На чмухопоезде в Тростянец
ru_railway — 12.09.2018 Почти час моя подруга Злата прождала меня около вокзала. Почему-то не спалось ей накануне поездки. Она, собственно, и предложила съездить в Тростянец. Я поначалу воспринял эту идею без энтузиазма (уже 2 раза там был), а потом подумал, почему бы и нет? Свой последний день отпуска я решил посвятить неторопливой прогулке по этому небольшому городку Сумской области в компании симпатичной девчонки. Я продумал логистику, проснулся за час до отправления, как обычно приехал на вокзал… Электричка отправлялась в 6:50.Солнечные лучи ещё не успели как следует прогреть воздух, но день обещал быть погожим. Наша поездка - отличная возможность проводить уходящее лето. Электричка, так и не успев заполниться людьми, вскоре тронулась с места. В прошлый раз, когда мы собирались на ней уехать, она, зараза, от нас сбежала, - пришлось догонять её на маршрутке.
В этот раз мы прибыли в Люботин как и полагается, по рельсам, согласно графика движения.
Одновременно с нами к той же платформе подъехал пригородный поезд. Он и повезёт нас дальше, до станции Смородино.
Злата очень удивилась, увидев его – она ещё никогда не ездила на одновагонных поездах. Не знала даже, что такие бывают. Раньше на этом маршруте курсировал рельсовый автобус 620М. Но около года назад, когда в Киеве надумали запустить аэроэкспресс до аэропорта «Борисполь», большую часть 620М из депо Смородино успешно изъяли. Маршрут Смородино – Люботин – Смородино тогда хотели вообще отменить, но после возмущения пассажиров его всё же оставили в исполнении «тепловоз + вагон». Только расписание переделали, ведь маневровый уже не вкладывался в график рельсового автобуса.
Вот только насколько выгодно такое решение? Если в рельсовом автобусе 95 мест для сидения, а его масса 50 т; в вагоне ЦМО 81 место, масса тары вагона 56,9 т, конструктивная масса тепловоза ЧМЭ3 123 т, то на одно пассажиро-место рельсового автобуса приходится 0,52 т, а одному пассажиро-месту нашего «чмухопоезда» соответствует аж 2,22 т! Здесь вряд ли может идти речь об экономичности.
Показав проводнице пригородные билетики, мы со Златой разместились в свободном плацкартном отсеке возле открытого окошка. Поскольку с утра не успели позавтракать, решили сразу же перекусить. Котлеты, которые её папа поджарил специально для нашей поездки, оказались очень вкусные.
Вагон заполнился людьми не то, чтоб очень, но всё-таки прилично. Боковые столики никто не складывал и на верхние полки не залезал, но в каждом отсеке сидели по 4-6 человек. Вскоре прибыла ещё одна электричка из Харькова, и мы отправились. Пожалуй, можно бы было стартовать на полчаса позже, но тогда мы бы точно не успели занять удобные места и скушать по котлетке.
о.п. Любовка
о.п. Караванная (проехали без остановки)
пл. Майский (парк станции Люботин-Западный)
о.п. Манченки
Тепловоз не спешил, чинно и благородно тянул наш вагончик.
А навстречу вдруг промчался тот самый 620М. Любопытно, откуда он там взялся?
о.п. Ореховая Роща
На платформе наш поезд встречал странный мужик.
о.п. Просторное
ст. Мерчик
И «паутины» над головой больше нет.
о.п. Газовое
Железнодорожные пейзажи без опор и контактной сети стали более изящными. Отправляясь, тепловоз надрывно тарахтел, и в вагоне неприятно пахло его выхлопами. Казалось, что нас тянет не локомотив, а обычный трактор. «Это что, поезд не электрический?» - поинтересовалась Злата.
о.п. Буклевское
о.п. Репки
о.п. 198 км
ст. Максимовка
о.п. Сухины
Стадо коров и пастушка с большой грудью – в общем-то, привычное для тех мест явление.
ст. Гавриши
о.п. Семёнов Яр
ст. Богодухов
На этой станции была значительная высадка и посадка.
о.п. 168 км
ст. Губаревка
ст. Купьеваха
о.п. Спицин, на котором, тем не менее, есть вокзал и дежурная.
о.п. Яблочное
ст. Кириковка
о.п. Казацкое
о.п. Ворскла
о.п. Бакировка (тут тоже есть дежурная, но нет путевого развития)
Остались последние километры…
о.п. Рупино
И конечная станция Смородино. Тепловоз трижды просигналил, чихнул, будто запыхавшись от длительной «пробежки», и со скрипом остановился. Ура, мы на месте.
С нетерпением мы выдвинулись в центр. На осмотр города у нас целых 8 часов, но и наши планы грандиозные. Неплохо бы всё успеть!..
Как всегда, первым гостей Тростянца встречает величавый танк на постаменте.
Станцию от центра отделяет речка Боромля, от которой пахло болотом за сотню метров.
По пути мы повстречали руины сахарорафинадного завода.
И решили отклониться от маршрута, чтоб по ним полазить. Некоторые корпуса бывшего завода превратились в откровенные руины, их разбирают на кирпичи,
а кое-где даже сохранились стёкла.
На крыше одного из зданий уже выросли берёзы.
Мы попытались на него залезть, но, увы, лестницу наверх успели демонтировать.
Лишь заводская труба сохранилась, как новенькая.
Шагая дальше, мы невольно повстречали на своём пути белоснежную Благовещенскую церковь.
До этого, гуляя по Тростянцу, я проходил мимо этого храма, а теперь мы решили войти. Злата даже поставила свечку.
