На Большой Ордынке. Продолжение

топ 100 блогов tareeva03.12.2020
В прошлом посте я писала о районе, в который мы переехали с Войковской. Продолжу эту тему. Я хочу написать о Пятницкой улице… Пятницкая – это торговая улица, другой такой нет в Москве. Не улица, а сплошное шумное торжище. В каждом доме магазин, а то и два или три. Магазины всякие, трудно назвать товар, который нельзя было бы купить на Пятницкой. Причем все эти магазины расположены на первых двух кварталах Пятницкой от набережной до Климентовского переулка. В первом доме от набережной по левой нечетной стороне улицы большой кондитерский магазин – в него ездили со всего города. Считалось, что в этом магазине лучшие пирожные в Москве. Рядом – большой магазин «Рыба», тоже общегородского значения. Чуть поодаль, в доме в стиле модерн, – роскошный магазин «Меха», шубы в нем висели так, что каждую шубу можно было рассмотреть. И шубы мне казались драгоценными, уникальными. Я ходила в этот магазин как в музей. Я в нем купила только рыжую лисицу на воротник для зимнего пальто. И в том же доме был магазин «Семена» – туда тоже ездили со всего города. На другой стороне улицы – на углу Пятницкой и Черниговского переулка, куда выходит наш двор, был большой магазин мяса. Он был замечателен тем, что там продавались сырокопченые окорока. За всю свою долгую жизнь в Москве в разных районах города я таких окороков больше нигде не видела. Стоили эти окорока недорого, 2 руб. 60 коп. килограмм, когда курица стоила 2 руб. 20 коп. килограмм. Весь окорок весил немногим больше 2,5 кг – это была передняя нога, и мы покупали обычно целый окорок. Когда у нас были гости, мы, к их удивлению, вынимали из холодильника целый окорок, тоненько нарезали и подавали как закуску. А еще можно было с ним печь пиццу, варить гороховый суп с копченостями, варить борщ. А из кожи, ее там было много, и костей, с добавлением мяса конечно, можно было сварить прекрасный холодец. Холодец тогда стал нашим увлечением.


Еще на этих двух первых кварталах Пятницкой было целых три больших ювелирных магазина, прямо-таки золотой ряд. Был худфондовский магазин, я уже о нем писала. Московские художники продавали там плоды своего творчества. В этом магазине Олег купил рыбу. Художница из самых разнообразных металлических деталей, похоже, найденных на помойке, и всяких элементов часового механизма и т.п. на небольшом панно размером примерно 60 на 40 см собрала рыбу. Получилось очень забавно и остроумно. Много лет спустя, через 17 лет после того, как не стало Игоря, я полезла в ящики письменного стола, которым он пользовался, и обнаружила там множество всяких железок – Игорь тоже увлекался всякими поделками. А теперь эти железки и Игоревы инструменты никому не были нужны. 17 лет я к этим ящикам не прикасалась, а теперь решила посмотреть, что там. Я предложила своему зятю Олегу и Юре порыться в этих ящиках и воспользоваться чем-нибудь. Но их это не заинтересовало. Тогда я пошла в худфондовский магазин, где среди прочего висела очередная рыба из металлических деталей, и спросила, могу ли я связаться с автором этой композиции. Мне сказали: «Да она здесь. Люда, иди сюда, тобой интересуются». Я спросила у Люды, где она находит металлические детали для своих композиций. Она сказала, что собирает их на помойках, а вообще, это проблема. Я пригласила ее к нам, сказала, что у нас много железок, которые, возможно, ей пригодятся. Она сказала что-то про деньги, думала, что я железки хочу продать. Я сказала, что эти железки ей с удовольствием подарю, они мне несколько ящиков письменного стола зря занимают. Люда забрала все железки до одной, и я отдала ей также два старых будильника. Я предложила ей взять также инструменты Игоря, а она сказала, что не может их просто так взять – это дорогие инструменты. Я ей объяснила, что я их предлагала всем знакомым, никому не понадобились. В ящике была еще и упаковка маленьких очень красивых блестящих гвоздиков, я предложила их Люде, а Люда сказала, что гвоздики прелестные, но она не знает, как их использовать. Я сказала, что можно живот рыбы намазать клеем и густо посыпать этими гвоздиками, получится что-то вроде чешуи. Люде идея понравилась, и гвоздики она взяла. Словом, Люда ушла от меня с огромной сумкой железа. После мы с ней встречались в худфондовском магазине, и Люда всем говорила: «Понимаете, она специально нашла меня и привела к себе домой и позволила мне в ящиках ее письменного стола набрать целую сумку материала для моих рыб и еще инструменты дала».

Но я опять, как всегда, отвлеклась, я говорила про торговую Пятницкую улицу. Магазины здесь были не только в домах, выходивших на улицу, но и во дворах. Так, во дворе неподалеку от нас был магазин «Фиалки». Там продавались только цветы, которые у нас называются фиалки, также их называют фиалка узамбарская, по-моему. И кажется, научное название этого цветка – сенполия. Фиалки эти бывают самых различных цветов и оттенков, и поэтому становятся объектами коллекционирования. Игорь коллекционировал фиалки. Однажды он нашел возле мусорных баков большую старинную супницу без крышки, но совершенно целую и очень красивую. Выбрасывают же люди такие вещи! Игорь эту супницу отмыл – она засияла! Он насыпал в эту супницу хорошей земли и высадил несколько кустов фиалок разных цветов. Получилась небольшая клумба. Она стояла у нас на отдельном столике, который Игорь сделал специально для нее.

