О концепции «Матрица: Перезагрузка». Весь мир — театр


Прошло более четверти века с момента выхода «Матрицы». Это уже ретро, это уже палеонтология. Можно делать анализ. Я посмотрел фильм «Матрица: Перезагрузка» 2003 года. И кое-что перезагрузил.
В Википедии предложено много истолкований смысла «Матрицы». Не отрицая их, добавлю свои соображения. Буду небрежен, как блогер.
ВЕРЮ В ИСКУССТВО
Я наивно верю, что шедевры кино в подтексте воспевают — само кино, экранное и сценическое искусство, а также литературу и другие виды искусства. Они посвящены музе трагедии Мельпомене, музе комедии Талии, музе танца и хорового пения Терпсихоре. Нам это невдомёк, мы воспринимаем зрелище, сюжет. Но есть и ценители подтекста, знатоки культурных кодов, поклонники муз.
МАТРИКСИЗМ
Концепция «Матрицы» — богатая и разносторонняя, там можно найти отсылки ко всему на свете. Анализировать философию «Матрицы» почти бессмысленно, потому что она опирается на всю философию, от идеи Платона до симулякра Деррида и «нематериального» Лиотара.
Доминирует архаичная идея Преисподней, хтонического мира, что в недрах Земли есть некая пустота, где обитают титаны или черти. Или черви?
Возникло даже собственное учение — матриксизм. ttps://en.wikipedia.org/wiki/Matrixism
ШЕКСПИР
Подтекст этого фильма, скрытый смысл, определяется высказыванием Уильяма Шекспира:
«Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актёры. У них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той...»
Это из пьесы «Как вам это понравится». Когда фильм «Перезагрузка» завершается, звучит яростный припев с намёком. Идут титры. Можно предполагать, что задумано семь проектов франшизы.
Шекспировские пьесы изобиловали сценами фехтования и убийства. Для зрителей рубежа XVII века это было такой же экшн.
МИР ТЕАТР И МИРОВАЯ ЗАКУЛИСА
В подтексте — противостояние фасада и закулисья театра и кино. На экране — роскошные костюмы, зрелище как будто города Матрицы, а за кадром — пыльная изнанка декораций, съёмочная стройплощадка. На сцене — зрелище спектакля, а за сценой жизнь артиста протекает в гримёрках, тренировочных залах, его одежда — застиранное трико.
«Балет пуль» это красиво, но тренировки, репетиции и перекуры — нет.
У всех тёмные очки. Они нужны против света юпитеров и папарацци.
КОДЫ
Коды на экране, эти ряды иероглифов — так выглядит сценарный план, режиссёрский план, постановочные заметки. Там сплошные каракули, таблицы. Но из них вырастает экранное чудо.
КУЗНЕЦ СМИТ
Многочисленные агенты Смиты — это все те актёры, которые воплотили персонажа. Гамлета сыграли миллионы актёров, от школьного театра до высшего уровня. Нового исполнителя роли Гамлета будут сравнивать с этими Смитами.
Актёр — это актор агентивности, акторно-сетевой теории. Поэтому его всё время величают Agent Smith. Новый актёр, решивший воплотить Гамлета, оказывается между молотом новаторства и наковальней традиций. Ему надо выковать мастерство, концепцию роли, воплощение персонажа. Поэтому Кузнец Smith тупо молотит Нео своими кулачищами.
НЕО НОВАТОР
Нео — это новатор экранно-сценического искусства. В XXI веке набирают силу принципиально новые виды искусства. Появляется мультмедийное интерактивное творчество, с комментированием и управлением контентом. Оно индивидуальное — но глобально массовое. Игры, влоги, интерактивные фильмы, ютуберы, блогеры и прочее. Сам просмотр контента на компьютере уже интерактивен: можно остановить, прокрутить, скриншотить, перемонтировать фильм. В кинозале это невозможно, с плёночным фильмом это умел только режиссёр-монтажёр.
ЗВОНОК НА РОЛЬ
Актёр подключается к Матрице — когда его приглашают на роль, подписывая контракт. С этого момента он обязан периодически «проваливаться» в роль, участвовать в процессе постановки. Это служба, там надо тренироваться, драться, ужасно напрягаться. Обычно приглашают по телефону. Телефонная трубка вырывает актёра из домашней реальности — и перемещает в суету киносъёмки или репетиций. Могли вызвать срочно, с одной съёмки — на пересъёмку другого фильма. Надо было нырять, принимать решение прямо из телефонной будки.
