рейтинг блогов

Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая.

топ 100 блогов ru_railway14.08.2018 Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка или просто БЛСВ* — легендарная железнодорожная линия на севере Москвы, существовавшая с 1900 по 1987 год. Линия названа по названиям станций Савёловского и Ярославского направлений, Бескудниково и Лосиноостровская, которые она и связывала.
*далее по тексту, для удобства, будет употребляться именно такое сокращение.

Скриншот с сервиса Яндекс-Карты. Пути БЛСВ отмечены чёрным цветом, а красным — платформы и станции.
БЛСВ карта.png


Железнодорожная линия Бескудниково – Лосиноостровская, протяженностью около 10 километров, была построена в 1900 году. Первые несколько лет она выполняла роль основной линии Савёловского направления, ввиду не готовности участка Бескудниково – Москва-Бутырская. После открытия движения по основной магистрали, БЛСВ стала соединительной линией между Савёловским и Ярославским направлением тогда ещё Северной железной дороги. В 1945 году был электрифицирован участок Лосиноостровкая – Институт Пути с промежуточной платформой Дзержинская (в картах и расписаниях могло обозначаться как "8 километр"), а с 1955 электропоезда пошли и до станции Бескудниково. Примерно тогда же появились платформы Отрадное и Слободка. Первые годы после электрификации пассажирские перевозки осуществляли электропоезда СР3 из депо Москва-2, затем по линии стали курсировать знаменитые советские "круглокабинные" электропоезда серии ЭР1 и ЭР2 депо Лобня в четырёхвагонном исполнении (в отдельные годы было и 6 вагонов).
Примерно через 10 лет, после электрификации всей БЛСВ, в 1966 году прекращается движение электропоездов на участке Лосиноостровская – Дзержинская, что было связано со строительством трамвайной линии в Медведково. Участок Институт Пути – Дзержинская проработал ещё 10 лет, пока в мае 1976 года не прекратилось движение поездов, в связи со строительством станции метро Свиблово Калужско-Рижской линии метрополитена (что интересно рельсы и контактная сеть ещё долго оставались на месте). Последний действующий участок линии, Бескудниково – Институт Пути, просуществовал до конца 1987 года (движение электропоездов прекращено приблизительно в начале лета 1987 года), после чего железную дорогу почти полностью разобрали. Однако отдельные участки сумели просуществовать вплоть до середины 2000-х годов, о чём я подробно покажу и расскажу в моём «трёхтомном» повествовании.

Карта 1985 года. Ветка показана практически полностью (разрыв около метро Свиблово), до закрытия пассажирского движения ещё два года.
БЛСВ карта 2.GIF
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0781.jpg

О, костыль! Лежал неподалёку. Вполне возможно, что он остался со времён демонтажа рельс Бескудниковской ветки. Но оставим его лежать на месте.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0782.jpg

Начальный участок БЛСВ после бывшего глухого пересечения, вид на Бескудниково. Что есть сейчас:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0783.jpg

Здесь кадр для сопоставления я особо не вымерял, поэтому примерно так. Почти тоже самое место ровно 30 лет назад, в 1988 году:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 01.jpg
Автор: Андрей Оболенский.

Следовавшие по ветке электропоезда проходили глухое пересечение (крестовину, грубо говоря), выезжали на главные пути и прибывали к левой стороне островной платформы станции Бескудниково. Как видно, рельсы довольно близко прижимались к опоре теплотрассы.

Итак, от Бескудниково отошли. Начинается интересное. Чётко прослеживается насыпь. Да что там насыпь, вон шпала слева лежит, она как бы тонко намекает :))
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0784.jpg

Рельсы сняли, а шпалы остались. У некоторых шпал, если особо принюхиваться, даже запах креозота остался.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0785.jpg

Начальный участок, вид в сторону Бескудниково.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0786.jpg

Символический кадр — трасса демонтированной ветки с электропоездом на заднем плане, как привет ушедшему прошлому:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0787.jpg

И примерно из этой же точки, но под другим "зумом", взглянем на 30 лет назад:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 02.jpg
Автор: Андрей Оболенский.

Основание анкерной опоры контактной сети:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0788.jpg

Взгляд с противоположной стороны. Видны шпалы, которые решили оставить, видимо в качестве своеобразного памятника прошлого.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0789.jpg

Шпалы ещё не заросли, но скоро земля их скроет. Возможно лет через 500 или 1000 археологи раскопают эти артефакты советской железнодорожной мощи :))
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0790.jpg
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0791.jpg

Следующее основание опоры:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0792.jpg

Дальше уже было не пройти совсем, была гора земли и мусора, пришлось перебираться через вытяжной тупик со "стопкой" рельсо-шпальных решёток и обходить по Медведкоской ветке. Кстати встречается мнение, что она якобы была электрифицирована и якобы имела пассажирское сообщение. Это миф — перевозка грузов по ветке всегда осуществлялась тепловозной тягой, а пассажирских перевозок никогда не было, нет и не будет никогда!
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0794.jpg

