Наконец, мы все вместе!

топ 100 блогов tareeva16.11.2020
У меня частенько бывают проблемы с названием. Не знаю, как озаглавить пост, и это плохой признак. Говорят, как корабль назовешь – так он и поплывет. И если я сама не знаю, как назвать мой корабль, то от плаванья ничего хорошего ждать не приходится. А уж в этом посте, мне кажется, как-то особенно нет ни складу, ни ладу. Ну уж будь что будет. Вы у меня добрые – и я надеюсь, что и на этот раз вы будете ко мне снисходительны, как всегда.

Теперь у нас с Игорем была квартира, и можно было подумать о том, чтобы съехаться с мамой. Я сказала маме, что поеду в бюро обмена, опубликуюсь в бюллетене, который выпускает это бюро, повешу объявление на доске в бюро обмена, словом, начнем процесс обмена. Мама сказала, что, конечно, начнем обмен, но не сейчас, а немного позже. Так она все откладывала и откладывала, к нашему великому огорчению. Я понимала, что это связано с маминым старшим братом и моим дядей Пинхусом, который жил с мамой. Он был старше мамы на двадцать лет и тяжело болел. Я понимала, мама боится, что, когда мы съедемся, в большой семье дядя будет чувствовать себя некомфортно, его положение станет неопределенным, он почувствует себя приживалом. К тому же для тяжелобольного человека наша шумная жизнь с гостями и застольями будет трудна.
Мы подали заявление об обмене, только когда дядя умер, и почему-то очень долго не могли найти желающих с нами обменяться. Наконец, нашли, но обмен этот нельзя было назвать удачным. Все наши друзья и знакомые, мои сослуживцы из ЦНТБ отговаривали нас от этого обмена. Нашу двухкомнатную квартиру на Смольной улице, малогабаритную, но все же общей площадью около 40 кв. м, и мамину комнату площадью 24 кв. м, мы обменяли на квартиру, хотя и трехкомнатную, но маленькую. В трех комнатах было 37 кв. м – 10, 18 и 9 кв. м. Кухня 4,5 кв. м, правда, плита четырехконфорочная. Совмещенный санузел и крошечная прихожая. За наши с мамой 64 кв. м мы получили квартиру площадью около 50 кв. м, причем в самом дешевом доме. Дом был пятиэтажный, без лифта, из силикатного кирпича. Полы в квартире дощатые, крашеные (потом мы настелили паркет), потолки низкие.


Но для меня это все не имело никакого значения. Мы, наконец, были все вместе. Семья объединилась – и счастью моему не было предела. С работы домой я не ехала, а летела на крыльях. Одним махом взлетала на четвертый этаж, входила в квартиру – и там были все, кого я люблю. Игорь был так же счастлив, как я. Он обожал свою дочь. Наша приятельница, жена Саши Родина, говорила мне, что отцы обычно любят дочерей больше, чем сыновей, и ее отец ее очень любил, но такого отношения, как у Игоря к Лене, она еще не встречала. Мне казалось, что Лена любит папу меньше, чем он ее, и мне за Игоря было обидно. Игорь вообще умел любить и служить тем, кого любит. Ему обычно платили взаимностью, но недодавали. Их взаимность весила в разы меньше, чем его любовь. Я и о себе так же думаю, что я ему недодавала, и чувствую себя виноватой. Меня Лена любила больше. Игорь говорил мне: «Я тебе завидую. Твоя дочь тебя не просто любит, она в тебя влюблена». Я думаю, этому способствовало еще и то, что я подружилась с Лениными подругами и стала для них «авторитетом». Они все рассказывали мне о себе и со мной советовались.
Десять лет жизни в этой квартире – это вообще самые счастливые десять лет моей жизни, особенно счастливыми были первые восемь лет, пока Лена не вышла замуж. Когда она вышла замуж, ситуация несколько изменилась, усложнилась, и мое яркое счастье немного затуманилось. О нашей жизни в этой квартире у метро Войковская, мне кажется, я уже рассказывала, но расскажу еще раз.

