Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка: 31 год спустя. Часть первая.
ru_railway — 14.08.2018 Бескудниково-Лосиноостровская соединительная ветка или просто БЛСВ* — легендарная железнодорожная линия на севере Москвы, существовавшая с 1900 по 1987 год. Линия названа по названиям станций Савёловского и Ярославского направлений, Бескудниково и Лосиноостровская, которые она и связывала.*далее по тексту, для удобства, будет употребляться именно такое сокращение.
Скриншот с сервиса Яндекс-Карты. Пути БЛСВ отмечены чёрным цветом, а красным — платформы и станции.
Железнодорожная линия Бескудниково – Лосиноостровская, протяженностью около 10 километров, была построена в 1900 году. Первые несколько лет она выполняла роль основной линии Савёловского направления, ввиду не готовности участка Бескудниково – Москва-Бутырская. После открытия движения по основной магистрали, БЛСВ стала соединительной линией между Савёловским и Ярославским направлением тогда ещё Северной железной дороги. В 1945 году был электрифицирован участок Лосиноостровкая – Институт Пути с промежуточной платформой Дзержинская (в картах и расписаниях могло обозначаться как "8 километр"), а с 1955 электропоезда пошли и до станции Бескудниково. Примерно тогда же появились платформы Отрадное и Слободка. Первые годы после электрификации пассажирские перевозки осуществляли электропоезда СР3 из депо Москва-2, затем по линии стали курсировать знаменитые советские "круглокабинные" электропоезда серии ЭР1 и ЭР2 депо Лобня в четырёхвагонном исполнении (в отдельные годы было и 6 вагонов).
Примерно через 10 лет, после электрификации всей БЛСВ, в 1966 году прекращается движение электропоездов на участке Лосиноостровская – Дзержинская, что было связано со строительством трамвайной линии в Медведково. Участок Институт Пути – Дзержинская проработал ещё 10 лет, пока в мае 1976 года не прекратилось движение поездов, в связи со строительством станции метро Свиблово Калужско-Рижской линии метрополитена (что интересно рельсы и контактная сеть ещё долго оставались на месте). Последний действующий участок линии, Бескудниково – Институт Пути, просуществовал до конца 1987 года (движение электропоездов прекращено приблизительно в начале лета 1987 года), после чего железную дорогу почти полностью разобрали. Однако отдельные участки сумели просуществовать вплоть до середины 2000-х годов, о чём я подробно покажу и расскажу в моём «трёхтомном» повествовании.
Карта 1985 года. Ветка показана практически полностью (разрыв около метро Свиблово), до закрытия пассажирского движения ещё два года.
О, костыль! Лежал неподалёку. Вполне возможно, что он остался со времён демонтажа рельс Бескудниковской ветки. Но оставим его лежать на месте.
Начальный участок БЛСВ после бывшего глухого пересечения, вид на Бескудниково. Что есть сейчас:
Здесь кадр для сопоставления я особо не вымерял, поэтому примерно так. Почти тоже самое место ровно 30 лет назад, в 1988 году:
Автор: Андрей Оболенский.
Следовавшие по ветке электропоезда проходили глухое пересечение (крестовину, грубо говоря), выезжали на главные пути и прибывали к левой стороне островной платформы станции Бескудниково. Как видно, рельсы довольно близко прижимались к опоре теплотрассы.
Итак, от Бескудниково отошли. Начинается интересное. Чётко прослеживается насыпь. Да что там насыпь, вон шпала слева лежит, она как бы тонко намекает :))
Рельсы сняли, а шпалы остались. У некоторых шпал, если особо принюхиваться, даже запах креозота остался.
Начальный участок, вид в сторону Бескудниково.
Символический кадр — трасса демонтированной ветки с электропоездом на заднем плане, как привет ушедшему прошлому:
И примерно из этой же точки, но под другим "зумом", взглянем на 30 лет назад:
Автор: Андрей Оболенский.
Основание анкерной опоры контактной сети:
Взгляд с противоположной стороны. Видны шпалы, которые решили оставить, видимо в качестве своеобразного памятника прошлого.
Шпалы ещё не заросли, но скоро земля их скроет. Возможно лет через 500 или 1000 археологи раскопают эти артефакты советской железнодорожной мощи :))
Следующее основание опоры:
Дальше уже было не пройти совсем, была гора земли и мусора, пришлось перебираться через вытяжной тупик со "стопкой" рельсо-шпальных решёток и обходить по Медведкоской ветке. Кстати встречается мнение, что она якобы была электрифицирована и якобы имела пассажирское сообщение. Это миф — перевозка грузов по ветке всегда осуществлялась тепловозной тягой, а пассажирских перевозок никогда не было, нет и не будет никогда!
Обошли. Вид в направлении Бескудниково. Шпал почти не видно.
Эти посвежее, хотя тоже не используются.
Продолжаем пробираться. Вид в сторону Бескудниково. Куча дерьма, мусора и бутылок. Так и не подумаешь, что ещё лет 30 назад...
...Здесь проезжал тепловоз.
Сфотографировано примерно из той же точки, но ближе к Бескудниково. Тепловоз ТЭ2 с поездом следует в направлении уже исчезнувшей станции Институт Пути.
Авто фото вот. И его комментарий с сайта Pastvu.com:
« Снято в 91-м году. ПМС-овский ТЭ-2 переставляли на другой путь. Я прокатился в кабине. Загнали на остаток Бескудниковской ветки. Тогда ещё на станции она уходила через глухое пересечение, кои нынче запрещены к эксплуатации. Как видите, конташка тогда уже здесь обрывалась. Сами рельсы шли до тупика под Алтушкой для обратного заезда на какое-то предприятие. »
Пробираемся дальше. Шпалы, мусор, шпалы...
