Мурманский транспортный филиал Норникеля
zavodfoto — 03.06.2024 Море, корабль, рыба и полярное сияние - все это можно увидеть не только на гербе Мурманска, но и в самом Мурманске. Все дело в том, что город вытянулся более чем на 20 километров вдоль скалистого восточного побережья Кольского залива, в 50 километрах от выхода в открытое море. Поэтому и не удивительно, что это место всегда хотело стать полезным для наших людей. А ещё так совпало, что в своё время в регионе нашли богатые залежи никелевой руды. И вот эта синергия дала жизнь Мурманскому транспортному филиалу ПАО «ГМК «Норильский никель».Планы устройства портового города за полярным кругом появились ещё в 1870-х годах. 3 (16) апреля 1915 года, во время Первой мировой войны, на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря был основан Мурманский морской порт и при нём - портовый посёлок Семёновский, названный по имени бухты, где сооружались причалы. Со второй половины 1920-х годов город стал быстро развиваться, поскольку у Советского Союза возникла стратегическая потребность в обустройстве крупного порта, транзит через который не зависел бы от отношений с соседними странами. Кстати, помимо военно-стратегических целей, через порт осуществлялось морское сообщение со строящимся в Норильске Горно-металлургическим комбинатом.
2.
Да, и сегодня основой экономики города является Мурманский морской порт. К порту, например, приписаны все атомные ледоколы России. Порт Мурманск является штаб-квартирой Северного морского пути и управления морского транспорта Российской Арктики. А еще и Норникель остается на одной волне. Мы уже с вами знаем, как он технологически связан с Кольским полуостровом.
3.
4.
5.
Начиная с советских времён Севморпуть активно использовали для транспортировки грузов на Таймыр и Дальний Восток, северного завоза в населённые пункты Арктики, а также для доставки научных экспедиций. В наше время роль этой транспортной артерии возросла ещё сильнее. Поэтому Норникель владеет не только портовой инфраструктурой в Арктике, но и является судовладельцем. Компания начала формировать собственный арктический флот в начале двухтысячных. С тех пор стабильная транспортная система - собственный флот усиленного ледового класса, морской порт в Дудинке и перегрузочные терминалы в Мурманске и Архангельске - обеспечивают ей круглогодичную и стабильную поставку материально-технических ресурсов для производства и собственно продукцию металлургического гиганта потребителям. От транспортников напрямую зависит ритмичность работы производственных площадок, их снабжение сырьём и материалами.
6.
Мурманский транспортный филиал ПАО «ГМК «Норильский никель» был создан в августе 2005 года. До этого в Мурманске лишь была контора-филиал с численностью 26 человек и бюджетом около 15 млн. рублей в год, главная задача которой заключалась в контроле за перевалкой через Мурманский порт порядка 35 тысяч тонн грузов материально-технического снабжения на Дудинку. Сегодня филиал состоит из двух основных подразделений: судоходного и перегрузочного терминалов. Для любителкй статистики добавлю. Проектная мощность терминала - 1 500 тысячи тонн в год. Общая протяжённость причальной линии 460 м. Линия состоит из двух причалов, на которых возможна обработка судов длиной до 260 м, шириной до 32 м и осадкой до 10,65 м или длиной до 169 м, шириной 23,1 м и осадкой 10 м.
7.
8.
9.
10. Причалы терминала оборудованы портальными кранами грузоподъемностью от 40 до 80 тонн.
Краны «Витязь» - самые мощные в своем классе и относятся к последнему поколению перегрузочной техники. Приятно видеть и здесь отечественное оборудование. Эти краны отличаются увеличенной грузоподъемностью, большим грузовым моментом и повышенной производительностью при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ. Максимальная грузоподъемность крана в грейферном режиме составляет 32 тонны, максимальная грузоподъемность в крюковом режиме - 80 тонн на вылете стрелы 25 метров. Они преимущественно задействованы для перевалки контейнеров.
