Страсть, грех, колдовство: правдивая и сказочная история красных туфель
selyanka1 — 27.10.2023
Их носили героини Андерсена, они часто появлялись на киноэкранах, а
общество никогда не могло решить, чем считать эту яркую обувь —
символом королей или аксессуаром полусвета.
Древний Египет, кровь и земля
Обувь ярко-красного цвета расценивают как смелую деталь образа с
эротическим подтекстом.
Поэтесса, философ и психоаналитик юнгианской школы Кларисса
Пинкола Эстес в книге "Бегущая с волками" пишет: "В матриархальных
обществах Египта, Древней Индии, Турции и некоторых других районов
Азии главным событием пороговых обрядов было вручение юным девушкам
хны и других красных пигментов, чтобы они могли красить ими
ступни".
![Страсть, грех, колдовство: правдивая и сказочная история красных туфель 2a.jpg Страсть, грех, колдовство: правдивая и сказочная история красных туфель 2a.jpg](/images/main/strast-greh-koldovstvo-pravdivaya-i-skazochnaya-istoriya-krasnih-tufel-90588e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/7923780/7923780_900.jpg)
Красная глина
Самый важный из таких обрядов связан с первой менструацией, то
есть превращением девочки в девушку, готовую к замужеству.
Человек научился различать в природе красный цвет одним из
первых. Он ассоциировался с кровью и пещерами. Подтверждение можно
найти в древних языках. Например, в иврите "кровь", "красный",
"земля, глина" и "человек" — однокоренные.
Красные скалы Джеймс Прайс-Пойнт, Австралия
Пещеры могли быть как укрытием, так и опасным местом. Поэтому
красный всегда воспринимали как цвет, связанный и с жизнью, и со
смертью. А также со страстью и плодородием, с женским началом в
природе.
Колдовство датского писателя
Наиболее ярко противоречивый смысл красных туфель показал Ганс
Христиан Андерсен. Он вырос в бедной семье сапожника и прачки, был
застенчивым и необщительным, но в глубине души всегда отдавал
предпочтение красивым и смелым женщинам.
Впрочем, этого не показывал. Зато в его сказках много храбрых
и деятельных героинь, а вот персонажи мужского пола часто пассивны
и инертны. Яркий пример — Кай из "Снежной Королевы": он просто
сидит и мерзнет во дворце, пока Королева занята делами, а Герда —
его спасением.
Кадр из мультфильма Снежная королева © Союзмультфильм
(1957)
Андерсен много путешествовал, общался с лучшими умами своего
времени, а также — при всей религиозности — интересовался алхимией.
Поэтому символы и цвета в его произведениях неслучайны.
Одна из обладательниц красных туфель — Герда. Узнав, что Кая
украла Снежная Королева, она совершает странный поступок: приходит
к реке, бросает в нее обувь и просит ответить, где ее названый
брат. Потом забирается в лодку, которая движется сама по себе, а
башмачки плывут следом.
Кадр из мультфильма Снежная королева © Союзмультфильм (1957)
Исследователи трактуют эту сцену так: река в сказках — граница
между реальным миром и потусторонним. Северные народы сплавляли
умерших на лодках и плотах. Герда — шаманка, которую слушают силы
природы (она общается с птицами, цветами и зверями). Красные
башмачки — жертва ради Кая и символ того, что героиня находится на
пороге взросления. После встречи с ней Маленькая Разбойница
надевает красную шапку — это своего рода отражение ярких туфелек
Герды.
Танцы и грех
В сказке "Красные башмачки" туфли — мечта бедной девочки. Получив
их, она становится одержимой: развлекается на балу, забывает о
родных и близких. И заслуживает наказание — у обуви появляется своя
воля, туфельки начинают безудержно танцевать. Так Андерсен
показывает, что бывает, когда идешь на поводу у желаний и не
думаешь о душе.
В христианском мире красный — символ адского пламени и блуда.
Сказочник подчеркивает это, связывая женское начало с колдовством,
обманом и грехом.