Обошли. Вид в направлении Бескудниково. Шпал почти не видно.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0795.jpg

Эти посвежее, хотя тоже не используются.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0796.jpg

Продолжаем пробираться. Вид в сторону Бескудниково. Куча дерьма, мусора и бутылок. Так и не подумаешь, что ещё лет 30 назад...
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0798.jpg

...Здесь проезжал тепловоз.
Сфотографировано примерно из той же точки, но ближе к Бескудниково. Тепловоз ТЭ2 с поездом следует в направлении уже исчезнувшей станции Институт Пути.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 03.jpg
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 04.jpg
Авто фото вот. И его комментарий с сайта Pastvu.com:
« Снято в 91-м году. ПМС-овский ТЭ-2 переставляли на другой путь. Я прокатился в кабине. Загнали на остаток Бескудниковской ветки. Тогда ещё на станции она уходила через глухое пересечение, кои нынче запрещены к эксплуатации. Как видите, конташка тогда уже здесь обрывалась. Сами рельсы шли до тупика под Алтушкой для обратного заезда на какое-то предприятие. »

Пробираемся дальше. Шпалы, мусор, шпалы...
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0799.jpg
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0800.jpg
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0801.jpg

Тем временем параллельно идущая Медведковская ветка уходит влево...
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0802.jpg

...а Бескудниковская "упирается" в закрытые ворота.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0804.jpg

Обернёмся назад: вид на Бескудниково. Слева — насыпь БЛСВ, справа — Медведковская ветка.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0803.jpg

Шпалы.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0805.jpg

Вот и награда за преодолевание гор мусора —  уцелевшая опора с чудом уцелевшей консолью!
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0806.jpg
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0807.jpg

Заглянем в щель за ворота. Картина аналогичная — всё заросло, шпал не видно, хотя вроде как их там немного осталось. Но туда не полезу, ибо это территория предприятия.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0808.jpg

А теперь скажу самое важное. Сейчас я прошёл по участку бывшей БЛСВ, который демонтировали только в 2006 году и который использовался в качестве подъездного пути к складам ОАО «НИКИМТ-Атомстрой»! Именно в середине «нулевых» официально и завершается история существования легендарной железнодорожной линии на севере Москвы.

БЛСВ словно притягивает всё, что связано с Советским периодом — история показывается прямо под ногами не только в виде забошенных шпал, но и довольно занятных книг. Вот такой по своему интересный экземпляр лежал недалеко от ворот:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0809.jpg
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0810.jpg
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0811.jpg
И судя по её состоянию довольна "свежая", смысле недавно выбросили.

Так как забор и закрытые ворота меня не пропустили, то пришлось обходить через вытянутый гаражный комплекс.
Хмм... Всё таки там есть что посмотреть — на закрытой территории сохранились опоры с уцелевшими консолями!
Вот одна:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0813.jpg

Вот вторая:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0814.jpg

Третья:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0815.jpg

Рельсы пролегали за этим забором:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0816.jpg

Ещё одна опора, но уже без консоли:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0817.jpg
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0818.jpg

Выходим к Алтуфьевскому путепроводу и району Отрадное.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0819.jpg

Сейчас я стою ровно в том месте, где раньше лежали рельсы. Вид на Отрадное:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0820.jpg

Вид на Бескудниково. БЛСВ пролегала прямо в направлении ворот:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0821.jpg

А теперь сравним как было. Точку и ракурс съёмки постарался сделать максимально верно для сопоставления со старым снимком. Вид в сторону станции Бескудниково с путепровода Алтуфьевского шоссе сейчас:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180502-IMG_0945.jpg

И 30 лет назад во время демонтажа путей:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 05.jpg

А вот такой интересный случай произошёл в 1994 году.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 05_1.jpg
Согласно комментариям к фотографии:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0822.jpg

Выходим из под моста. Вид назад, в сторону Бескудниково:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0824.jpg

Примерно это же место 30 лет назад, после закрытия движения по ветке:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 06.jpg
Автор: Андрей Оболенский.

А теперь снова вид сверху, с путепровода Алтуфьевского шоссе. Бывшая платформа Слободка сейчас:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180502-IMG_0946.jpg

И как было 30 лет назад — первая зима после закрытия движения, когда линия была ещё цела, а контактная сеть уже снята:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 08.jpg
Автор: Андрей Оболенский.

