грандиозным бутафорским постройкам. Кроме камуфляжной маскировки было решено возвести на пустырях фальшивый завод.
Повсюду протянулись несуществующие дороги, а настоящие разрисовали под крыши домов.
Стратегические Волоколамское и Ленинградское шоссе при взгляде с высоты словно бы перестали существовать.
"Ленинградское шоссе загораживали макетами домов, кусками фанеры, имитирующими крыши"
Ленинград
Главным предметом маскировки стала специальная сетка с нашитыми на ней кусками ткани, имитирующими растительность. Однако самолеты-разведчики при помощи специальных фильтров могли легко распознать маскировочную сеть, если та не покрыта настоящей растительностью и специальной недешифруемой краской. Изготовлением последней занялся ленинградский химический завод, а вот что касается живой растительности, вплетаемой в сеть, то здесь у блокадников возникли некоторые проблемы. С учетом того, что блокада Ленинграда длилась долгое время, растительность должна была быть живой, иначе враг мог бы с легкостью распознать маскировку по увядшим листьям. Решение нашли ботаники, которые придумали уникальный способ консервирования сорванных растений, благодаря которому даже срубленные деревья надолго сохраняли свой естественный цвет.
Маскировка Смольного в период блокады Ленинграда. Фото 1942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда
Но маскировочные сети и законсервированные растения – не единственное средство маскировки. Ориентиром для вражеских бомбардировщиков и разведчиков по-прежнему могли служить такие объекты как Петропавловский или Исаакиевский соборы, стадионы, а так же купола и шпили различных зданий. Некоторые из них достаточно было просто выкрасить в серый цвет, чтобы они слились с общей картиной города, однако для некоторых строений обычная покраска была не только неэффективной, но и могла навредить. Например, шпиль Главного адмиралтейства с фигурой кораблика на самой вершине – один из символов Ленинграда и современного Санкт-Петербурга – был украшен тончайшими листами сусального золота, посаженного на специальный клей. Решение проблемы было столь же простым, сколь гениальным: шпиль решили закрыть огромным тряпичным чехлом, итоговый вес которого составил 500 килограммов.
Снятие маскировочного чехла со шпиля Адмиралтейства, фото 1944 г.
Исаакиевская площадь . Фото - Я.Бродский, 1942 г.
Пожалуй, труднее и опаснее всего была маскировка Петропавловского собора, увенчанного золотым шпилем с фигурой летящего ангела. В ноябре 1941 года альпинисты Михаил Бобров и Леонид Жуковский сначала поднялись по внутренней лестнице к наружному выходу. Далее они действовали на свой страх и риск, добравшись при штормовом ветре по хлипкой лестнице до вершины Петропавловского собора, где закрепили трос, по которому в дальнейшем и поднимались люди.
Верхолаз М. М. Шестаков выполняет маскировочные работы на шпиле Петропавловского собора.
Но маскировочными сетями и покраской дело не ограничилось, жителям блокадного Ленинграда пришлось полностью изменить внешний вид города при помощи построенных из фанеры и дерева комплексов, имитирующих жилые дома. Так, для сокрытия заводов, например, на их крышах возводили фанерные города. Подобные строения с высоты напоминали жилые районы, что вводило в заблуждение врага. Аналогичные строения возводились на стадионах и других объектах, способных служить ориентиром.
Маскировка Пропилеев Смольного в период блокады Ленинграда. Фото 1942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда.
Нередко значимый для города объект превращали в руины при помощи деревянных бутафорских конструкций, а рядом возводили фанерную копию строения. В итоге фанерные копии подвергались постоянным авиаударам в то время как оригиналы фактически оставались нетронутыми.
Памятник Николаю I.
Чертежи укрытий для Медного всадника.
Практически также защищали и корабли, стоявшие близ города. Например, знаменитый крейсер "Киров", стоявший на Неве с 4 сентября 1941 года, был укрыт маскировочной сеткой, а рядом с ним установили фанерный корабль, подвергавшийся яростной атаке немцев. Такой хитрый ход, безусловно, спас корабль. Так, во время военно-воздушной операции люфтваффе "Айсштосс" в апреле 1945 года и "Киров" получил лишь 4 бомбовых и одной артиллерийское попадания. Корабль удалось спасти, однако тогда на крейсере погибли 86 человек.
Влияние искусства на маскировку кораблей
Гораздо более масштабно протекала маскировка больших военных объектов и техники. В частности военно-морских кораблей. Трудно представить сейчас, но большинство военных кораблей было полностью покрыто разноцветной геометрической абстракцией. Зачем нужны были такие "веселые картинки"?
Французский лёгкий крейсер «Gloire»
Все дело в том, что когда началась Первая мировая война, суда союзников оказались беззащитными перед немецкими подводными лодками. Любые попытки замаскировать суда в море были неудачным. Какое бы не было сочетание цветов, скрывавшее корабль в одной ситуации, оно становилось заметным в других.
Первым предложил раскрашивать корабли "наподобие зебры" английский профессор зоологии Грэхем Керр (Graham Kerr). В письме, отправленном Уинстону Черчиллю (в то время Первому лорду Адмиралтейства) в сентябре 1914 года, Керр писал: "Сплошная однородная окраска делает объект заметным. Нанесение резко контрастирующих пятен окраски создаёт впечатление излома поверхности". Идея показалась слишком экстравагантной, и от неё просто отмахнулись. Вспомнили о необычном предложении только через полгода — всё возрастающие потери британского флота от кайзеровских субмарин требовали принятия экстренных мер. Весной 1915 года Адмиралтейство распорядилось начать эксперименты с "искажающей" окраской, получившей официальное название "dazzle camouflage".