Кадр из фильма "Красные башмачки" © Independent Producers
(1948)
В 1948-м по "Красным башмачкам" сняли фильм с выдающимися
танцорами Мойрой Ширер и Леонидом Мясиным. Это лента об одержимости
искусством: балерина должна сделать выбор между карьерой,
призванием и любимым мужем. Алые пуанты — символ сложного решения и
трагической развязки.
Кадр из фильма "Красные башмачки" © Independent Producers
(1948)
Белый цвет красных черевичек
"Привези мне, Вакула, черевички как у самой царицы", — говорит
красавица Оксана из "Ночи перед Рождеством". Она ставит влюбленному
кузнецу условие: пусть подарит ей туфли, как те, что носит
императрица. Само слово "черевички" ассоциируется с "червонным", то
есть красным. Когда Чайковский написал по повести Гоголя оперу,
костюмеры создали к спектаклю алую обувь — ее прекрасно видно даже
с дальних рядов.
Кадр из мультфильма "Ночь перед Рождеством" ©
Союзмультфильм (1951)
На самом деле, "черевики" происходят от слова "черево" — их делали
из цельного куска кожи с живота зверя. Цвет мог быть разным, у
Николая Васильевича сказано лишь, что они необычайно тонкой работы
и украшены золотом. Туфли в фильме Александра Роу "Вечера на хуторе
близ Диканьки" — бело-золотистые, с россыпью камней. Судя по
парадным портретам Екатерины II, именно такие ботильоны она и
носила.
Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки" © Киностудия им.
М. Горького (1961)
Но это ничего не меняет для массового читателя: обувь, которую
хотела Оксана, должна быть красной. О каких еще туфлях может
грезить гордая и надменная девушка?
"Ночь перед Рождеством" Постановка Театр кукол им. Образцова
Главный экспонат
В современной русской культуре красная обувь — символ мечты,
которая ни к чему хорошему не приводит. В фильме Алексея Балабанова
предел желаний героини Анжелики — туфли на высоком каблуке как
атрибут западной жизни, недоступный в Советском Союзе. Даже пережив
насилие и попав в плен к Журову, она печалится, что забыла в бане
любимую обувь.
Красные туфли на стене над ковром. Экспонаты
выставки-путешествия "Балабанов", которая открылась в
арт-пространстве "Севкабель Порт" в Санкт-Петербурге
Девушка может отказаться от туфель, оставить как улику, по
которой следователи выйдут на оборотня в погонах, но сама ставит
крест на своем спасении.
![Страсть, грех, колдовство: правдивая и сказочная история красных туфель 14a.jpg Страсть, грех, колдовство: правдивая и сказочная история красных туфель 14a.jpg](/images/main/strast-greh-koldovstvo-pravdivaya-i-skazochnaya-istoriya-krasnih-tufel-99f08e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/7926867/7926867_original.jpg)
Кадр из клипа группы Ленинград "Экспонат"
Такой же приземленный и ограниченный типаж высмеивает в песне
"Лабутены" Сергей Шнуров. Героиня поет о выставках и театрах, куда
ходит исключительно для самоутверждения, а не ради общения с
искусством. Особое значение она придает внешнему виду — модным
штанам и туфлям с красной подошвой.
Самый дорогой реквизит
"Особую популярность среди модниц красные туфли обрели в 1939-м —
после выхода картины "Волшебник страны Оз", — рассказывает стилист
Татьяна Петренко. — В книге Дороти носила серебряные башмачки, но в
Голливуде решили, что красные лучше смотрятся на дороге из желтого
кирпича".
А еще студия хотела опробовать передовую технологию цветной
съемки Technicolor. Всего изготовили четыре пары туфелек, каждая —
с 2300 блестками. По мнению искусствоведов, это самый ценный
реквизит за всю историю кино.
