![](/media/images/top/preview/img-fotkiyandexruget974274168715f0_85d17_54434939_XL.jpg)
Москвичам уже нечем дышать
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![пÑобки.jpg пÑобки.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/9742/7416871.5f/0_85d17_54434939_XL.jpg)
Кто бы ни приезжал к нам в Тольятти впервые, все удивляются дорогам в Автозаводском районе. Прямые широкие проспекты, прорезающие жилые массивы насквозь, а поперёк них, под прямым углом — улицы чуть поуже. Словно кто-то в классики играл. Учитывая то, что город стоит на берегу Волги (а после постройки водохранилища — на берегу Жигулёвского моря), посреди степи — ветер тут есть всегда. Поэтому бадминтон у нас непопулярен. Разве что найдутся желающие играть воланчиками со свинцовым сердечником.
А между тем, эта планировка была задумана специально: в городе, где есть автогигант и несколько химзаводов, где предполагалось, что количество условных автомобилей в пересчёте на одного условного горожанина будет выше, чем в среднем по стране, нужно было продумать, как избавиться от смога. Или обеспечивать всех противогазами. Учитывая непопулярность последних (на аватарку не смотрите), решили воспользоваться особенностями ландшафта и розы ветров.
Но когда выросло население и его способность обзаводиться чем угодно, лишь бы тарахтело и педальной тяги не требовало, даже такая планировка перестала себя оправдывать. Это особенно заметно, когда наступает столь редкий в этих краях штиль. А ещё заметнее, когда выбираешься на дачу и вкушаешь все прелести кислородной интоксикации — от лёгкого опьянения (пиво под шашлычок тут ни при чём!) до головной боли, крепчайшего сна и некоторого оцепенения в первые часы после утреннего пробуждения. Ну ладно, у нас миллион населения (кто-то говорит, что 740 тысяч, но не будем мелочиться — это не всех ещё посчитали), а что творится в той же Москве?
А москвичи, если верить соцопросам, считают, что много автомобилей в городе — это реально проблема. Тут товарищи из ВЦИОМа опросили всех, кто не успел увернуться ( http://www.kommersant.ru/doc/2805342 ), и что в итоге? Да, считают опрошенные, основной источник пыли и грязи — это авто. Да, чтобы кардинально изменить ситуацию с экологией в лучшую сторону, автомобилей в городе должно быть меньше. Даже с учётом того, что больше половины тех, кто это признаёт (60%, как нам тут совершенно правильно посчитали), сами такие. То есть, при авто. А то и не при одном.
Можно ли было представить такое где-нибудь в девяностые? Да даже в нулевые — вряд ли! Безлошадность и лоховатость можно было смело считать синонимами. Загазованность? Да ладно: закрыл окно, остальное — работа кондиционера с фильтрами.
То же самое и в отношении шума. Кстати, разница в шумовой нагрузке чётко ощущается, когда прилетаешь в Москву даже из Тольятти, который особой тишиной не отличается. Всегда думалось: наверное, москвичи уже привыкли. А вот и нет. Если верить тому же опросу, 43% отловленных и опрошенных шум раздражает. И просто закрыть окно с двойным-тройным стеклопакетом — уже не вариант: ведь в четырёх стенах всё свободное от работы время не просидишь.
Дальше — больше: 56% считают, что ради чистоты, тишины и вообще экологии в широком смысле автомобилей в городе могло быть и поменьше. А 48% (наверняка большинство безлошадные или при новых авто) вообще предлагают привлекать автомобилистов, причинивших вред экологии города, к ответственности.
Что это? Новый шажок в мировоззрении среднего горожанина? Забота не только о личном, но и внимание к общему? Я бы не спешил делать такой вывод, но предположил бы, что просто в Москве стало комфортнее жить. И москвичи эту зону личного комфорта начали расширять: она уже не ограничивается пределами своей квартиры, ей тесно, она просится наружу — на улицы, в парки. И хочется, чтобы там было не только красиво, но и чисто. И тихо. И чтоб было чем дышать.
Возможно, что, как ни парадоксально, толчком к таким переменам послужил экономический кризис: кто-то лишний раз не поехал на своём автомобиле, кто-то не уехал на лето за границу, кто-то был вынужден отказаться от дауншифтинга где-нибудь на Гоа или в Тайланде. А в городе-то, оказывается, шумно. И пыльно. Просто для сравнения: в любом из швейцарских городов летом можно гулять день напролёт по его улочкам — и к вечеру не будет ощущения пыльно-жировой маски на лице. И те, кто стал проводить больше времени на улицах города, стали задумываться: что-то надо делать! Этот город уже стал красивее, но он может стать ещё и чище.
В общем, поздравляю вас, дорогие москвичи. Вы вполне созрели для того, чтобы принять экологию не просто как блажь, а как осознанную необходимость. То есть — ещё одну из степеней свободы. А значит, что-то обязательно сдвинется в лучшую сторону.
|
</> |
![](/media/images/top/preview/img-fotkiyandexruget974274168715f0_85d17_54434939_XL.jpg)