На героев Матрицы постоянно охотятся, в них стреляют. Артист, дав согласие участвовать в звёздном проекте, тоже становится мишенью. На него будут охотиться фанаты, кидать нескромные взгляды или что потяжелее. Paparazzi will shoot the actor.
КОКОН ЗРИТЕЛЯ
Матрица, кокон, где зарождается и пребывает Нео, символизирует, помимо прочего, зрительный зал (где все сидят в креслах-ложах). Но это интерактивный зрительный зал, где можно голосовать кнопками. И это всеобщий зрительный зал, где мы постоянно подключены к медиасфере.
Матрица символизирует и всеобщую новостную и социальную сеть. В 1990-х мечталось, что в 21 веке все жители Земли будут подключены к этакому интерактивному спектаклю, что все будут зависать в соцсетях, всюду видеокамеры в реальном времени, каждый день лытдыбр, обо всех всё известно.
Но это ведёт к уничтожению человечества — того человечества, которое жило в реальности, на природе и во дворе. Появляется человечество онлайн, киберзависимое. А может, это приведёт к апокалиптическому конфликту. На рубеже миллениума была острая полемика по этим вопросам.
ВОЙНА МАШИН
В фильме война протекает между машинами на поверхности и людьми в глубинах. Это символизирует и войну в области искусства: между технологиями экранизации — и человеческой психикой, глубинным восприятием.
А в театре идёт война между куртуазными, красивыми декорациями, которые нарисовал художник — и трэш-реализмом, аскетизмом, без декораций.
И в кино идёт война между настоящими декорациями, костюмами, реальной игрой людей, плёнкой — и зелёным экраном, компьютерной дорисовкой, лаконизмом, цифрой.
СПРУТЫ
Корабли в Зионе — символизируют автобусы, которые возят экранных звёзд. В них пытаются прорваться роботы-спруты — это фанаты, папарацци. Молнии Теслы повсюду — символизируют фотовспышки. Звезда звездит, потому что её преследуют вспышки. Быть актёром трудно.
ЗИОН
Зион — это Сцена [si:n]. On the Scene ~ Zion.
Зритель наблюдает авансцену, декорации, актёров, игру света, занавес. Но у театральной сцены есть и огромная техническая изнанка, которую не видит зритель: суфлёрская, подвал, поворотный круг, колосники, задник, арьерсцена, карманы и т.д. Они выглядят жутковато, там полно механизмов.
Угроза вторжения машин в Зион — это вечная угроза того, что «технологии уничтожат живой театр».
ПИФИЯ
Образ Пифии, диалоги и её экранное воплощение, создавал какой-то чёртов гений. Вообще выбор актёров поразителен. Ривз — непревзойдённый, Уивинг играет как бог.
Пророчество Пифии — о кассовых сборах, об успехе фильма или спектакля. Чтобы начать кинопроизводство, выделив миллионы, надо проанализировать сценарий и планы, и предсказать сборы.
Надо предсказать, правилен ли кастинг. Было 10 тысяч претендентов, отобрали одного главного актёра. Но справится ли избранный с работой, принесёт ли успех?
Здесь делаются расчёты, но это гадание с расплывчатыми рецензиями материалов. Сидит в дальнем отделе этакая многоопытная Пифия с широкой улыбкой. К ней посылают актёров, оценить харизму.
В театре тоже трудно одобрить постановку новой пьесы, это большой риск. На спектакль надо потратить уйму времени и ресурсов, строить декорации, задействовать артистов на год репетиций. Проще поставить старый, испытанный материал. Но приходит новатор Нео и требует рискнуть.
Приходится делать исследования в фокус-группе, в Сети. Вот Пифия и печёт печеньки (cookies), и кормит воронов.
Если фильм принесёт доход, можно готовить большую ложку. Но ложки нет! Или она вся гнутая, покусанная. Желающих-то много.
КОМЕДИЯ МОРФЕУСА
Морфеус — комическая роль с серьёзной физиономией. Когда человек мёртв, он трагичен, когда спит — комичен. Грань тонка. Трагедия Морфеуса, его драки, его прыжки, его зад, падающий на весь экран — это комедия.
Комедийность (ирония, игра) всего фильма «Матрица» в том, что сюжет балансирует между шаблонными сценарными ходами — и неожиданными решениями.
Вот Морфеус зарядил речь о грядущем нападении, это шаблон. Но успевает убедить толпу за минуту. Это нетривиально, ибо диктаторы-дикторы обычно зомбировали толпу долгими часами. Здесь поработали мастера диалога.
Затем звучат пещерные бубны, все пускаются в пляс, это шаблон. Танцуют примитивно, но хитро, чтобы массовка пульсировала, как живые волны, червеобразно. Это нетривиально. Здесь поработал хореограф.