Ещё для сравнения. Что стало сейчас:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180502-IMG_0947.jpg

А что было раньше. Некоторые фотографии сделаны примерно из этой же точки.
ЧМЭ3-600 с грузовым составом следует в направлении Бескудниково мимо платформы Слободка, фотография 1985 года. БЛСВ пока ещё жива и здравствует:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 07_1.jpg
Фотография из коллекции Всеволода Назимкина. Источник: obolev.narod.ru

Вот ещё — если верить подписи к фото, то это 1988 год.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 09.jpg
P.S. За год построили дом. Вот уж действительно ударные темпы! Хотя мне кажется, что всё-таки 1989-й. Но неужели могучему и нерушимому Союзу было под силу за один год вырыть котлован, заложить фундамент и построить дом в половину своей высоты?

Комплекс гаражей, располагавшийся по соседству с платформой, и расширившийся после её демонтажа так и остался с прежним названием, несмотря на отсутствие самой платформы уже как 30 лет:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0825.jpg

Идём дальше. Уже за гаражами. Рельсы лежали на месте вот этого высокого дома:
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0826.jpg

Улица Каргопольская. Тут была БЛСВ.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0827.jpg

Идём вдоль домов по улице Декабристов.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0828.jpg

А старожилы этих окон ещё помнят стук колёс.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0829.jpg

Здесь БЛСВ пересекала нынешнюю улицу Санникова. Через дорогу находится парковка торгового центра "Золотой Вавилон" в Отрадном.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0830.jpg

Для сравнения: 26 апреля 1984 года. Снимок сделан с 12-го этажа дома №11 по улице Декабристов. На фото запечатлён грузовой состав, который едет в направлении платформы Отрадное. В правой части снимка вдалеке виднеется путепровод Алтуфьевского шоссе, а локомотив ЧМЭ3 почти доехал до того места, откуда я сделал предыдущий снимок.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 09_otradnoe-1982-0781_14.jpg

Подземный переход и одновременно вход в вестибюль станции метро Отрадное на фоне спальных "панелек".
Решение о строительстве очередной станции метро окончательно определило судьбу Бескудниковской ветки. Жалко. И таких страшных слов, как "транспортно-пересадочный узел" в СССР возможно ещё и не знали. Наверняка можно было бы придумать что-то вроде небольшого тупикового северного вокзала для пригородных поездов с гипотетической станцией Москва-Отрадная, который разгрузил бы основной Савёловский ход, с пересадкой в подземку по примеру Ярославского вокзала Москвы...
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0831.jpg
P.S. А ведь появись в то время товарищ Собянин, он то уж точно понапридумывал бы всякого :))

Здание эпохи БЛСВ. Здесь было какое-то НИИ или что-то наподобие? Во всяком случае сейчас здесь телефонная станция и ещё какие-то конторы.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0832.jpg

Дошёл до интересного объекта. У перекрёстка улицы Декабристов и улицы Пестеля не без поддержки железнодорожных любителей в 2005 году был открыт такой памятник. Сия композиция состоит из чудом уцелевшей опоры бывшей контактной сети с целой консолью и фонарём для красоты, настоящей колёсной пары на куске рельсошпальной решётки и деревянного детского паровозика.
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0833.jpg
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0841.jpg

Краткая история исчезнушей эпохи. Большинство людей проходит мимо — или знают, или безразлично на историю своего района...
Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая. 20180415-IMG_0834.jpg

Оставить комментарий

РЖД 17.06.2023 22:40
Автор молодец!
Огромное спасибо Автору за сохранение истории и её публичное распространение!
Архив записей в блогах:
Меня всегда поражают безапелляционные утверждения о каких-то местах: - Нечего там делать! Вот и о Кипре недавно прочитала такое же, мол, совершенно нечем там заняться, кроме как на пляже лежать... Мы же уже третий раз съездили на Кипр. Все поездки были короткими на 3, максимум 4 дня - ...
Ульяновский автозавод начал продажи модели УАЗ 31519 "Хантер" в версии "Экспедиция", которая стоит 985 тысяч рублей, следует из данных одного из дистрибьюторов завода. Так, покупателям предлагается машина в яркой окраске - черно-оранжевой, коричнево-серой или "Хаки", на черных стальных ...
«Пятый элеме́нт» был снят Люком Бессоном в 1996 году на студии «Gaumont». Мировая премьера состоялась на Каннском кинофестивале 7 мая 1997 года. Бюджет картины составил 90 миллионов долларов. На момент выхода это был самый высокобюджетный фильм в истории, снятый за пределами Голливуда, а ...
На правах пятницы. На неделе обсуждали статью Петрановской о будущем, к которому мы готовим наших детей. И я довольно поверхностно сочла, что ну что там в этом будущем? И вот фантастические фильмы моей юности кам тру... Новость тут: http://tass.ru/ekonomika/4680400 Не, я понимаю, что ...
В нашей семье по утрам зарядкой занимается только мобильник. Холостяки не понимают, какое это счастье - быть женатым! Женатые, кстати, тоже не понимают... - У тебя есть вторая половинка? - Да, у меня прям любовный треугольник: я + холодильник + комп. При пожаре первым нужно выно ...