Мятеж и пропаганда


Заметка о польском восстании 1863-64 годов будет неполной без упоминания о том, что поляки, потерпев сокрушительное поражение в боях с русской армией, с лихвой отыгрались на пропагандистском поле. Во время мятежа едва ли не вся европейская пресса наперебой писала, что дикая восточная деспотия топит в крови цивилизованный, благородный и поэтичный
В то время, когда польские повстанцы жестоко расправлялись с православными священниками, монахами, гражданскими чиновниками и учителями русского языка, английские и французские газеты и журналы переполняли сообщения о вымышленных российских зверствах, сопровождаемые очень эмоциональными рисунками и карикатурами. От них не отставала и выходившая в Лондоне эмигрантская газета "Колокол", открыто выступавшая за поражение русской армии и призывавшая "западные демократии" немедленно начать войну против России.
К сожалению, никакой ответной реакции на эту вакханалию не последовало. Петербург даже не пытался вести контрпропаганду и оповещать международное сообщество об убийствах мирных жителей, сожжении православных храмов и иных преступлениях повстанцев, да и вообще - хоть как-то демонстрировать западной аудитории свою логику и точку зрения на происходящее. Если на предыдущее польское восстание хотя бы Пушкин откликнулся своим знаменитым стихотворением "Клеветникам России", то в 1863 году не было даже этого.
В результате Российская Империя в очередной раз предстала перед Западом как хищное чудовище и извечный враг цивилизованного человечества.

Типичная лживая картина середины XIX века с изображением зверств русских оккупантов в Польше. Дикие казаки врываются в костел во время богослужения, топчут копытами и избивают нагайками ксендзов и прихожан. Ну, разве можно после такого не восстать?
На заставке - еще одна аналогичная картина польского художника Войцеха Коссака "Черкесы в Краковском предместье". Чтобы не возникало путаницы, поясню, что Краковским предместьем в 1863 году назывался один из районов Варшавы, а к черкесам поляки относили терских казаков.

Слева - мемориальная часовня в память о православных жертвах польских повстанцев, построенная в Вильно в 1864 году. В 1919 году она была взорвана поляками, захватившими город, а в 1928 на ее месте сооружен фонтан.
Справа - торжественное перезахоронение в Гродно в 1921 году останков участников восстания, убитых в бою с российскими войсками.

Аллегорическая картина известного польского художника Яна Матейко, изображающая Польшу в виде прекрасной и гордой женщины, которую русские собираются заковать в кандалы.

Французские газетные карикатуры времен польского восстания. Смысл понятен без объяснений.

Карикатура на генерал-губернатора Польши М.Н. Муравьева, прозванного поляками "вешателем". Как уже говорилось в предыдущей заметке, при подавлении польского восстания по приговорам военных трибуналов было казнено порядка 400 его руководителей и активных участников. При этом сами повстанцы зарубили, закололи, повесили или закопали живьем более 500 "пособников оккупантов".


Скорбящий монах в оскверненном русскими костеле.

"Куют косы" - самая известная картина из "повстанческого" цикла Гротгера. Ее репродукция была помещена даже в белорусском учебнике истории, по которому я учился в школе.

Поляки мужественно защищают свое поместье. Почему-то им не приходит в голову, что русские могут выстрелить сквозь деревянную дверь.

"Возвращение". Русские изверги ограбили дом и зверски убили всю семью, включая грудного младенца.

Эту картину я бы назвал "Юзик ни в чем не виноват!" Кстати, обратите внимание, что настенное распятие висит в обрамлении пистолетов. Это символичный момент, наглядно характеризующий психологию польской шляхты.

Современные польские художники, работающие в жанрах аниме и фэнтэзи, тоже рисуют картинки на тему "январского" восстания. Судя по гербам на седлах, слева изображен украинец, в центре - поляк, справа - литвинка (или литовка?), а сзади, во французском кепи, очевидно, западноевропейский волонтер.

Ну а тут и без комментариев ясно, кого символизирует жирный орк, а кого - храбрый гном.
|
</> |