"Ослепляющий камуфляж" (англ. Dazzle camouflage), который также известен как "Ослепление Кутерьмы" (англ. razzle dazzle) или "живопись Ослепления" (англ. dazzle painting). Дизайн рисунка напоминает собой картину кубизма, в которой изображено огромное количество цветных геометрических фигур, хаотично перемешанных друг с другом.
Кубизм
Эффект ослепления достигался за счет нарисованных на корпусе широких черных и белых волнистых полос. Благодаря им видимые пропорции и контуры меняются.
Принципы так называемого ослепляющего камуфляжа — результат сотрудничества художников, ученых и военных. Основоположником его считается художник Норман Уилкинсон, однако не исключено, что он воспользовался идеями Тайера, а впоследствии к работе над маскировкой была привлечена целая группа художников. Каждый корабль украсили собственным узором, предварительно протестировав маскировочную окраску на объемных моделях судов. Целью этого оптического обмана было сбить с толку вражеских наблюдателей. Скорость движения торпед в то время была довольно низкой, а цена вооружения - высокой, поэтому, прежде чем выпустить торпеду в военное судно, капитану подводной лодки требовалось все продумать и подсчитать скорость, угол попадания и направление, то есть произвести довольно сложные расчеты. Основоположники военного камуфляжа надеялись дополнительно усложнить эту задачу: ведь намного труднее попасть в корабль, который плывет словно задом наперед, да еще и с нарисованными на корме волнами.
Отсюда и возникали картины в духе Пикассо или Малевича. Кстати, известна фраза самого Пабло Пикассо времен Первой мировой, что все маскировку на войне придумал он. Конечно, великий художник как часто бывало, немного преувеличил, но в его словах отчасти была правда.
Во время Русско-японской войны русские миноносцы Владивостокского отряда получили пятнистую окраску "в тон побережья". Кто автор этой идеи, неизвестно. Но факт остаётся фактом: впервые классический камуфляж, делающий корабль малозаметным на фоне берега и одновременно искажающий его силуэт, был применён именно в Российском флоте.
Русские миноносцы, несущие камуфляжную окраску. Владивосток, 1905 г.
Первый в мире классический авианосец — британский «Argus» в камуфляже, 1918 г.
Транспорт «Olympic». В годы Первой мировой войны родной брат знаменитого «Titanic’а» использовался в для перевозки войск и нёс камуфляжную окраску
Пример необычного камуфляжа времён Первой мировой войны — американский линкор «Nebraska»
"Второе пришествие" ослепляющей окраски приходится на период Второй мировой войны. Многообразие красок и рисунков, наносившихся на бортах кораблей самых разных классов, поражает. Шахматные клетки и волнообразные линии, треугольники и квадраты, бесформенные пятна, штриховка, немыслимые узоры всех цветов радуги… Удивительно, но под весь этот "апофеоз абстракционизма" была подведена теоретическая база.
Например, в американском флоте существовала регламентированная, хотя и довольно перегруженная, классификация всех схем камуфляжа.
Характер окраски (однотонной или камуфляжной) определялся базовым типом (measure), которому присваивался свой номер — 1, 5, 11, 12 и т.д. Далее шёл номер проекта (design), который стандартизировал рисунок камуфляжа. Последняя буква в обозначении соответствовала классу корабля, к нему относилась схема окраски (например, для авианосцев это была буква А, для линкоров — В). Таким образом, камуфляжная окраска, скажем, авианосца CV-12 "Hornet" имела обозначение "Measure 33 design 3А". Но это ещё не всё. Каждый применяемый оттенок тоже был стандартизован, имел своё название и номер — например, океанский серый (ocean gray) 5-0, туманный серый (haze gray) 5-Н, военно-морской голубой (navy blue) 5-N…
Художники-основоположники кубизма не могли и представить, что разработкой рисунков и цвета абстрактных картин будут заниматься научные институты, а исследования их восприятия человеческим глазом лягут в основу закрытых диссертаций!
Итальянские корабли времён Второй мировой: тяжёлый крейсер «Bolzano» (вверху) и лёгкий крейсер «Emanuele Filiberto Duca d’Aosta» в камуфляжной окраске под названием «двойная рыбья кость», февраль 1941 г. (внизу)
На Черноморском флоте наряду с обычными масляными красками применялась "серебрянка" — краска на основе алюминиевой пудры. Она способна отражать цвет воды, и покрытые ею участки изменяли оттенок в зависимости от погоды, делая камуфляж более универсальным. Кроме того, несколько черноморских кораблей получили довольно сложный рисунок камуфляжа с "растушёвкой" — плавным переходом от тёмного тона к светлому.
Эсминец Черноморского флота «Сообразительный» — один из немногих обладателей «градиентной» окраски, в которой тёмные тона плавно переходили в светлые
Была ли польза от такого камуфляжа? Несомненно, да!
Вспомнить хотя бы попытку немецкой подводной лодки потопить черноморский сторожевик "Шторм", когда, несмотря на идеальные условия атаки, все торпеды прошли мимо. "Шторм" имел сложный камуфляж с плавными переходами между цветами, и высказывается мнении, что именно это вызвало ошибку в определении немцами его курсового угла.
Картина Александера Джексона «Конвой», 1919 г.
http://www.kulturologia.ru/blogs/110715/25265/
http://ocean-media.su/korabel-ny-j-bodi-art-chast-pervaya-voennaya/
http://russian7.ru/post/maskirovka-i-kamuflyazh-borba-za-nevid/
http://www.postkomsg.com/100_years/202413/
http://arch-museum.livejournal.com/112511.html
http://fishki.net/1240406-kak-prjatali-pamjatniki-blokadnogo-leningrada.html
|
</> |