Разместились мы так: мама и Лена жили в десятиметровой комнате, длинной как пенал, два с небольшим метра в ширину и около пяти в длину. В этой комнате еще был глубокий стенной шкаф в торце, что-то вроде гардеробной, в него можно было входить. С одной стороны – полки, с другой – вешалки. Все белье и все верхние вещи помещались в этой гардеробной. Эта комната была самая дальняя, запроходная. Перед ней была комната 18 кв. м, проходная. И была еще маленькая комната 9 кв. м, отдельная, расположенная близко от входной двери в квартиру – это была наша с Игорем комната, и мы действительно пользовались только ею. Там помещалась наша тахта с ящиком для постели, который служил ночным столом. На нем стояла настольная лампа и было место для книг, которые нужны под рукой. Вмещался еще небольшой шкаф, журнальный стол, одно кресло и небольшой туалетный стол. Этот журнальный стол был нашим рабочим местом, мы много работали дома, переводили и писали. При этом Игорь сидел за столом, а я лежала на тахте. Большой комнатой у нас практически пользовалась только Лена. Там у окна стоял старинный письменный стол из гарнитура в стиле модерн, который я уже описывала, и вся прочая мебель из этого гарнитура, и стеллажи с книгами. Мы пользовались большой комнатой, только когда приходило много гостей. Мы раскладывали в ней большой столовый стол. А обычно ею пользовалась только Лена. Лена много занималась, сидя за письменным столом, так много, что сосед из дома напротив однажды во дворе подошел ко мне и сказал, что наша девочка слишком много занимается – так нельзя, мы не должны заставлять ее так много заниматься. Но мы ее, конечно же, не заставляли. Это был ее выбор.

Я занималась с Леной литературой, просто потому что мне это было интересно. Я не могла с ней не обсудить то, что они проходили по литературе. И было такое событие: все школы писали всесоюзное сочинение на тему «Есть у революции начало, нет у революции конца». Это был конкурс. Странная, скажем прямо, тема – теория перманентной революции принадлежала Троцкому, но товарищи из Министерства образования, наверное, этого не знали. Лена на эту тему написала сочинение о Елизавете Яковлевне Драбкиной – она была участником революции и другом, кем-то вроде приемной дочери Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской. Еще с эмиграции она жила в доме у Ильичей и продолжала там жить до самого ухода Ленина из жизни. В 1937 году Сталин, естественно, ее репрессировал, но ее не расстреляли. Она выжила в лагерях и в 1956 году была реабилитирована. В последний период ее жизни мы были с ней большими друзьями. Она умерла в больнице буквально у меня на руках. Елизавета Яковлевна стала писателем, и мне нравилось все, что она писала. Одну свою книгу с автографом она подарила Лене. В нашем ЖЖ был про нее пост, может быть, даже не один. Ленино сочинение заняло если не первое место, то одно из трех первых. За это объявлена была премия – поездка на родину Ленина в город Ульяновск. Премию Лене присудили, но в Ульяновск не свозили.
Я занималась с Леной литературой, а Игорь делал за нее черчение. Мы решили, что черчение ей в жизни никогда не пригодится, и ей не нужно тратить на него время. А самое интересное, что Ленин преподаватель никогда не ставил Игорю больше тройки. Игорь в свое время учился в техническом вузе и чертил прекрасно, но почему-то у Лениного преподавателя получал тройки. Я думала, дело было в том, что учитель прекрасно видел, что чертежи делал профессионал, но не хотел разбираться, портить Лене аттестат отличницы, а просто ставил тройки.

В новой школе Лена тоже сразу стала то ли старостой класса, то ли комсоргом, уж не помню точно, несмотря на то, что была новенькой. Естественно, я знала Ленину классную руководительницу и некоторых педагогов. Однажды классная руководительница позвонила мне на работу и сказала взволнованным голосом, что у Лены в четверти намечается двойка. Я спросила, по какому предмету. Она сказала, что по физкультуре и что я должна что-то предпринять. Я спросила, что я могу предпринять, и она сказала, что мне нужно встретиться с физкультурником и попытаться с ним объясниться. Я встретилась. Физкультурник оказался человеком молодым, амбициозным, его буквально травмировало то, что его предмет считают второстепенным. Физкультурник встретил меня агрессивно. Но я как-то поняла его ситуацию и сказала ему, что я очень ценю его предмет. Все школьные предметы вредят здоровью детей, и только его предмет приносит их здоровью пользу. Физкультурник объяснил мне, что Лена – плохая спортсменка, и что особенно плохо у нее обстоит с бегом. Был какой-то норматив по бегу, и Лена его не выполняла. Мы договорились, что учитель будет проводить с ней дополнительные занятия. После уроков будет заниматься с ней бегом. О результатах своих переговоров с физкультурником я рассказала Лениной классной руководительнице. Она сказала: «Этого еще не хватало! Как он это себе представляет? Она будет с ним бегать по вечерам? Этого мы не допустим». Пришлось физкультурнику с этим смириться и поставить Лене тройку.