11.
12.
13. На благо России работают тут и варяги - краны Liebherr.
В этот день здесь был пришвартован дизель-электроход «Талнах». Этот контейнеровоз типа Aker Arctic CS 650 принадлежит к категории судов самого высокого ледового класса. Длина контейнеровоза около 170 м, ширина - 23 м, полная грузоподъёмность - 14,5 тысячи тонн, или 650 единиц контейнеров, валовая вместимость судна около 16 тысяч тонн. Церемония присвоения судну имени и передачи его заказчику, «ГМК «Норильский никель», прошла 11 декабря 2008 года в Германии на верфях Висмар и Варнемюнде, которые принадлежат компании Wadan Yards. 12 декабря 2008 года судно, получившее имя «Талнах», отправилось из Германии в Россию для работы в условиях Северного морского пути. Тогда такое судно стоило около 70 миллионов евро.
Арктический дизель-электроход способен в тяжёлых льдах двигаться даже кормой вперёд. А всё благодаря движителю под названием азипод. У этих дизель-электроходов нет классического винта и классического руля, а есть гондола, в которой рулевая машина, электродвигатель и винт соединены в единый комплекс. Азипод вращается на 360 градусов, благодаря чему судно имеет, во-первых, уникальные маневренные характеристики, а во-вторых, очень хорошо чувствует себя в ледовых условиях. Так в тяжелых льдах они двигаются кормой вперед: гондола разворачивается винтом вперед, и судно наползает на лед тяжелой кормой, по сути топчет лед, а внизу винт размывает нижнюю часть. Раньше корабли с азиподом строили только для Балтики, а компания «Норникель» впервые заказала такие суда для замерзающих морей.
14.
15.
«Талнах» - это крановое судно, то есть может самостоятельно производить выгрузку и загрузку. Это полезная способность: Енисей после ледохода затопляет дудинские причалы, поэтому все оборудование, в том числе и краны, эвакуируют наверх (можно заметить, что они колесные), и некоторое время крановые электроходы производят разгрузочно-погрузочные работы на рейде, с помощью барж.
А так морской флот Норникеля включает 5 контейнеровозов типа «Норильский никель» усиленного ледового класса (ARC 7, по классификации PMPC) и танкер «Енисей» усиленного ледового класса (ARC 7, по классификации PMPC). Первый дизель-электроход «Норильский никель» был принят в апреле 2006 года. В июле 2008 года состоялась приемка судна «Мончегорск», в октябре 2008 года - судна «Заполярный». В ноябре флот Норильского никеля пополнился четвертым дизель-электроходом «Талнах» и, наконец, в январе 2009 года встрой вступил дизель-электроход «Надежда». Мне удалось в своё время побывать на «Надежде» и «Мончегорске» в порту Дудинка.
16.
17. Ричстакер (погрузчик для контейнеров) в работе.
18.
19.
20.
Что касаются складской мощи, то тут есть открытая площадка, которая способна вместить до 2755 TEU единовременного хранения контейнеров. Плюс есть и крытый склад способный вместить до 10 000 тонн готовой продукции (в основном там хранится медь и никель).
21.
Мончегорская площадка работает на сырье Заполярного филиала «Норникеля». В Мурманской области файнштейн из Норильска перерабатывают, разделяют на два концентрата: медный и никелевый. Никелевый проходит всю технологическую цепочку очистки от примесей, и в результате получают готовый электролитный никель. А вот медный концентрат фильтруется, и в контейнерах обратно отправляют в Заполярный филиал. Вот почему тут такое медное царство. И во всей этой цепочке без Мурманского транспортному филиала точно ни куда.
22.
23.
24. В этот день было сильно ветренно, и технике дали немного отдохнуть.
25.