Но я закончу про Пятницкую улицу. Тут были не только магазины, но и небольшой рынок. Он так и назывался – Пятницкий рынок. Это был единственный рынок в центре города. Впоследствии его снесли. То, что кроме магазинов всяческих у меня в пределах пешеходной доступности имелся еще и рынок, было для меня огромным благом. Дело в том, что в советское время овощи в овощных магазинах были крайне плохого качества, половину картошки приходилось выбрасывать, о других овощах я уже не говорю. Так что за овощами все ездили на рынок. С Войковской мне до рынка было очень далеко. А когда снесли Пятницкий рынок, я стала ездить на Дорогомиловский в страшную даль. Были рынки и поближе, но плохие, только название, что рынки. Я вообще питаю слабость к рынкам. В какой бы город не приехала, на рынок хожу обязательно. Могу какие-нибудь достопримечательности не успеть посмотреть, но на рынок всегда нахожу время. А после распада Союза рынок вообще стал очень важным местом. Здесь можно было встретить людей из Украины, Молдавии, из Узбекистана я видела ребят, из Таджикистана, можно было расспросить у них, как они теперь живут в своих независимых государствах. Я спросила украинцев: «Ну как вы теперь живете, вы ж теперь незалежни?» А они ответили: «Так то начальство. А нам все одно: незалежни или залежни». И я понимала, что они говорят правду. На месте Пятницкого рынка построили большой магазин, который называется «Рыбный центр». Это один из ближайших к нам продовольственных магазинов, и мы там часто бываем.

На Пятницкой и Большой Ордынке полностью сохранилась старая застройка. Здесь нет ни одного дома, построенного после революции, кроме здания «Лукойла», появившегося сравнительно недавно. Каждый дом чем-нибудь замечателен, каждый дом упоминается в книгах Иконникова «Каменная летопись Москвы», еще есть одна книга, не помню, как она называется, без Иконникова мы с Игорем из дома не выходили. В это время шла реставрация храма Св. Екатерины, Игорь на работу не ходил, он работал дома по вечерам, а день у него был свободный, и он часами сидел с реставраторами. Игорь ходил по Пятницкой и Ордынке и заглядывал в окна полуподвальных этажей. Так он увидел, что стены подвала в одном из домов на Пятницкой сложены не из кирпича, как все остальное здание, а из белого камня. И значит, возраст этого здания старше, чем считают. Игорь рассказал об этом реставраторам. Реставраторы пришли, посмотрели и согласились с ним. Сказали: «Игорь Николаевич, если вы сделаете еще такие открытия, то непременно нам скажите».

Вообще, памятников архитектуры, истории, культуры в пешеходной доступности от нашего дома было много – и среди них были очень ценные. Я имею в виду, например, конторско-офисное здание XVII века. Храмов этого времени в Москве несколько, жилых зданий я знаю два: жилые палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, тоже недалеко от нас, и палаты боярина Волкова. А вот офисное здание это было единственное. Его снесли, чтобы построить на этом месте очень большое здание турецкого торгового центра. Архитекторы и историки архитектуры пытались объяснить московским городским властям, что это здание сносить нельзя, объясняли, в чем его особая ценность, но им ответили, что этот район перенасыщен памятниками. Для строительства турецкого торгового центра снесли также здание архитектора Воскресенского – одного из главных архитекторов московского модерна.

Вокруг нас было много замечательных храмов… Во 2-м Кадашевском переулке храм Воскресения в Кадашах, построенный в стиле, который называют нарышкинское барокко, даже с элементами рококо. Этот храм входит во все мировые каталоги. Мы, конечно, его знали и раньше, но теперь мы жили рядом, только улицу перейти, и мы проводили возле этого храма много времени. Приходили рано утром на рассвете, садились на лавочку, пел петух. Вокруг были только очень старые одно-двухэтажные дома и маленькие дворики, и нам казалось, что мы на машине времени переместились куда-то в далекое прошлое. А дальше по Ордынке была Марфо-Мариинская обитель (Щусев, модерн), тогда в этом здании размещались реставрационные мастерские Игоря Грабаря. А еще на другой стороны Ордынки был интересный храм Николы в Пыжах. У Иосифа Бродского есть строчки:

…и выезжает на Ордынку
такси с больными седоками,
и мертвецы стоят в обнимку
с особняками.
Вот эти самые особняки нас окружали. Легко было представить себе «мертвецов» – их бывших владельцев.

Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Предыдущие рейтинги: Лавров против Скворцовой Сечин против Онищенко Белоусов против Голодец Авдеев против Лебедева Колокольцев против Скворцовой Рогозин против Бурматова Epic win недели: Сергей Шойгу Сергей Шойгу знает один простой, ...
потому что мне претит создание идеальных картинок.. вернее картинок идеального времяпрепровождения: - с красивым фоном, где не место бардаку, а место только продуманным композициям из лего ,пластилина и детей; - с детьми, которые делают то, что им предложено; -с мамой-генератором идей и па ...
Сегодня будет небольшая зоологическая лекция. Надеюсь, что интересная. Дело в том, что когда на ценнике в рыбной лавке написано просто "Форель" это ровно ни о чем не говорит. Вот вообще. Потому что форель — общее название нескольких пресноводных видов и форм рыб, относящихся к семейству ...
Русская служба «Би-би-си» опубликовала детали показания главы «Роснефти» Игоря Сечина, которые он давал на закрытом судебном заседании по делу бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева . Подлинность показаний изданию подтвердили три источника, знакомые с ...
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ Приглашает Вас на открытие выставки, посвященной 100-летию со дня рождения народного художника РСФСР, член-корреспондента академии художеств СССР АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА ВАСИЛЬЕВА (1911 – 1990) «ПРАВДА ВЫМЫСЛА» - ...