В фонтанчике на территории храма грелись на солнце вальяжные рептилии.
А вот и знаменитый Круглый двор, символ города. Его стены ослепительно сияли на солнце, но вход внутрь был закрыт.
На первый взгляд может показаться, что эти укрепления и башни когда-то служили для оборонительных целей. Но на самом деле Круглый двор служил всего-навсего конюшней с широким манежем, денниками и складами по краям. Также в нём ставились трибуны, превращавшие Круглый двор в амфитеатр наподобие Колизея.
Раз не удалось попасть во двор, мы со Златой зашли в часовню. Моя спутница, в отличие от меня, была верующей.
Хмурый Тарас Шевченко стал олицетворением независимости Украины.
Резные деревянные скульптуры не оставили нас равнодушными.
Многие из них уже потрескались от времени, но все ещё выглядят гармонично и душевно.
Настоящей жемчужиной Тростянца является помещичья усадьба.
Там сосредоточена большая часть культурно-исторического наследия города. Сперва мы посетили краеведческий музей,
а потом побывали в самой усадьбе, в великолепных залах которой сейчас расположена картинная галерея.
С 1720 года эта усадьба являлась имением царского духовника Тимофея Надаржинского. В середине XIX века это поместье унаследовал князь Голицын. Затем с 1874 года им владел Леопольд Кёниг, один из крупнейших сахарозаводчиков Российской империи, превративший Тростянец в один из центров своей бизнес-империи.
С балкончика 2-го этажа усадьбы открываются виды на парк.
Затем мы побывали в музее шоколада, который также расположен в этой усадьбе. И это не случайно, ведь история города неразрывно связана с сахаром, шоколадом и конфетами. Когда-то Тростянец был знаменит на весь Союз благодаря продукции кондитерской фабрики «Украина». Теперь же её выкупила крупная международная корпорация, и на предприятии изготавливают безликую продукцию «Корона», «Milka», «Барни», «Oreo» и т.п.
Таким образом, мы со Златой посетили все городские музеи «оптом». Раньше я не был ни в одном из них. Экскурсия нам очень понравилась, но всё же оставила смешанное впечатление. В музейных экспозициях отображено величественное прошлое города. В 19 веке благодаря магнату из Германии Леопольду Кёнигу в городе наступил небывалый промышленный расцвет. Уже тогда существовали производственные объединения и профсоюзы, выдавались трудовые книжки и соблюдался 8-часовой рабочий день. Не все предприятия пережили октябрьскую революцию и войну, однако промышленность города развивалась и в советское время. Лишь после обретения Украиной независимости почти все предприятия города прекратили своё существование и стоят в руинах. Из крупных предприятий ныне действуют лишь локомотивное депо и выкупленная иностранцами кондитерская фабрика. Не без грусти экскурсовод заметила, что город постепенно вымирает. Каждый, кто хоть что-то умеет делать, старается уехать на заработки за границу. Да и сам музей, ходят слухи, планируется закрыть – уж слишком много возникает вопросов, почему 150 лет назад людям жилось лучше, чем теперь.
Задаваясь вопросами о будущем украинской глубинки, мы со Златой двинули в парк Чайковского. Биография великого композитора также связана с этим городом.
Здесь опять же присутствуют деревянные скульптуры.
И не только старые, но и вполне современные.
Затем наш путь пролегал в городской дендропарк, который носит название «Нескучное». Этот дендрарий разбит ещё Надаржинскими к 100-летию Полтавской битвы.
Мы выпили родниковой воды и медленно брели по тропинке. Сквозь ветви могучих сосен прорывался мягкий солнечный свет, а тишину разбавляло лишь щебетание птиц.
Превосходное место для неспешных романтических прогулок… Но только до тех пор, пока нас не начали атаковать комары! С трудом отбиваясь от них, мы вышли к Гроту Нимф.
Увы, он представляет собой довольно печальное зрелище. Но это не удивительно, ведь он построен в 1849 г. и вряд ли с тех пор ремонтировался.
После мы вышли к дому главного управителя имением, в котором сейчас расположен лесхоз.
Под конец дня мы решили сходить к той самой кондитерской фабрике, которая раньше называлась «Украина».
Предприятие активно работает, во двор одна за другой заезжают фуры, территория вокруг фабрики облагорожена… А напротив центрального входа увековечен в бронзе дородный Леопольд Кёниг, которому фабрика обязана своим существованием.
Вечерело. Сквозь мало примечательные городские трущобы мы отправились в заключительный марш-бросок к вокзалу.
Купив в дорогу водички, мы ожидали наш поезд…
Паровоз-памятник всё так же грациозно-изящен.
Из Сум прибыл потрёпанный жизнью дизель-поезд.
Следом за ним примчался наш скорый поезд Ужгород – Лисичанск.
Вагоны его были полные. Мы со Златой взяли 2 последних билета, и то в разных отсеках. Почти всю дорогу мы простояли с ней у открытого окна, наблюдая, как на просторы Сумской области ложится темнота, а в небе над Харьковской областью зажигаются звёзды. Через 3 часа уже были в родном городе…
Поездка получилась очень приятной, познавательной и действительно нескучной. Этот день пролетел как один миг. Я открыл для себя Тростянец словно с другой стороны, изучил его гораздо глубже. Существуют места, в которые приятно возвращаться… До новых встреч!
Смотрите также:
Осенняя поездка в Лебедин (2010)
Поездка в Тростянец, Сумы и не только (2016)
Обкатка последнего рейса и поход Гуты - Городнее - Краснокутск (2017)
Волна в Шостку (2018)
|
</> |