Меня же в этот раз здесь зацепило даже не то, что Мурманский транспортный филиал умеет великолепно встречать и провожать грузы, а как тут ценят людей и самое главное - создают для них условия. Красивые шкафчики, вроде мелочь, а плюсик я уже отметил у себя в голове, комната отдыха, банька-огонь, а спортзал так и манит подтянуть форму. Стало в целом более современно, уютно, красиво!
26.
27. Отделочные работы здесь выполнены в соответствии с типовым дизайн-проектом студии Артемия Лебедева.
28. Ведь согласитесь, важно после работы прийти, принять душ, переодеться в чистое. А в таких условиях и настроение другое у работников.
29.
30.
За яркую красную окраску судна «Норникеля» называют «морковками». Это прозвище досталось им по аналогии с судами Мурманского морского пароходства, где работали многие члены экипажей «Талнаха», «Надежды», «Норильского никеля» и других дизель-электроходов.
На борту надпись « Arctic Express» не просто так. Судна Норникеля ходят по Северному морскому пути круглый год без помощи ледоколов практически по точному расписанию - несмотря на погодные условия и ледовую обстановку. Например, от Мурманска и Архангельска до Дудинки путь занимает 4,5 суток в летнее время и от 5 суток зимой, максимум 8 суток - если очень тяжелая обстановка. Эти трудяги двигаются в полутораметровом льду со скоростью не менее 2,5 узлов, а это примерно 5 км/ч.
31.
32.
33. Война-войной, а обед по расписанию, ну или просто перекус, раз выдалась свободная минутка другая.
34.
35.
36. Спортзал всем на зависть.
37.
38. Комната отдыха.
Вся эта красота была сделана в рамках программы «Норникеля» «Сделано с заботой», которая призвана создать новый уровень комфорта для сотрудников на производстве. Благодаря ей год за годом в подразделениях компании меняются к лучшему пространства для отдыха, досуга и поддержания здорового образа жизни.
39.
40. А потом мне еще разрешили подняться на крышу, смотрите, какие виды отсюда открываются на порт и город.
Мурманск - это самый большой город за полярным кругом. Сегодня здесь проживает более 267 тысяч человек. Несмотря на свой довольно молодой возраст - городу чуть больше ста лет.
41.
Мурманск может похвастаться множеством интересных фактов и историй. Свой день Рождения город празднует с 4 октября 1916 года. Первоначально город назывался Романов-на-Мурмане. Но после Февральской революции, как и большинство российских городов, был переименован. Первоначально в Российской империи мурманами называли пришельцев с севера, норвежцев и норманнов. Позже так стали называть и местность, где происходили столкновения с иностранцами. Таким образом, «Мурманск» - это город на Мурмане, то есть Кольском полуострове.
42.
За стойкость и героизм при обороне от немецких войск в годы Великой Отечественной войны Мурманску 6 мая 1985 года присвоено звание Города-героя. На него было сброшено около 185.000 авиационных бомб разной мощности - их число в полтора раза превосходило число жителей города.
43.
44.
А ещё в Мурманске, как мы знаем расположен самый северный крупный морской незамерзающий порт. Хотя, если честно, “незамерзающий” Кольский залив на самом деле неоднократно замерзал. Последний раз это произошло в 1999 году, когда в Мурманске была зафиксирована самая низкая температура за всю историю: -39 градусов.
45.
46. Напомню, в этот раз приехал я в Мурманскую область по приглашению Кольской ГМК. Это ключевой производственный актив компании «Норникель» на Северо-Западе РФ, единственный в России производитель электролитного никеля и кобальта. КГМК является градообразующим предприятием для трех муниципалитетов региона: Никель и Заполярный, где расположены рудник и обогатительная фабрика. Мончегорск, где расположены рафинировочные мощности. Кольская ГМК - это крупнейший налогоплательщик и работодатель Мурманской области.
Вся моя история с ПАО «ГМК «Норильский никель»:
АО «Кольская ГМК»:
«Норильский никель»:
|
</> |