На руках у Дэвида Боуи
antimantikora — 29.09.2025
Это небольшие мемуары, для друзей. Пост будет открыт недолго.
Неделю назад меня сбил курьер-велосипедист. Наехал сзади на узком тротуаре на мосту. Я сделал примерно такой прыжок, а после падения примерно вот так ковылял до дому (и по дому). Повредил ноги, слава Богу, не слишком сильно.

Аккурат за пару часов до того инцидента я разгадал кое-какие тайные увлечения Боуи. И теперь я знаю, куда он так символически прыгает на этом фото, почему нарисовал круг на лбу, и к чему эти оттенки красного. И почему он пару лет эксплуатировал образ «иного» Ziggy Stardust.
Ах! Я даже знаю, что символизируют эти полоски. Достаточно немного подумать, и понятно, на кого так падал свет через щели. Расследование было долгим и трудным, а результат — смешной и концептуальный.
Но рассказывать об этом нельзя. Таких умолчаний много. Из всего, что я разгадал в искусстве, можно огласить лишь четверть. А оглашена — лишь сотая часть. Таков уж этот психоанализ.
Всё очень просто, когда найдёшь ключ. Можно всё открыть, но есть лабиринты, куда лучше не заходить.
Я неделю болел, и поправился. Но теперь выяснил, что не могу сочинять должным образом. Креативность как бы разбилась. Все экзерсисы, написанные перед засыпанием (по методу сюрреализма) — совсем не годится для опубликования. Да и засыпать я уже не могу: раньше проваливался за минуту, а теперь никак. Так что я халтурю. Например, пишу мемуары. Словами товарища Дынина: «Когда я был маленьким...»
Давно это было. События развивались так. В апреле 1973 года подходил к концу мировой тур Дэвида Боуи «Ziggy Stardust Tour», посвящённый продвижению сразу двух альбомов. 20 апреля артист со своей группой отыграл концерт в Токио, а следующее шоу было запланировано на 12 мая в Лондоне. Боуи не хотел лететь через весь континент. Он желал проехать через СССР на поезде. Причём желал уже давно, с 1960-х годов. Поездку одобрили в посольстве. С Дэвидом ехали журналист Роберт Мюзел, коллега Джефф МакКормак, а в Сибири их догнал фотограф Ли Чилдерз.
Сначала Боуи плыл на теплоходе «Феликс Дзержинский» из Иокогамы в Находку, с большой группой японских туристов. Из Находки красивый фирменный поезд доставил делегацию в Хабаровск. Далее британцам надо было пересесть на поезд до Москвы. Но его надо было ждать. Эти факты известны.
https://dtf.ru/music/708569-gost-iz-drugogo-mira-puteshestvie-devida-boui-po-sssr
Далее идут вещи, о которых никто не знает. Британцы не могли валандаться на вокзале Хабаровска — и присоединились к японцам, которых повезли на экскурсию по заранее согласованной программе.
В Хабаровске начала 1970-х годов достопримечательностей было немного. Делегацию повезли в дендрарий Дальневосточного института лесного хозяйства, а затем в тайгу на Хехцир, где был опытный участок института. В японской делегации были кинематографисты, готовившиеся экранизировать книгу Арсеньева «Дерсу Узала». Их интересовала тайга, где ходил Арсеньев, и место, где погиб Дерсу — а он погиб на Хехцире.
Японские факты таковы. В январе 1973 года Куросава и Ёити Мацуэ отправились в Москву, чтобы начать подготовку и провести переговоры с советскими властями. [ 3 ] 14 марта того же года Куросава подписал договор на производство с «Мосфильмом». [ 1 ] Фильм «Дерсу Узала» был снят успешно, премьера в Японии состоялась 2 августа 1975 года.
https://ja.wikipedia.org/wiki/デルス・ウザーラ_(1975年の映画)
Таким образом, с началом тёплого сезона 1973 года японцы планировали искать мизансцены на Дальнем Востоке, и их направили в хабаровский лесной институт. А в нём тогда работали мои родители, молодые кандидаты наук. Их попросили сопровождать японских экскурсантов на Хехцир.