Вот женщина Ниоба соблазняет Морфеуса потанцевать, это шаблон. Но Морфеус всё же отказывается, обломав ожидания зрителей.
Трагические гримасы и пафосная музыка камуфлируют, мешают воспринимать этот фильм — как комедию. В этом фильме всё серьёзно, но и комично — как и должно быть в эллинской komedia.
В жизни кинематографистов и театралов много таких ситуаций. Снимая и репетируя трагические сцены, они ржут за кадром. А когда создают комедийные, клоунские номера, артисты, да и режиссёры, нередко орут, плачут и скрипят зубами.
БАЛЕТ ПУЛЬ
Драки в стиле «bullet ballet» совершенно неубедительны, но этим подчёркивается, что дело происходит в игровом пространстве, в виртуальном мире.
Почему там столько стрельбы, пистолетов и пуль? Это маркетинг, продакт плейсмент, мотивирование. Чтобы граждане и учреждения покупали как можно больше оружия. Давнишнее соглашение между киноиндустрией и оружейниками.

ЦВЕТНЫЕ ПИЛЮЛИ
В Википедии тема двух таблеток раскрыта в отдельной статье. Там указаны даже кое-какие аллюзии.
https://en.wikipedia.org/wiki/Red_pill_and_blue_pill#Literary_and_philosophical_allusions
Но вот эту аллюзию они просмотрели: Papa’s Purple Pills.
“Oh, just purpills. Vitamin X. Makes one strong as an ox or an ax. Want to try one?”
В английском оригинале книги «Lolita» 14 раз упомянуты pills. И это важная деталь, создающая напряжение. Это ключевая деталь. Если бы не purpills, они бы не поехали в отель «Зачарованные охотники».
NB: Все названия в «Лолите» вымышленные, нарратив и нарратор тоже вымышленные. Это нарочитая литературная игра. Набоков, конечно, не был первопроходцем правдоподобного манипулирования вымышленностью, но сделал на этом поприще всё возможное. Он создал влиятельнейшие симулякры века.
АЛЛЮЗИИ
В фильме «Матрица: Перезагрузка» есть концептуальные отсылки к Шекспиру, с его круглым театром. И есть отсылки к театру марионеток, комедии дель арте.
И фильм просто пестрит новозаветными аллюзиями. Пророчества, избранный, возрождение — это отсылки к рождественскому вертепу. Актёр на роль Нео подобран по сходству с новозаветным героем, мессией.
В фильме есть и отсылки к древнему театру, с его масками, идолами пещеры (театром теней) и Deus ex Machina.
АРХИТЕКТОР И «ВПРОК»
Русский след здесь не просматривается. Хотя главный архитектор похож на ведущего программы «Впрок» (1996-97). ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Впрок
Это был Владимир Сафронов, сыгравший там ироничный нравоучительный образ. Это большой театральный актёр, постановщик, профессор «Щепки». Американцы его знали — в 1994 году Сафронов преподавал систему Станиславского в США.
«Впрок» — довольно интересный телепроект, с неадекватно высокими пафосом и эстетикой. Передача буквально воспевала лук, арбузы, мыло. Так и подмывало сделать пародию.

Архитектор Матрицы — тоже полукомический персонаж. Он подобен богу, но сидит перед экранами, как охранник гостиницы. А поскольку на экранах показан Нео, Нео, Нео, — мы считываем скрытый посыл: «Нео — это проверенный товар, он пойдёт вам впрок!»
ФИНАЛ / АНОНС
Когда после титров вылезает анонс фильма «Матрица: Революция», идут разглагольствования: «Если у чего-то есть начало, то должен быть и конец». Это неверно, ибо всё течёт и течёт беспредельно (по Гераклиту). Но это актуально, если сказать так про кинопроект, спектакль. Там творческие перфекционисты, которым порой трудно завершить, поставить точку. А надо! Это тоже часть кинопроизводства. Ставим точку и мы.
ВЫВОД
Фильм «Матрица» — не про то, что мы живём в компьютерной имитации, созданной некими богами. Он про то, что «весь мир театр, и люди в нём актёры».
Мы живём в социокультурных кодах, в матрице культуры, общества, цивилизации. Мы живём в театре межличностных игр, в матрице социально-иерархических связей, в системе психологических ролей. Матрицу делаем мы сами.
Команда «Матрицы» воспользовалась тем, что зритель в этом не разбирается, но кое-что понимает. И сделала роскошный философский кинопроект, один из лучших за всю историю.