Музыка форм

Автором проекта здания, в котором, например, были напечатаны первые поэтические сборники Марины Цветаевой («Волшебный фонарь» и «Вечерний альбом»), был легендарный Федор Шехтель.

Кстати, именно в скоропечатне Левенсона Антон Павлович Чехов брал кредит. Тогда его ещё никто не знал, поэтому писателю, чтобы выпустить свой первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены», пришлось брать рассрочку на 4 месяца.

Владелец скоропечатни Александр Александрович Левенсон. О его личности известно до обидного мало, нельзя даже точно назвать годы жизни. Родился он предположительно в 1851. Но неоспоримо, что вся его жизнь была тесно связана с его предприятием.

«Первые годы оказались для нее далеко не легкими: приходилось иметь дело все с мелкими работами, притом немногочисленными, и выжидать больших заказов. Каждый посетитель, являвшийся в типографию, и не подозревал, как он возбуждал надежды, разрешавшиеся, большею частью... заказом какой-нибудь сотни визитных карточек или тысячи коммерческих счетов!».
Мастерские Товарищества оказывались способными исполнять одинаково, как мелочные работы, так и огромные заказы, и что всего важнее - они одинаково были приспособлены к выполнению как простейших работ, так и сложнейших художественных репродукций. Образцом последних могут служить, например, все печатные работы для празднеств Священного Коронования Их Величеств, которые Товарищество имело счастие исполнить в 1896 году по заказу Министерства Императорского Двора. Эти работы потребовали высоко-художественного исполнения, и мастерские Товарищества с честью их выполнили. Многие из служащих Товарищества получили тогда за эти работы Высочайшие награды» )из Истории скоропечатни, изданной в самой скоропечатне).
Хромо-типография в 4 краски из программы парадного спектакля 17 мая 1896 года:

С каждым годом заказов становилось все больше, потребовалось новое здание, под строительство которого выкупили участок в центральной части Москвы. Для создания проекта пригласили знаменитого архитектора Шехтеля.

Новое здание типографии после строительства стало одним из красивейших в Москве. Выполненное в общей стилистике Средневековья (неоготика), оно было дополнено новыми для того времени веяниями модерна, классиком которого сегодня считают Шехтеля.
Текучие, плавные мотивы сглаживали резкую строгость средневекового зодчества, поэтому впечатление от фасада получалось скорее легкое, чем тяжелое, которое навевает обычно готика.

Главных входов в здание Товарищества - два. Один со стороны двора, через оригинальную сторожку-контроль, предназначается для служащих и рабочих, другой - для публики. Последний устроен по наружному фасаду, несколько отступая от его центра. Он ведет в помещение конторы и Правления Товарищества, хотя через него можно было войти и в мастерские.
Сам фабричный корпус занимал глубину двора и состоял из четырех этажей, на каждом из которых было размещено по 11 огромных окон.

Главный вход для публики вел в обширный вестибюль и помещение конторы Товарищества.

Главное украшение здания -это «текучая» лестница -визитная карточка Шехтеля.

Типография Левенсона работала до 1917-го года, когда здание было выкуплено Земгорода.
После революции его национализировали, в здании открыли 16-ю государственную типографию треста Мосполиграфа (просуществовала до 1942-го года).
Сегодня в здании скоропечатни размещается офисный центр.


Реконструкция здания была начата в 2013-м году.



Внешне стилистика, естественно, не изменилась.


Сохранилась и знаменитая лестница Шехтеля.


Внутри чувствуется дух истории, которой как будто пропитаны стены этого прекрасно сохранившегося образца русской архитектуры начала ХХ века.
|
</> |