В новой школе у Лены появились новые подруги. Нужно сказать, что с новогиреевской школой и с теми подругами она расставалась тяжело. Одна из ее новогиреевских школьных подруг Эля приезжала к нам в гости на Войковскую и оставалась у нас ночевать. Расстояние было очень большое – в один день было не обернуться. И мы, и родители Эли очень хотели, чтобы дружба девочек сохранилась. В новой школе Лена подружилась со своей одноклассницей Наташей Осмоловской. Вы знаете, она и сейчас моя главная подруга. Но самой близкой подругой Лены стала Галя Абрамова. Родители Гали редко жили в Москве. Они были строители, монтажники-высотники, и их бригада работала тамы, где шло действительно высотное строительство. Они строили космодром «Байконур», откуда, как вы знаете, взлетел первый искусственный спутник. Зарабатывали Галины родители очень хорошо, нам такие заработки и не снились. Но Галя в столь юном возрасте была предоставлена самой себе, жила вполне самостоятельно. Иногда к ней приезжала из деревни и жила с ней ее бабушка Евдокия Савельевна. Она была настоящая крестьянка. Причем была похожа даже не на современную крестьянку, а на какую-то дореволюционную. Для меня, да и для Лены, Евдокия Савельевна была совершенно экзотической личностью.

Галя жила недалеко от нас, от ее дома до нас было не более пяти минут ходьбы. Галя стала часто бывать у нас дома и вскоре стала почти членом семьи. У меня было ощущение, что у меня две дочери. Я как-то сказала нашей знакомой Светлане Викторовне, которая была одиноким человеком и не очень здоровым, что у нас есть две девочки, которые к ней хорошо относятся и с удовольствием сделают для нее все, что ей нужно. Пусть она только не стесняется и скажет, что ей нужно (о Светлане Викторовне я еще расскажу подробно). Когда Светлана Викторовна ушла, Игорь спросил: «Почему ты сказала Светлане Викторовне, что у нас две девочки?» И Лена сказала: «Папа, разве ты не знаешь, что у мамы две девочки? Я и Галя». Как-то Галя уходила от нас поздно вечером, и Лена пошла ее проводить, просто потому что не хотелось расставаться. Сказала, что доведет Галю до дома и сразу же вернется. Мы разрешили, идти было всего ничего, и нам не казалось, что это опасно. Прошло пятнадцать минут – Лена не вернулась, прошло полчаса – Лены нет. Игорь пошел ей навстречу. Потом рассказывал мне, что он шел по переулку и навстречу ему ехала машина. Он подумал, что вот так, из такой машины могут выйти какие-нибудь два мужика-извращенца, запихнуть девочек в машину и увезти – и никто никогда их не найдет. От этой мысли у него сердце заболело. Он дошел до Галиного дома и увидел, что девочки во дворе качаются на качелях. Игорь сказал: «Так бы и врезал им обеим, с трудом удержался».

Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Давно не писала... Не было времени, потом не было настроения. Какие-то факторы напрочь отбивают желание писать, а возвращаться потом сложно. Но день рождения никто не отменял, и я хочу похвастаться подарком, который получила от Тани kladez_zolota . Северное сияние, которое я всё ...
После Динана был 4-часовой прогон до долины Луары. По пути ознакомились с тем, как плохо и гугл, и французы обрабатывают объезды. По какой-то причине 20 км шоссе D-137 были закрыты, нас выгнали в очередной съезд, на котором стоял одинокий знак "объезд", указывающий куда-то в поле. ...
Deborah Lippmann "Candy Shop", без одного покраса 450 руб. A England "Bridal Veil", новый 400 руб. ORLY "Royal Navy", без одного покраса 200 руб. OPI "Yodel Me On My Cell", новый 350 руб. OPI "Over The Taupe", новый 350 руб. OPI "I Juggle.. Men", без пары покрасов 250 руб. ...
Издалека это может показаться каким-то сюром . Но таковы, к сожалению, реалии сегодняшней российской жизни. Одна из весьма характерных её сторон. Звучит же вообще, как незнамо что . Только вслушайтесь… Вчитайтесь… Вдумайтесь… «Сына замглавы МВД РФ задержали за передачу взятки ...
Дорогие котоводы, а вы знали, что американцы вывели котиков, на которых не бывает аллергии? Вот их сайт  http://www.allerca.com  Уж не сочтите за рекламу, просто очень интересно! В России еще нет таких? Никто не покупал? Пишут, что никакой генной ...