Слева красные башмачки Дороти в экспозиции the National Museum
of American History, США. Справа кадр из фильма Волшебник страны Оз
© Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) (1939)
На аукционах за эту обувь предлагали астрономические суммы. В
2000-м одна пара ушла за 666 тысяч долларов. Другую похитили в
2005-м из музея в Миннесоте — за информацию о том, где туфли, в
2015-м объявили награду в миллион долларов. Пропажа нашлась, но кто
украл и кто вернул, неизвестно.
Тем временем в суровой реальности
"Прародителем современных красных туфель можно считать обувь
Людовика XIV, — отмечает Петренко. — Он считал, что этот цвет —
только для придворных и высшего сословия".
Слева Жан Ламоньер. "Свадьба Людовика XIV и Марии-Терезии в
Сен-Жан-де-Люз 9 июня 1660 года". Музей Тессе. Справа Гиацинт Риго
Портрет Людовика XIV (1701)
После революции красный каблук запретил Наполеон, добавляет
Юлиана Шувалова, эксперт в области стиля.
Сегодня яркая обувь регулярно появляется в коллекциях Prada,
Simone Rocha, Valentino, Giuseppe Zanotti и, конечно, Сhristian
Louboutin. Противоречивая символика дизайнеров не смущает, а
богатая история вдохновляет.
![Страсть, грех, колдовство: правдивая и сказочная история красных туфель 18a.jpg Страсть, грех, колдовство: правдивая и сказочная история красных туфель 18a.jpg](/images/main/strast-greh-koldovstvo-pravdivaya-i-skazochnaya-istoriya-krasnih-tufel-2bad52.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/7927968/7927968_original.jpg)
Гости в туфлях от Christian Louboutin на обеде Couture
Council Award
"Визитная карточка Christian Louboutin — красная подошва, —
напоминает Петренко. — Для одного из первых показов молодой
Кристиан выкрасил лаком для ногтей подошвы каждой пары, и коллекция
имела головокружительный успех".
Бывший губернатор Аляски Сара Пэйлин в туфлях от Christian
Louboutin
Девушка в красных туфлях
Стилисты объясняют, с чем сочетать столь яркий предмет
гардероба.
"Выбирайте красные туфли в качестве главного акцента, —
советует Петренко. — Удачнее всего они смотрятся с монохромными
образами, например с черным платьем или костюмом".
Стритстайл. Красные туфли с джинсами
Некоторые стритстайлеры носят их и со спортивными джоггерами,
уточняет Шувалова. Но чтобы создать гармоничный образ с такой
знаковой вещью и не выглядеть эксцентричной, нужно разбавлять лук
более нейтральными вещами.
"Например, голубыми джинсами и коротким белым топом, — говорит
эксперт. — В офисном дресс-коде — брючным костюмом бежевого или
черного цвета и золотыми аксессуарами. Туфли впишутся гармонично и
добавят изюминки в образ".
Стилисты добавляют: сегодня красная обувь подчеркивает статус
и обеспеченность, внутреннюю свободу и стиль. А видит ли кто-то
неоднозначную символику — уже неважно.
Отсюда
И вот тут я не соглашусь и добавлю от себя, что неважно,
возможно, в России. Которая не Европа и не Запад. А вот там-то
как-раз очень важно, причем эта тема до сих пор как и при Андерсене
имеет необыкновенно четкий политический и религиозный
подтекст.
Во-первых, в США существует официальная общественная
организация The red shoe movement, которая борется за равные
права на работе. Ну все понимают, каких именно
меньшинств. Члены организации ходят только в красной
обуви.
Во-вторых, в США существует массово распространенная
конспирологическая теория про педофилов и сатанистов, входящих в
некий Red shoe club, при этом туда даже записывали бывшего
Папу Римского Бенедикта XVI, при котором католическую церковь
постоянно потрясала волна скандалов, связанных с детской
педофилией. А Бенедикт XVI везде ходил в фирменных красных туфлях
от Prada и заявлял, что красный цвет обуви - это кровь
Христова.
Но я в эту тему лезть не буду, просто уточняю, что для кого-то
неважно, а для кого-то ну очень важно.