Мясник
stokesequation — 17.06.2019Сбитых пилотов штурмовиков Ил-2 немецкая пехота в плен зачастую не брала. Убивали на месте.
Они ненавидели эти самолёты. И у ненависти было вполне понятное основание.
Ил-2, вооруженный двумя авиапушками калибра 23 мм и двумя пулемётами ШКАС, а также, в зависимости от ситуации, реактивными снарядами, авиабомбами и даже ампулами с напалмом, был очень страшным оружием, особенно тогда, когда немецкое превосходство в воздухе пошатнулось и действия штурмовиков уже нормально прикрывались истребителями. Штурмовик мог и сам постоять за себя — но у него совсем другая задача, и в воздушном бою он, разумеется, был хуже заточенного под маневренный бой истребителя.
Типичной целью для штурмовиков были колонны войск на марше - выстроенные в одну линию войска, танки, автомашины и другое имущество было прекрасной целью для бомбометания, обстрела ракетами и прошивания пушками. Если эта колонна была недостаточно прикрыта зенитной артиллерией, штурмовики Ил-2, выстроившить в круг, по очереди непрерывно обстреливали врага до израсходования боекомплекта.
Один из пилотов Ил-2 делится воспоминаниями:
"Вот Покрышкин сделал более 500 вылетов. Провел 84 воздушных боя. Сбил 59 самолетов. У меня тоже 84 боевых вылета. Но если нашу эффективность пересчитать на деньги я ему не уступлю. Будьте уверены! Конечно, у штурмовиков руки по локти в крови. Мы же редко промахивались. Я видел, как после нашей работы горели эшелоны – имущество, горюче-смазочные материалы, техника, живые люди. Под Пилау, через залив, по льду была проложена прямая, как стрела, двенадцатикилометровая дорога, по бокам которой высились снежные валы, оставшиеся после расчистки снега и не позволявшие отбежать при атаке с воздуха. По ней отступали войска, эвакуировались гражданские. Это ужас, что на ней творилось, когда мы заходили четверкой, бросали тонну двести 25-килограмовых бомб, пускали шестнадцать РС и поливали их из пушек и пулемётов. Там после нас кровавая каша оставалась. Страшно смотреть. Но это был наш долг, который, я считаю, мы исполнили по первой категории. Сделали все, что могли."
Для того, чтобы производство самолёта Ил-2 окупилось, надо было сделать всего пару-тройку успешных боевых вылетов. Но в начале войны лётчики Ил-2 в среднем совершали 5-6 вылетов до того, как их сбивали. Бронированный штурмовик (настоящий инженерный шедевр, если разобраться в конструкции) практически не чувствовал пулемётный огонь, а вот зенитные снаряды уже наносили существенные повреждения — но даже тут броня позволяла многим из этих снарядов уйти на рикошет.
Немецкие пилоты-истребители за эту живучесть (и одновременно за низкую маневренность, особенно с боевой нагрузкой) прозвали самолёт "бетонным бомбардировщиком".
А немецкие солдаты называли самолёт просто. "Мясорубка", "мясник", "железный Густав". "Черной смертью" его не называли - это скорее всего относится к уже послевоенным мифам. Но мне кажется, что и "Мясника" более чем достаточно.
36 тысяч самолётов. Это самый массовый боевой самолёт в истории.