Тем временем параллельно идущая Медведковская ветка уходит влево...
...а Бескудниковская "упирается" в закрытые ворота.
Обернёмся назад: вид на Бескудниково. Слева — насыпь БЛСВ, справа — Медведковская ветка.
Шпалы.
Вот и награда за преодолевание гор мусора — уцелевшая опора с чудом уцелевшей консолью!
Заглянем в щель за ворота. Картина аналогичная — всё заросло, шпал не видно, хотя вроде как их там немного осталось. Но туда не полезу, ибо это территория предприятия.
А теперь скажу самое важное. Сейчас я прошёл по участку бывшей БЛСВ, который демонтировали только в 2006 году и который использовался в качестве подъездного пути к складам ОАО «НИКИМТ-Атомстрой»! Именно в середине «нулевых» официально и завершается история существования легендарной железнодорожной линии на севере Москвы.
БЛСВ словно притягивает всё, что связано с Советским периодом — история показывается прямо под ногами не только в виде забошенных шпал, но и довольно занятных книг. Вот такой по своему интересный экземпляр лежал недалеко от ворот:
И судя по её состоянию довольна "свежая", смысле недавно выбросили.
Так как забор и закрытые ворота меня не пропустили, то пришлось обходить через вытянутый гаражный комплекс.
Хмм... Всё таки там есть что посмотреть — на закрытой территории сохранились опоры с уцелевшими консолями!
Вот одна:
Вот вторая:
Третья:
Рельсы пролегали за этим забором:
Ещё одна опора, но уже без консоли:
Выходим к Алтуфьевскому путепроводу и району Отрадное.
Сейчас я стою ровно в том месте, где раньше лежали рельсы. Вид на Отрадное:
Вид на Бескудниково. БЛСВ пролегала прямо в направлении ворот:
А теперь сравним как было. Точку и ракурс съёмки постарался сделать максимально верно для сопоставления со старым снимком. Вид в сторону станции Бескудниково с путепровода Алтуфьевского шоссе сейчас:
И 30 лет назад во время демонтажа путей:
А вот такой интересный случай произошёл в 1994 году.
Согласно комментариям к фотографии:
Выходим из под моста. Вид назад, в сторону Бескудниково:
Примерно это же место 30 лет назад, после закрытия движения по ветке:
Автор: Андрей Оболенский.
А теперь снова вид сверху, с путепровода Алтуфьевского шоссе. Бывшая платформа Слободка сейчас:
И как было 30 лет назад — первая зима после закрытия движения, когда линия была ещё цела, а контактная сеть уже снята:
Автор: Андрей Оболенский.
Ещё для сравнения. Что стало сейчас:
А что было раньше. Некоторые фотографии сделаны примерно из этой же точки.
ЧМЭ3-600 с грузовым составом следует в направлении Бескудниково мимо платформы Слободка, фотография 1985 года. БЛСВ пока ещё жива и здравствует:
Фотография из коллекции Всеволода Назимкина. Источник: obolev.narod.ru
Вот ещё — если верить подписи к фото, то это 1988 год.
P.S. За год построили дом. Вот уж действительно ударные темпы! Хотя мне кажется, что всё-таки 1989-й. Но неужели могучему и нерушимому Союзу было под силу за один год вырыть котлован, заложить фундамент и построить дом в половину своей высоты?
Комплекс гаражей, располагавшийся по соседству с платформой, и расширившийся после её демонтажа так и остался с прежним названием, несмотря на отсутствие самой платформы уже как 30 лет:
Идём дальше. Уже за гаражами. Рельсы лежали на месте вот этого высокого дома:
Улица Каргопольская. Тут была БЛСВ.
Идём вдоль домов по улице Декабристов.
А старожилы этих окон ещё помнят стук колёс.
Здесь БЛСВ пересекала нынешнюю улицу Санникова. Через дорогу находится парковка торгового центра "Золотой Вавилон" в Отрадном.
Для сравнения: 26 апреля 1984 года. Снимок сделан с 12-го этажа дома №11 по улице Декабристов. На фото запечатлён грузовой состав, который едет в направлении платформы Отрадное. В правой части снимка вдалеке виднеется путепровод Алтуфьевского шоссе, а локомотив ЧМЭ3 почти доехал до того места, откуда я сделал предыдущий снимок.
Подземный переход и одновременно вход в вестибюль станции метро Отрадное на фоне спальных "панелек".
Решение о строительстве очередной станции метро окончательно определило судьбу Бескудниковской ветки. Жалко. И таких страшных слов, как "транспортно-пересадочный узел" в СССР возможно ещё и не знали. Наверняка можно было бы придумать что-то вроде небольшого тупикового северного вокзала для пригородных поездов с гипотетической станцией Москва-Отрадная, который разгрузил бы основной Савёловский ход, с пересадкой в подземку по примеру Ярославского вокзала Москвы...
P.S. А ведь появись в то время товарищ Собянин, он то уж точно понапридумывал бы всякого :))
Здание эпохи БЛСВ. Здесь было какое-то НИИ или что-то наподобие? Во всяком случае сейчас здесь телефонная станция и ещё какие-то конторы.
Дошёл до интересного объекта. У перекрёстка улицы Декабристов и улицы Пестеля не без поддержки железнодорожных любителей в 2005 году был открыт такой памятник. Сия композиция состоит из чудом уцелевшей опоры бывшей контактной сети с целой консолью и фонарём для красоты, настоящей колёсной пары на куске рельсошпальной решётки и деревянного детского паровозика.
Краткая история исчезнушей эпохи. Большинство людей проходит мимо — или знают, или безразлично на историю своего района...
|
</> |