Из Хабаровска японцы летели в Москву, заняв отдельный самолёт. Они намеревались попасть в столицу на 1 мая. Маме предложили присоединиться к этой группе и тоже слетать в Москву. В самолёте были места. Она взяла меня с собой. Я помню, как бегал по салону, а японцы давали мне конфетки — в яркой обёртке, но какие-то невкусные.
Мои факты таковы. Я родился в Хабаровске осенью 1971 года. Весной 1973 года мама, уже выйдя из декретного отпуска, должна была готовиться к полевому сезону в заповеднике. Родители пришли в институт и взяли меня. Мы проживали близко, на улице Гамарника.
Отец занимался лесной экологией (тогда это называлось биогеоценологией), мать — энтомологией. Это была интересная семья — учёные и художники. Мне в те дни было почти два года, я шустро ходил и уже интересовался насекомыми. В конце апреля в Хабаровске было тепло и зелено. И я смутно помню, как рассматривал журчалок, жучков и шмелей на пышных клумбах института. Я был счастлив, что всюду весна, цветы и насекомые. Японцы улыбались советскому младенцу с огромными глазами и ушами. Но меня интересовали только журчалки и жуки.
И вдруг меня поднял на руки чужой человек — высокий, со странным лицом. Да, какой-то странный, пугающий человек подхватил меня на руки и заглянул в глаза. Тогда люди были менее церемонными. Видимо, его удивил дальневосточный ребёнок, похожий на долгопята. Моя внешность контрастировала и с японцами, и с британцами, да и с русскими. «Ребёнок был резов, но мил». А выглядел вот так.

Прошли годы. В 1980-х я увлёкся рок-музыкой, особенно Queen, и вообще британским роком. Однако я почти не знал музыку Боуи, и не интересовался этой персоной. А в 1988 году я смотрел фильм «Лабиринт», где играл Боуи, в видеосалоне МГУ. И этот человек на экране показался мне жутко знакомым. Пугающе знакомым! Объяснить это чувство я не мог...
В тот день сочетание образов этого фильма — младенец, лабиринт и король гоблинов — пробудило в глубине памяти тот забытый случай. Как Дэвид Боуи был в Хабаровске, и взял меня на руки. Но поверить было, конечно, невозможно.
Теперь я прокачал память, и опираюсь на факты в Сети. Поэтому прояснились детали. Хотя если кому рассказать — никто не поверит! Я провёл детство на самых далёких окраинах СССР. Разве мог Боуи поднять меня на руки? Да ещё и в компании с Куросавой? Это слишком анекдотично. И всё же детальное изучение контекста и воспоминаний показывает, что вот так однажды сошлись звёзды. А моя память хранит те весенние клумбы и жёлтые цветы. И высокого человека, который сам был похож на цветы.
Для открытого мира в подобном событии нет ничего удивительно. Все мы связаны через шесть рукопожатий. Боуи встречал миллионы людей, такая у него работа. Я всего лишь оказался на траектории его многочисленных путешествий. Но и для него это был нетривиальный опыт. Дэвид помнил поездку по Транссибу. Там ведь были опасные эпизоды. И ехать было трудно. Музыкант был измождён и бледен. Проезжая по Дальнему Востоку и Сибири, Дэвид вспоминал про белогвардейцев. И казался себе белым князем. Так он и выглядел на фоне местных жителей.
А в 1976 году он сочинил альбом «Station to Station», и сконструировал образ «Thin White Duke». Конечно, его конструкты всегда были множественными. Но что-то влекло его на восток. Недаром же он посетил СССР в 1973, а затем в 1976 году и ещё в 1996 году. Его там многое привлекало, и он даже кое-что воспел — но в своей манере, аллегорически и между строк.
|
|
</> |
Проектор для дома: 7 критериев правильного выбора техники
Королевская чета Нидерландов и принцесса Оранская посетили празнование
Безветренный осень в Прибалтийском мирном округе, помочить блесну
РЕТРОПОСТ. ВИЛЕНСКИЙ АНАБАЗИС БАЛАШОВА
Не неси пургу кожаный!
Три женских образа "Трех мушкетеров" (2013)
Память дня
Вон оно чё, Михалыч!

